Спорт послужит прорыву в железнодорожной сфере и росту конкурентоспособности Татарстана
Железнодорожный транспорт является, пожалуй, самым доступным для среднестатистического россиянина, но и наиболее консервативным – немногое изменилось здесь с советской эпохи.
Справедливости ради следует заметить, что некоторые заморские ноу-хау наши железнодорожники все же переняли. К примеру, в последнюю пятилетку запустили скоростные аэроэкспрессы, соединившие некоторые московские вокзалы с аэропортами. А в конце 2009 года в свой первый рейс из Москвы в Санкт-Петербург отправился высокоскоростной электропоезд «Сапсан». Сейчас эти «соколы», разработанные германской компанией «Сименс» специально для России, «летают» между Первопрестольной и Северной столицей, Питером и Нижним Новгородом, Нижним и Москвой.
Может ли Татарстан рассчитывать на такие прелести цивилизации? На этот вопрос ответил начальник Горьковской железной дороги (в зону обслуживания которой входят 15 субъектов Федерации, в том числе наша республика) Анатолий Лесун в ходе пресс-тура в Нижний Новгород, организованного на днях ГЖД для журналистов.
Выручает Универсиада
Добраться от Казанского железнодорожного вокзала до международного аэропорта «Казань» (МАК) и наоборот – всегда было делом проблематичным. В доперестроечные годы можно было доехать до воздушных ворот столицы хотя бы на автоэкспрессах, которые регулярно ходили от бывшего старого аэропорта, находившегося в черте города (но далеко от железнодорожного вокзала). Сейчас Казань с МАК соединяет лишь один городской автобусный маршрут №97.
Поэтому в принятую на федеральном уровне программу по созданию к Универсиаде соответствующей транспортной инфраструктуры вошел проект по организации интермодальных перевозок от станции Казань до МАК.
В связи с этим в настоящее время ведется реконструкция существующей железнодорожной ветки Казань – аэропорт. На сегодня уложено более семи километров новой рельсошпальной решетки (расстояние же между точками – около 25 километров), делается защита пересекающих линию коммуникаций, ведутся ремонтные работы на железнодорожных платформах в столице. Планируется построить два путепровода на пересечении магистрали с улицей Тихорецкой и автодорогой у села Усады, а также терминал в аэропорту – специально для пассажиров скоростных электропоездов. Предполагается на этой ветке «поставить» станции Тихорецкую, Комбинат, Юбилейную, Аэропорт и остановочный пункт «Березовая роща».
По словам Анатолия Лесуна, этот проект оценивается в 14,5 млрд. рублей.
Вокзал номер два
Лишь в текущем году был снесен главный долгострой столицы республики, простоявший на границе Московского и Авиастроительного районов (на станции Восстания) в замороженном виде почти 35 лет, – каркас второго железнодорожного вокзала, проект которого был «срисован» с аналогичного американского объекта в Бостоне. Экспертиза не доведенного до ума здания, сделанная в начале двухтысячных годов, выявила его полную непригодность для дальнейшей достройки и эксплуатации. Поэтому было решено демонтировать «памятник» американо-советской архитектуры и до 2020 года построить вокзал «Казань-2» по другому проекту.
Новый объект будет совмещен со строящейся станцией метрополитена «Московская». Подземный переход соединит ее с залом ожидания, а надземный – будет вести из метро прямо на пассажирскую платформу. К объекту будет примыкать и автовокзал.
Анатолий Лесун сообщил, что к чемпионату мира по футболу 2018 года второй железнодорожный узел татарстанской столицы начнет принимать и высокоскоростные «Сапсаны».
«Сокол» приземлится к чемпионату мира по футболу
Как известно, в 2018 году Россия впервые в своей истории станет страной-хозяйкой чемпионата мира по футболу. Горьковской магистрали предстоит повысить скорость движения поездов, прежде всего «Сапсанов», на участке Москва – Нижний Новгород. Концепцией также предусмотрено строительство «самостоятельной» дороги между Нижним Новгородом и Казанью – специально для стремительных «Сапсанов».
Как заметил глава ГЖД, с запуском «Сапсана» из Нижнего до Москвы деловая жизнь Нижегородской области сильно оживилась, значит, повысилась и конкурентоспособность этого региона. Время движения между этими городами сократилось до 3 часов 50 минут. И бизнесмены стали отказываться от авиасообщений в пользу «соколов».
Кстати, Дирекция скоростного сообщения (филиал Российских железных дорог) объявила, что с 31 октября текущего года отменяет движение «Сапсана» в направлении Нижний – Питер. Как объяснил Лесун, рынок показал, что этот маршрут (в отличие от направления Нижний – Москва) не очень востребован – пассажиропоток не превышает 80 человек в сутки. Остается надеяться – в случае с высокоскоростным движением между Нижним и Казанью менеджеры компании не просчитаются.