С первыми признаками рассвета из причальных ворот чистопольской лодочной станции "Восток" одна за другой в разные стороны камских просторов уходят так называемые маломерные суда – "казанки", "нептуны", "амуры". Одни рыбаки спешат на ловлю щуки, судака, жереха на Кубасский затон, в местечко Дагат, другие – в район Черепашьего, Красного Яра, Островного, третьи предпочитают рыбачить поближе – на веслах, моторах перебираются к другому берегу реки, встают на якоря и начинают ловить леща, подлещика, сенца…
Как ни печально для любителей рыбной ловли, но летне-осенний сезон подходит к завершению. Опустеют, осиротеют скоро и причальные стенки лодочной станции, которая готовится к размещению и зимнему хранению маломерных судов.
Благоустроенней и привлекательней становится в последнее время гавань для лодок, катеров и яхт. На причальных стенках полностью заменили деревянный настил, установили новое электрооборудование, светильники, отремонтировали большую часть понтонов, укрепляют и реконструируют сейчас защитные сооружения, обеспечена надежная охрана маломерного флота. Немало добрых перемен намечено на ближайшую перспективу.
Серьезное испытание на прочность лодочная станция выдержала в сентябре, когда на нее обрушился сильнейший за последние годы ураган, сорвавший с мест заиленные полуторатонные якоря, надежно державшие баржи на приколе около 20 лет. Как нитки, были оборваны многие причальные крепления лодок, но, к счастью, ни одна из них повреждений не получила.
Надежность хранения маломерных судов, обновление лодочной станции обеспечиваются весомыми вложениями средств на ее развитие. Только за последнее время на эти цели израсходован почти миллион рублей. Активную финансовую помощь станции оказывает генеральный директор ОАО "Часовой завод "Восток" Владислав Цивилин.
– Радует, что в последние годы у нас растет количество маломерных судов, – говорит начальник станции Николай Остолопов. – Если три года назад было 470 единиц, то сегодня их уже почти 530. Наблюдается значительное увеличение импортных двигателей "Ямаха", "Хонда", мощных, современных катеров, яхт. Кстати, наша станция вкупе с живописной природой и щедрой рыбалкой все больше привлекает владельцев речных судов из Казани, Альметьевска, Бугульмы, других городов и райцентров. Но тревожит то,- добавляет Остолопов, – что в последнее время поднимается вопрос о переводе лодочной станции на окраину города, что вызывает возражения не только у владельцев маломерных судов, но и у многих горожан. Ведь во многих зарубежных городах такие станции размещены в самом центре, являются их гордостью и украшением. Почему бы и нам не последовать хорошему примеру?
Для многих чистопольцев именно с лодочной станции, к которой ведут главные городские улицы, начинается любительская рыбалка, отдых на камских просторах.
– Как на желанное свидание к любушке своей, каждое утро спешу к реке, – признается пенсионер, опытнейший рыболов-любитель, поймавший в прошлом году на простую самодельную мормышку почти двадцатикилограммового сома, Евгений Зиновьев. – Всеми душевными нитями связан с красавицей Камой, которая щедро одаривает первозданной красотой, вкусной рыбой. Хотя по личному опыту знаю, какой суровой и беспощадной бывает она в разбушевавшуюся стихию и как требовательна к тщательной подготовке судна, соблюдению безопасности на воде.
Эту проблему лодочная станция решает в тесном контакте с Чистопольским центром государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), третий год кряду занимающим в республике первое место. Входящая в состав МЧС России в последнее время инспекция значительно укрепила материальную базу, профессиональный состав и свою боеготовность. Сегодня на вооружении чистопольских инспекторов – быстроходные катера и другая техника. На основе автомобиля "КамАЗ" формируется передвижной спасательный пункт для оказания помощи терпящим бедствие на реках и водоемах. Умело организует и направляет работу центра госинспекции его руководитель Владимир Старостин, в прошлом капитан речных судов.
Под охраной инспекции – значительная акватория рек Камы, Шешмы, Ика, Карабашского водохранилища, на которых находится 11 лодочных станций, более 4,5 тысячи маломерных судов. Коллектив инспекторов ведет работу по профилактике нарушений правил безопасности и несчастных случаев на воде, выручает попавших в беду. Так, например, минувшим летом команда старшего инспектора Александра Корчагина с помощью Дмитрия Жилочкина и его напарника спасла рыбаков, запутавшихся в рыболовных снастях перевернувшейся лодки.
– Основные нарушения правил безопасности на воде, – отмечает Владимир Старостин, – это отсутствие сигнальных огней, спасательных жилетов, употребление спиртных напитков, беспечность в управлении маломерными судами. К сожалению, торговля сигнальными фонарями как в Чистополе, так и в других районах так и не была организована и не все судовладельцы смогли их приобрести. На многих маломерных судах из-за незнания владельцев вместо спасательных находятся страховочные жилеты, которые вряд ли помогут человеку в беде.
…Быстро опускаются на реку осенние сумерки, усталые, но отдохнувшие душой от общения с природой, с уловом рыбы и грибами возвращаются горожане в выходные дни в родную гавань, чтобы с новыми силами начать рабочую неделю.