В Татарстане 3086 населенных пунктов, из них половина – сельские – не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. Только 22 района из 43 на 75 процентов обустроены асфальтобетонными путями. И если бороться с "российской бедой" прежними темпами, то рапортовать о победе доведется лишь через 26 лет! Кроме того, в республике 32 тысячи километров автодорог общего пользования, в том числе 18 тысяч – муниципального, 13 тысяч – регионального и одна тысяча километров – федерального значения. И практически всем им требуется реконструкция.
Наконец-то кардинально изменится подход к решению этой проблемы и существенно увеличатся объемы дорожного строительства. Сейчас в недрах Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ разрабатывается комплексная программа "Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан на 2008-2012 годы и перспективы развития до 2017 года", которой предполагается присвоить статус президентской (по примеру программ газификации, ликвидации ветхого жилья). Ее реализация позволит достичь социально-территориальной справедливости, то есть обеспечить транспортной доступностью все города и веси нашего региона, а также удовлетворить потребности автомобилистов в комфортном и безопасном проезде. По крайней мере, так заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Ильдус Фасхутдинов на прошедшем во вторник в Кабинете Министров брифинге.
Специалисты утверждают, что для удовлетворения потребностей населения и экономики в транспортной инфраструктуре плотность автодорог должна составлять как минимум 300 километров на 1000 квадратных километров территории. Сегодня в Татарстане данный показатель на уровне 250 на 1000, в то время как в центре России – 390 на 1000. Правда, в некоторых соседних регионах, к примеру в Башкортостане и Самарской области, на 1000 квадратных километров площадей приходится меньше 200 километров дорог. Но это не может служить нам оправданием.
По словам министра, в текущем году на строительство и капремонт татарстанских автотрасс из федерального, республиканского бюджетов и прочих источников выделена рекордная сумма – 10 млрд. рублей (столько же запланировано и на следующий год). Только на сельские дороги направлено 2,4 млрд. рублей, и до конца этого года автомобильные пути будут проложены к 137 селам. Планируется капитально отремонтировать более 150 километров дорожного полотна, на что предусмотрено полтора миллиарда рублей. В будущем году эта сумма прирастет дополнительно двумя миллиардами, что позволит привести в порядок еще 360 километров автотрасс. Помимо этого, предполагается позаимствовать в 2008 году у Всемирного банка около 520 млн. рублей, которые пойдут на прокладку дорог к крупным животноводческим фермам, дабы обеспечить проходимость к ним современных большегрузов и другой техники.
В нынешнем году впервые идет целевое финансирование строительства дорог в новых жилых микрорайонах Казани, Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска. На эти цели из республиканского бюджета выделено 490 млн., федерального – 550 млн. рублей. А на ремонт казанских трасс направлен один миллиард. В будущем году будет продолжена реконструкция автомагистралей, ведущих из столицы республики к Набережным Челнам, Оренбургу и Ульяновску. А также планируется начать модернизацию автотрассы Казань – Зеленодольск, на что федеральный центр намерен дать 30 млн. рублей.