При этом все, конечно, хотят быть счастливыми. Здоровыми. Любящими и любимыми. Успешными. Более успешными. Еще более успешными. Умеющими легко решать проблемы. В общем, чтобы все было хорошо и ничего за это не было. И неудивительно, что находится масса людей, готовых дать все это страждущим. Ну, конечно, не по мановению волшебной палочки, а в результате определенной работы над собой, над своими взглядами и отношением к жизни. Для этого пишутся книги, пользующиеся огромным успехом, организуются психологические тренинги, собирающие огромные залы, создаются массовые рассылки в Интернете, на которые охотно подписываются тысячи виртуальных читателей. Методы работы над собой предлагаются разные. Кто-то объясняет все жизненные неудачи кармическими причинами и призывает искать выход в смирении гордыни. Другие уповают на аффирмации – короткие емкие фразы позитивного характера типа "Мне всегда везет", которые надо повторять как можно чаще в течение дня. Третьи предлагают ряд физических упражнений в сочетании с внутренней концентрацией, потому что это помогает "просветлиться", интуитивно найти решение проблемы. Четвертые делают ставку на юмор, призывая побеждать трудности смехом. А есть еще пятые, шестые… В поисках счастья все средства хороши! Если бы не одно "но": книжки и тренинги стоят денег. Иногда больших денег. А когда речь идет о платных услугах, всегда есть опасность, что кто-то просто пытается нажиться на твоих проблемах. Тем более что многие авторы тренингов вовсе не являются профессиональными психологами… Так стоит ли искать счастья на таких вот тренингах, которых сегодня – великое множество, в том числе и в Татарстане?
Об этом мы говорили с врачом-психотерапевтом высшей категории, заведующим кабинетом социально-психологической помощи Республиканской клинической психиатрической больницы Юрием Калмыковым.
– Юрий Алексеевич, как бы вы в целом оценили подобного рода тренинги?
– Знаете, я думаю, что в целом это все-таки благо. Действительно, стрессов у людей сегодня много, и жизнь заставляет искать способы уйти от большого объема напряжения. К сожалению, в наше время самый распространенный из них – это алкоголь, то есть, по сути дела, уход от решения проблем. И, конечно, более правы те, кто пытается найти для себя опору в каком-то духовном развитии, будь то духовные практики, религия, увлечение психологией и психологическими тренингами.
– Но не свидетельствует ли стремление пойти на такой тренинг о психологической неустойчивости, слабости человека, раз он не может справиться сам со своими проблемами?
– Я думаю, в большей степени это свидетельствует как раз об активности человека, потребности в определенном росте, желании найти еще какие-то интересные пути для своего развития.
– Спрос рождает предложение, и не всегда это предложение может быть добросовестным. Хотя нельзя сказать, что в этом бизнесе очень много мошенников. Чаще те, кто организует и проводит подобные занятия, сами сильно увлечены своей теорией, в противном случае им было бы сложнее увлечь множество других людей. Настороженность стоит проявить, когда какие-либо тренинги, семинары окутаны тайной. Людей приглашают неизвестно на что, а на месте начинают "обрабатывать", говорить, что только здесь им смогут помочь, что все проблемы решатся, если они будут точно делать все, что велит "учитель", если просят приводить с собой других. Это уже чистый бизнес.
Должны смущать и очень большие цены на тренинги. Иногда за эти деньги вам могут просто пересказывать содержание каких-то книг по психологии. Так, может, лучше, потратив гораздо меньше, самому купить книжку и попытаться в ней разобраться?
Еще один момент. Когда в обществе происходят кризисы, какие-то перестройки, особенно возрастают нагрузки на человека, ему трудно адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира. И в это время часто усиливается интерес к различной мистике, астрологии, эзотерике (от греч. esotericos – внутренний; совокупность понятий, учений, верований, основной смысл которых скрыт от обычных людей и доступен лишь посвященным, прошедшим через определенные обряды и обладающим некоторой степенью познания. – Ред.). За этим стоит желание получить какую-то опору, но в таком поиске я вижу уход от ответственности, от того, чтобы преодолевать реальные трудности. Вместо того чтобы пытаться что-то в своей судьбе изменить, легче думать, что тебя сглазили, навели порчу… К сожалению, некоторые на этом неплохо зарабатывают.
– У Льва Толстого есть такая фраза: "Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя". И многие психологические книги и тренинги активно продвигают идею: мир ты изменить не можешь, поэтому меняться надо самому. А вот немецкий философ Шопенгауэр утверждал, что человек не в силах изменить собственную природу. Кому верить? И потом, если человек всю жизнь был меланхоликом – он, наверное, все же не станет холериком…
– С одной стороны, вы правы, есть темперамент, который не меняется в течение жизни. Но мировоззрение изменить вполне можно, отношение к себе, к людям, к обстоятельствам. Конечно, с возрастом люди меняются все медленнее…
– Но проблемы-то как раз и нарастают с возрастом – где-то после тридцати…
– Я бы не сказал. Как раз наиболее острые проблемы стоят перед человеком в период становления, в шестнадцать – двадцать пять лет.
– Но тогда еще есть время что-то изменить. А когда тебе под пятьдесят, ты имеешь то, что имеешь, и не видишь перспектив…
– В разных возрастах проблемы разные. Но по остроте все равно самым острым кризисом считается подростковый. Потом есть кризис среднего возраста, кризис, связанный с выходом на пенсию. И все равно в целом люди могут меняться в любом возрасте. Хотя не так быстро, чтобы это можно было легко заметить. И как раз тренинги и семинары могут ускорить этот процесс. У одного психиатра есть любопытное суждение: если было бы возможно собрать копии одного и того же человека в разных возрастах и дать им возможность пообщаться, то, скорее всего, они мало бы друг другу понравились и разошлись бы с желанием больше никогда не встречаться.
– Но как наши изменения повлияют на окружающую действительность?
– Из своей практики могу сказать: когда человек меняет отношение к жизни, то и окружающие себя с ним начинают иначе вести, и жизненные ситуации иные возникают. Так что внутренний рост человека очень важен.
– Не все люди ходят на психологические занятия и читают соответствующую литературу, но многие так или иначе сегодня пытаются концентрироваться на "позитиве". Некоторые мои знакомые – из числа людей с высшим образованием – в последнее время по телевизору смотрят только КВН и сериалы-ситкомы, полностью отказавшись от чтения, например, классической литературы. "Зачем мне Достоевский, когда все и так грустно?" – говорят они.
– К сожалению, люди сегодня действительно "уходят" в развлечения. Это тоже нужно, но не стоит этим злоупотреблять. Серьезная литература, серьезные фильмы способствуют личностному росту, делают человека мудрее, учат стойко переносить тяготы жизни. Конечно, классика, как сейчас говорят, "загружает", но это полезная загрузка.
– Но ведь действительно тяжело, когда у тебя в жизни куча проблем, читать Достоевского или Чехова. Там же выхода нет, жизнь тускла, безнадежна, бесперспективна…
– Как раз серьезные вещи никогда не сводятся к тому, что выхода нет. Всегда дается какая-то надежда. В этом и роль искусства – поддерживать человека, давать ему надежду.
– Но тогда, возможно, мы просто неправильно воспринимаем классику… Тогда как правильно подойти, скажем, к тому же Достоевскому?
– Хорошо, возьмем популярного современного писателя. Японец Харуки Мураками. Тоже все очень грустно…
– Как раз, на мой взгляд, его гуманные произведения и выход дают, и учат стойкости, добру, верности, преданности. Эти вещи заставляют задуматься, понять что-то о жизни, судьбе, предназначении. Они развивают, выводят человека на более высокий уровень, делают мудрее, помогают в конечном итоге более философски относиться к жизни и легче переживать какие-то мелочи.
– Верность и преданность – нынче не "модные" категории. Вот в Интернете есть много рассылок психологического характера, которые объясняют, что мы несчастны, потому что живем все больше для других, не позволяем себе делать то, что хочется. А нужно в первую очередь думать о себе, строить свою жизнь…
– Действительно, есть такие люди, которые настолько отказываются от своих желаний, под-
страиваются под других, что в итоге и сами несчастны, и окружающим с ними некомфортно. Но еще больше таких, кто не достигает счастья по причине своей эгоистичности, из-за которой у них не складываются отношения с другими людьми. Известный австрийский психолог Виктор Франкл выделял четыре фактора, которые дают человеку ощущение осмысленности жизни. Это эгоизм – получение удовольствия, самореализация – выражение своих способностей, альтруизм – жизнь для других и творчество – творческое отношение к жизни, к любой деятельности. И он считал, что, если у человека преобладают первые два фактора, если он стремится только к удовольствиям и самовыражению, он никогда не будет настолько счастлив, как альтруист и человек, склонный к творчеству.
– Не дает покоя такой вопрос. Почему при обилии всех этих тренингов, позитивных книг, развлекательных телепрограмм в обществе не становится больше счастливых людей? Ну ведь не становится же!
– Все-таки, думаю, психологическое состояние общества очень сильно зависит от социальных факторов. Все остальное – тренинги, семинары, книги, психологическая помощь – дают только некоторую поддержку, а социальное неблагополучие общества доминирует.
– Но ведь даже в благополучных европейских странах много самоубийств…
– Да, были периоды, когда развитые страны лидировали по количеству суицидов. Это объясняли официальной идеологией достижений, культа индивидуальности, большим расслоением общества. Когда человек не добивался чего-то в материальном плане, то чувствовал себя неудачником. Но сейчас все сильно изменилось. Западная идеология меняется, переходит от культа индивидуальных достижений к семейным, духовным ценностям. И сегодня суицидальная статистика там значительно снизилась.
– Зато у нас чуть ли не каждый второй погряз в вялотекущей депрессии. Может, это особенность нашего российского менталитета – делать культ из своих проблем?
– Культуральный момент, связанный с менталитетом, конечно, имеет значение. Проводились исследования по этому поводу, и специалисты выявили, что российский менталитет действительно включает в себя некую мрачность, пассивность. Отчасти это объясняется климатом. Но я все же думаю, наше настроение больше связано с социальными аспектами, а фактор ментальности культуры имеет меньшее значение.
– А можно ли в принципе сделать человека счастливым независимо от внешних обстоятельств? Вот у буддистов же как-то получается…
– Сделать – нельзя, можно помочь ему стать более счастливым, несмотря на обстоятельства. За счет изменения отношения к этим обстоятельствам.
– Да, это требует большего времени, чем занимает обычная консультация психолога по поводу какой-то конкретной ситуации или посещение какого-либо тренинга. Это не одна-две встречи, это недели, месяцы, а иногда и годы постоянной работы над собой. И сводится все не только к тому, чтобы научиться быть счастливым, несмотря на обстоятельства, сюда входит и обучение тому, как менять эти обстоятельства, и самому меняться. И при желании все это вполне достижимо.