И сказал тогда Серке…

Тем и замечательна наша республика, что самой судьбой предначертано быть ей общим домом для многих национальностей.

Автор статьи: Вячеслав ЗАГИТОВ

Тем и замечательна наша республика, что самой судьбой предначертано быть ей общим домом для многих национальностей. Живем и не задумываемся, что сосед слева – чуваш, справа – мариец, а лучшая подруга – удмуртка. Бежим друг к другу за помощью, одалживаем соль да спички, перехватываем денег до получки. Это – жизнь. Как говорила давняя знакомая нашей семьи, старенькая кряшенка Марья-апа, на чьих руках выросла моя дочь, хорошо, что Всевышний подарил миру множество наций, так жить интереснее, а уж сколько праздников можно вместе отмечать – и не перечесть!

Делить нам нечего, а вот поделиться – есть чем. Сегодня мы начинаем рубрику, в которой постараемся рассказать о том, как живут национальные общины и диаспоры нашей республики.

Мы с вами побываем в гостях у наших чувашей в Альметьевском районе, в селе Старое Суркино, самобытном, полном тайн и легенд.

Лучше места и не найти

Ночью примчался напуганный гонец. Утром в деревню войдут войска, и непокорные головы полетят с плеч. Люди, собравшиеся в доме главы рода Серке, молча смотрели на убеленного сединами старца. Ему решать. Как скажет, так и будет. Ясно было только одно – крещению не бывать. Серке тяжело глянул на сородичей и тихо промолвил: "Уходим, собирайтесь…".

 Собрались быстро. Девять сыновей и единственная красавица дочь Серке-папая не скрывали слез, но решение было принято. В полной тишине вся деревня стянулась к окраине родной Тяги. Оглянулись, молча помолились своим богам и тронулись в дорогу. Шли долго. Далеко позади остались родные приказанские земли, на которых столько лет в покое и мире жил дружный чувашский род. Страшно. Но куда страшнее лишиться покровительства своих богов, которые веками охраняли племя.

…Вот дорога пропетляла меж двумя холмами и резко ушла вверх. С вершины открылась изумительной красоты картина. Меж поросшими густым лесом холмами уютная равнина, где струятся говорливые ручьи. Вот оно – то благословенное место, которое отныне станет пристанищем рода Серке. И сказал тогда Серке своим сородичам: "Лучше места и не сыскать. Глухие леса скроют нас от дурного глаза…".

Первый дом срубили для Серке-папая. А деревню так и назвали его именем, по-русски получилось – Суркино. На дворе стоял 1670 год.

 – Отец-основатель нашей деревни смотрел далеко вперед, – рассказывает глава Старосуркинского совета Инна Альмукова, возглавляющая Альметьевское отделение Чувашской национально-культурной автономии РТ. – Место не только удобное, но и красивое. С двух сторон Макаровой горы бьют источники, и обратите внимание, они соединяются треугольником у моста при въезде в деревню. Здесь и начинается речка Сурка. А вот родник Вар, получивший свое название от слова "вар" – "варри" (середина), так как разделяет деревню надвое и втекает в речку прямо посередине. Есть у нас родник Альмендей в центре деревни, названный по имени одного из сельчан. Кстати, многие родники названы в честь наших жителей – родник Хузанбай (Хусанбай чале), родник Эрдуха (Эртуха чале).

Но, наверное, самое почитаемое здесь имя – Матрена. Она была единственной дочерью Серке. Легенда рассказывает, что пошла однажды девушка собирать ягоды. К югу от деревни были густые липовые леса. Под этими липами ягод было немерено. Увлеклась Матрена ягодами, да заблудилась. Не смогла выбраться из леса, да так и погибла в чаще. Деревенские нашли ее тело и там же похоронили. Но, как говорит дальше легенда, видимо, не понравилось ей это место, и долго блуждала душа Матрены, звала родных, пугала жителей. Посоветовал один старец перезахоронить ее, а выбор места поручить… лошади. Три дня держали лошадь некормленой. Потом вывели ее на середину деревни, отпустили на волю. Куда пойдет лошадь щипать траву, там и должно быть место упокоения Матрены. С той поры она уже никого не звала, не пугала, и сама Матрена считается хозяйкой кладбища. И сейчас, совершая свои обряды, сельчане поклоняются ей. Поминая умерших, заходя на кладбище, первым называют ее имя, спрашивают ее позволения побыть здесь.

У чувашей развит культ предков – почитание усопших родственников, именуемое "ваттисене асанни". Духи предков не просто сопровождали крестьянина в его жизни. Они заботились о его благополучии или же наказывали за проступки, предки управляли жизнью своего рода. Поэтому люди связывали с духами не только прошлое, но верили в зависимость от них будущей жизни живущего.

– А вы знаете, чем отличается Старое Суркино от других чувашских деревень? – спрашивает Инна Ивановна. – Тем, что праздников тут в два раза больше. Весь секрет в том, что сохраняем мы свои древние языческие обычаи и праздники и еще в знак солидарности с религиями наших соседей отмечаем и их праздники.

К дубу на поклон

Поклонялись древние суркинцы, как и нынешние, дереву. Под горой, которая носит и сейчас название Макарова, был дуб, которому они посвящали жертвоприношение – резали тут скот, тут же и молились. На язычников то и дело "покушались" миссионеры. Из соседней Васильевки не раз приходили попы, чтобы крестить жителей Суркино, но всякий раз селяне прогоняли священников. Так и остались некрещеными.

Как утверждают исследователи, в религиозной системе альметьевских чувашей-язычников переплелись воззрения древних тюрок, зороастризма (от иранских племен), иудаизма (через хазар), ислама (в болгарский период). По своей структуре эта система более сложна, нежели известные миру языческие верования. Основным объектом почитания является Сюльти Тура (Верховный бог), во власти которого находился весь мир: природа, люди, земля.

Видно, сама природа заложила в старосуркинцах стойкость и умение радоваться жизни. Этот народ всегда был силен своей сплоченностью, бережным отношением к традициям. Как не рассказать об обрядовом празднике "Учук", который тут проводят через каждые два года. Нынче он пришелся на начало июля.

– Мы собрались, чтобы поблагодарить природу за выращенный и будущий урожай, попросить благополучную зимовку скоту, пожелать здоровья и достатка всем, – рассказывает одна из самых уважаемых жительниц села Майбике Ильмукова, которая уже разменяла восьмой десяток. – Все село собралось на поляне за околицей, где обычно проводится "Учук". Каждый принес с собой чашки, ложки. Мясо при этом варится в разных котлах, а на бульоне готовят кашу. За день до "Учука" в домах пекут лепешки, специально варят пиво. Сборщикам дают деньги, кто сколько может. Раньше собирали крупу, масло, муку, яйца, а теперь все это покупается на собранные деньги.

Местом моления служит ровная лужайка. Поскольку для проведения этого обряда необходима вода, моление проходит у родника. Обязательное условие для "Учука" – наличие на месте деревьев, а лучше леса, в котором растут березы и дубы. Животное отводят на восточную от жертвенника сторону. В церемонии участвуют только умеющие молиться. Молодежь "тусуется" рядом на лужайке.

С песней и жить веселее

Чувашский народ всегда славился своими песнями, танцами, которые и теперь передаются из поколения в поколения. В каждой чувашской деревне можно услышать такую песню, которую знают только здесь, поскольку передавалась она изустно от прадедов к правнукам.

Немало их в репертуаре народного ансамбля "Сеспель". Этот коллектив собрала Зинаида Владимировна Алексеева в 1975 году, когда она, окончив Елабужское культпросветучилище, приехала в деревню и стала работать в здешнем Доме культуры. В первом составе было всего тридцать человек. Многие помнят 1976 год, когда этот ансамбль триумфально выступил на сцене Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани с песней "Линка-линка", которая потом не раз транслировалась по республиканскому телевидению. Много лет входила в репертуар ансамбля песня "Ирхи Атал" ("Утренняя Волга"). И эта песня не раз звучала на радио и телевидении.

Репертуар ансамбля просто уникален. Здесь не только чувашские народные хороводные и плясовые песни, но и свадебные обряды, записанные у местных исполнительниц Сарры Утнюхиной и Уняслу Сатыбаловой. И сегодня ансамбль много колесит по республике, активно участвует в конкурсах и фестивалях.

А мы побывали в гостях у солистки этого ансамбля Майбике Ильмуковой, которая славится в районе еще и как редкая рукодельница. В ее дом входишь, как в сказку. Полыхают вокруг маки, розы, струится изящное кружево. Вот сундук – "артя", накрытый вышитым передником. На кровать в чувашском доме садиться категорически нельзя. Это парадное и самое нарядное место избы. Зато вас ждет резная скамейка со спинкой. У накрытого стола хлопочет Майбике Стюховна.

– Не отпущу, пока мою кухню не отведаете, – машет руками она. – Стол у нас самый обычный, так деревенские чуваши испокон веков кормились.

Да тут глаза разбегаются! Обязательно – вареные яйца, свои наливные яблочки. Вот "кааба купле" – пирожки с тыквой, суп-лапша, блины. А вот фирменное – "хуплу".

– Вы его и сами можете приготовить, – замечает хозяйка. – Это тот же татарский бэлиш, только с нашей чувашской "изюминкой". Продукты те же, только желательно взять баранину, а на дне пирога – крупа. И бульон не добавляйте. Хуплу готовим как праздничную пищу, а вот ритуальная еда – яйца и каша. Иногда, при больших молениях забиваем птицу или скот – барана, быка или коня. А вот крепкие напитки прежде чуваши не пили, не было у нас самогона. Варили пиво, были особые сорта – праздничный, свадебный, ритуальный.

В Старом Суркино вам назовут немало имен, которые и создают славу этому селению. Та же певунья и рукодельница Майбике Ильмукова, знатная учительница Нина Паймендеева, заслуженный работник культуры РТ Зинаида Алексеева, заслуженный нефтяник РСФСР Петр Утнюхин. Тамара Сергиванова, которая не только прекрасно вяжет, вышивает, но и владеет редким искусством – изготавливает из бисера национальные головные уборы хушпу и тухъя. А еще в Старосуркинском сельском поселении живут около двухсот нефтяников и среди них – семейные династии Минюхиных, Утнюхиных, Паймуллиных, Саливановых, чей труд всегда на виду.

Гордятся суркинцы и своим главой. Энергичная и хваткая Инна Альмукова стала нынче лауреатом всероссийского конкурса "Лучший муниципальный служащий" и съездила в Германию, где набиралась опыта в Академии менеджмента города Целле.

– Мне трудно представить этническую палитру нашего района без чувашской культуры, – говорит глава Альметьевского муниципального района Ришат Абубакиров. – Сколько радостных минут дарят нам всем те праздники, которыми богата эта нация. А сколько славных имен вписаны в историю не только нашего района, но и республики!

Чуваши Татарстана дали России четырех Героев Социалистического Труда, девятерых Героев Советского Союза. А число заслуженных деятелей культуры, работников сельского хозяйства, промышленности, науки, образования, здравоохранения, нефтяников Республики Татарстан, именитых спортсменов и писателей исчисляется десятками. Благодаря активной работе землячества чувашей Татарстана в прошлом году в Аксубаеве воздвигнут мраморный бюст чувашского народного поэта Николая Шелеби. Нынче летом этого года в Дрожжановском районе открыли памятник дважды Герою Социалистического Труда, министру авиационной промышленности СССР Петру Дементьеву.

Дела и заботы чувашской автономии

– Сегодня чуваши, являясь третьей по численности этнической группой в Татарстане, играют видную роль в его культурной, общественной и экономической жизни, – говорит Николай Яковлев, возглавляющий Чувашскую национально-культурную автономию Республики Татарстан. – Наш язык, культура настолько тесно вплелись в пеструю этноконфессиональную ткань республики, что воспринимаются здесь как исконные. К примеру, кому не известна наша красавица Нарспи, своеобразный национальный аналог Джульетты, близкий и понятный не только чувашам, но и представителям других народов! Ею и по сей день вдохновляются поэты, модельеры, художники, композиторы. Недаром образованная в 1996 году Чувашская национально-культурная автономия в Республике Татарстан ежегодно проводит конкурс "Чувашская красавица". В 18 районах с компактным проживанием чувашей образованы национально-культурные центры, в 121 школе республики преподают язык и литературу, в городе Нижнекамске и селе Савгачево Аксубаевского района работают чувашские гимназии. На уроках музыки, изобразительного искусства, технологии дети обучаются основам игры на народных инструментах, знакомятся с национальным орнаментом, шьют костюмы, украшают их вышивками, постигают секреты национальной кухни.

В селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района и селе Хузангаево Алькеевского района работают музеи просветителя и создателя нового алфавита Ивана Яковлева и народного поэта Петра Хузангая, которые, я думаю, интересны не только нам, чувашам, но и представителям других наций республики.

С 1993 года в Казани издается республиканская газета на чувашском языке "Сувар". В Нурлате, Аксубаеве, Буинске и Старом Дрожжаном районные газеты дублируются на чувашский язык. Но сегодня хотелось бы подчеркнуть, что нам крайне не хватает телевизионного вещания на чувашском языке. 

Сегодня наша автономия и его представительства в районах активно ведут свою деятельность. Силами ЧНКА в РТ проводятся благотворительные акции в детских домах и домах престарелых, тематические выставки, творческие вечера чувашских поэтов и писателей, встречи активистов народного творчества и многое другое. Работают творческие коллективы эстрадных исполнителей, выпускаются музыкальные альбомы, созданные на профессиональном уровне. А фольклор является нашей гордостью, недаром Министерством культуры РТ регулярно проводятся фестиваль "Чувашский соловей" и народный праздник "Уяв". Несомненно, и новый для республики фестиваль чувашей Закамья "Учук" не только придаст новый импульс развитию культурных традиций чувашей в Татарстане, но и обогатит саму культуру родной для нас республики. Проблемы, конечно же, есть, но их можно решить, главное, что мы – вместе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще