Будут ли дорожать тарифы на телефонную связь, когда выход в Интернет подешевеет, почему лихорадит почту, какие новые информационные технологии стоят на нашем пороге, как развивается отрасль связи в целом – эти вопросы легли в основу беседы с министром информатизации и связи РТ Фаритом Фазылзяновым.
– Фарит Мансурович, на мой взгляд, у вас репутация закрытого для прессы чиновника. С момента вашего назначения на занимаемую должность прошло больше двух лет, а журналисты мало что знают о вас. Или я не прав?
– Вот уж не предполагал, что журналисты так думают. Напротив, мне казалось, что наша деятельность – и министерства, и лично моя – достаточно активно отражается в средствах массовой информации. Может быть, дело просто в том, что я не стремлюсь выпячивать собственные заслуги. В нашей работе главное – результат, а не разговоры по его поводу.
– Вместе с вашим назначением министерство было переименовано – в его названии появилось слово “информатизация”, которое потеснило второе – “связь”. Насколько это принципиально?
– Информатизация становится стратегическим направлением развития Татарстана. Новый курс реализуется в рамках поставленной Президентом республики задачи перевода экономики Татарстана на рельсы высоких технологий. Мы должны и можем построить в республике высокоразвитое информационное общество и обеспечить ее конкурентоспособность в мировой экономике. От этого зависит состояние экономики, уровень жизни населения в будущем, эффективность работы государственных служб. При назначении руководство республики поставило передо мной две основные задачи. Первая – навести порядок в отрасли связи и модернизировать ее, вторая – внедрить прогрессивные информационные технологии в государственном и промышленном секторах и расширить спектр услуг населению. Считайте, я менеджер, который обязан реализовать эту программу.
НАША СПРАВКА. Фарит Фазылзянов родился в июне 1967 года в городе Петропавловске Казахской ССР, куда его родители уехали на целину. В начале семидесятых годов семья вернулась в Татарстан. |
– Такие представительные встречи помогают посмотреть на себя со стороны и понять, на правильном ли мы пути, где отстали, а где преуспели. Нам удалось сделать форум действительно международным, привлекая к участию в нем представителей известных мировых производителей компьютерной техники и информационного обеспечения, таких как IBM, Cisco, HP, Microsoft, Intel, SAG, SAP. Это ценно еще и потому, что о Татарстане узнают далеко за его пределами и предлагают сотрудничать.
– Татарстан стал новатором в развитии проекта “Электронное правительство”, с помощью которого сегодня возможен прямой диалог рядового гражданина с любым чиновником.
– Главное, чтобы гражданин этого захотел и овладел основами компьютерной грамотности. Запуск “Электронного правительства” можно назвать для министерства ключевым событием прошлого года, презентация и обсуждение перспектив проекта были в центре внимания конференции. Уже сегодня около семидесяти процентов документов в Правительстве Татарстана рассматривается с помощью “мобильных электронных офисов” – своеобразных виртуальных приемных для населения. С помощью новых технологий мы добились многократного ускорения прохождения бумаг по инстанциям, а значит, решения насущных проблем, с которыми в Правительство обращаются бизнесмены и рядовые граждане.
Ключевой задачей для Татарстана я вижу развитие отечественной софт-индустрии, в том числе на базе создаваемых технопарков. Перспективной я назвал бы в этой связи проводимую работу на базе инновационно-производственного технопарка “Идея”. За счет внедрения современных электронных технологий рождение ценной идеи и ее воплощение будут разделять считанные месяцы или даже недели. В ближайшие три года республика вложит в создание и развитие ИТ-технопарка и парка “Химград” около 7,5 миллиарда рублей на принципах государственно-частного партнерства.
– Инвестиции в “Идею” впечатляют, особенно если учесть совокупное бюджетное финансирование, направляемое на информатизацию.
– На реализацию приоритетных проектов в области информатизации Правительство РТ два года назад впервые централизованно выделило 150 миллионов рублей, в прошлом году – более 141 миллиона, а в нынешнем предусмотрено освоить 211 миллионов. Бюджет учитывает не только финансирование проектов развития информатизации, но и затраты на эксплуатационные нужды. Особо хотел бы отметить, что созданы правовые законодательные основы развития процессов информатизации в республике, которые в том числе регулируют вопросы эффективного использования бюджетных средств на эти цели.
– На прошедшей конференции вы сообщили, что идеологией министерства должен стать принцип клиентоориентированности. Какое внимание в этой связи уделяется услугам для населения и бизнеса?
– Вот один из наиболее характерных примеров. В прошлом году для снижения нерациональных затрат и создания системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг в Казани был создан Единый расчетный центр. Основным его назначением являются начисление платежей за коммунальные услуги, формирование счетов-фактур, сбор и аккумуляция платежей населения, распределение средств по поставщикам. Кроме того, система позволяет формировать и предъявлять претензии граждан, создавая, таким образом, адекватную систему оценки деятельности РЖУ и управляющих компаний.
Каждый житель Казани, зарегистрировавшись на сайте ЕРЦ, получает индивидуальный пароль и доступ к собственному лицевому счету, в том числе информацию о начислениях, недопоставках, перерасчетах. Система дает возможность в режиме реального времени отслеживать свои текущие показатели, получить и оплатить счет-фактуру. Аналогичные системы предполагается запустить на всей территории республики.
– Фарит Мансурович, а как обстоят дела с традиционными видами связи? Многих наших читателей из глубинки волнует, например, информационное неравенство между городом и селом.
– При этом, видимо, в первую очередь подразумевается количество стационарных телефонов. И здесь я вынужден согласиться – число абонентов в сельской местности составляет в настоящее время около 160 тысяч против почти 966,5 тысячи городских. Это в абсолютных цифрах. К счастью, при сопоставлении в процентах разрыв не кажется таким резким. Общая телефонная плотность, то есть обеспеченность населения услугами стационарной телефонной связи, составляет по республике почти 31 телефон на сто человек. Среди горожан этот показатель превысил 35 телефонов, среди сельчан – 16,7 телефона. Устранение данного дисбаланса – один из приоритетов работы министерства. Сегодня эти различия во многом стирают стремительные темпы развития сотовой связи.
– Какова их динамика?
– В республике функционируют все основные федеральные стандарты и операторы сотовой связи. Благодаря деятельности этих компаний уровень проникновения сотовой связи превысил 111 процентов. Иными словами, многие из нас имеют по два и более мобильных телефона. Количество активных абонентов сотовой связи возросло почти до 4,2 миллиона. Процесс телефонизации в настоящее время пошел “вглубь” – операторы постоянно расширяют зону покрытия территории Татарстана услугами сотовой связи и повышают ее качество.
– Но вернемся к стационарной телефонной связи. Ее оцифровка позволила перейти на повременную систему оплаты. Это удобно: сколько наговорил – столько заплатил. Однако связь неудержимо дорожает, и многие татарстанцы вернулись к абонентской плате. Каково сегодня соотношение в городах между повременной и абонентской платами?
– Почти поровну. Никакой зависимости здесь не наблюдается. Все зависит от “говорливости” потребителя. Общее количество абонентов – физических лиц в республике 922,6 тысячи. Больше половины из них, а точнее 479,1 тысячи абонентов, выбрали абонентскую систему оплаты местных телефонных соединений, 418,2 тысячи – повременную. Остальные предпочли комбинированную систему оплаты.
– Ожидает ли нас вскоре очередное подорожание стационарной связи?
– Изменений до февраля будущего года не планируется. Вопрос о корректировке тарифов, как известно, теперь обсуждается раз в год. Его мы рассмотрим совместно с операторами связи в декабре. Многое будет зависеть от результатов их работы в текущем году и утвержденного роста тарифов на энергоресурсы.
– А когда действие повременки распространится на сельские районы республики?
– Подключение системы повременной оплаты осуществляется по утвержденному Правительством России графику, а также при наличии технической возможности. В большинстве районов это произойдет уже совсем скоро – с первого ноября. В 36 районах республики местные АТС уже переведены на цифровое оборудование. До конца года подобные работы завершатся в оставшихся семи районах.
– Один известный идеолог информационного общества называл новую цивилизацию глобальной деревней, обитатели которой, хоть и разделены сотнями и тысячами километров, стремительно узнают информацию друг о друге. Значит, теперь даже в глухой татарстанской деревне можно без проблем поставить телефон и с его помощью выходить в Интернет?
– Совершенно верно. В Татарстане снят с повестки дня вопрос с установкой стационарного телефона. Очереди ликвидированы. Поступающие заявки решаются оперативно в планово-текущем режиме. Новое жилье в городах телефонизируется автоматически. Значительно упали цены и на оборудование точки связи в старом жилом фонде, в том числе в сельской местности. Я могу сказать об этом вполне ответственно, поскольку сам постоянно выезжаю на места, где провожу прием населения. Людей, особенно предпринимателей и интеллигенцию, сегодня волнуют другие заботы – качество связи, количество телепрограмм и доступ в Интернет.
Только в текущем году в сельской местности установлено 2668 универсальных таксофонов, открыт 831 пункт коллективного доступа в Интернет. Напомню, что три года назад в Татарстане был реализован уникальный в масштабах страны проект по подключению 1306 школ к Всемирной паутине. В текущем году число таких школ доведено до 2432.
Сегодня наше министерство совместно с Минобрнауки республики реализует следующий этап информатизации школ – проводится переподготовка учителей, создаются специализированные информационно-образовательные ресурсы и электронные учебники, закупается и устанавливается лицензионное программное обеспечение, графическое и иное оборудование. Идет работа на перспективу – над созданием отечественного программного обеспечения с локализацией на родные языки.
– И тем не менее нередки жалобы, в том числе и от читателей нашей газеты, что ученики некоторых школ часто лишены возможности работать во Всемирной паутине…
– Подобное может происходить только там, где не хотят и не умеют организовать работу школьных интернет-классов. На мой взгляд, многое зависит от директора и учителей школы. Ведь некоторые как огня боятся компьютера. Вопиющая некомпетентность и информационная безграмотность! Нельзя в информационный век ограничивать детей в работе на компьютере, если, конечно, при этом не нарушаются элементарные правила безопасности и не наносится ущерб моральному здоровью.
– Вы отметили, что Интернет становится массовым. Но, насколько мне известно, его серьезно сдерживает высокая стоимость. В некоторых соседних регионах выход во Всемирную паутину в три-четыре раза дешевле. Почему?
– Действительно, наблюдается парадоксальная, казалось бы, ситуация – при почти стопроцентной цифровизации территории цены высоки. Этому есть объективные и субъективные причины. Снижение цен на скоростной Интернет до общероссийского уровня возможно лишь при усилении конкуренции на местном рынке, особенно в районах. Она может обостриться при внедрении новых технологий и приходе новых операторов, в том числе и федеральных. Ведь, как известно, структура цены за пользование Интернетом в настоящее время непомерно раздута. Вот посмотрите: потребитель покупает трафик у субпровайдера, субпровайдер – у регионального оператора, региональный – у федерального, федеральный – у международного. Ясно, что эту цепочку необходимо укоротить.
Во-вторых, тарифы на Интернет не подлежат государственному регулированию.
В-третьих, федеральным провайдерам развивать местную инфраструктуру на данный момент невыгодно, потому что это требует солидных инвестиций. Куда проще подвести к республике мощную телекоммуникационную “трубу” и преспокойно продавать оптовый трафик. Другой фактор дороговизны – монополия местного оператора “Таттелеком”. Из-за его негибкой тарифной политики развитие рынка и информатизации общества серьезно тормозится. Дороговизна обернулась тем, что телекоммуникационные сети, несмотря на высокий спрос на Интернет, загружены лишь на тридцать процентов, а значит, используются неэффективно.
Наш прогноз – рынок все расставит на свои места в ближайшие один-два года, взятая нами политика демонополизации рынка услуг связи будет продолжена.
– Наша республика превратилась в подлинный полигон испытания новых информационных технологий. Однако, если говорить, к примеру, о традиционной почтовой службе, снова возникают серьезные нарекания.
– Мы провели мониторинг и выяснили, что жалобы поступают в основном от казанцев. Напротив, для большинства сельчан почта превратилась в уголок цивилизации и связи с внешним миром.
С 2003 года почта в Татарстане перестала быть убыточной, хотя нерентабельными традиционные почтовые услуги являются и сегодня. Надо отметить, что в эту отрасль не поступают бюджетные вливания, как это было ранее. Развитие происходит за счет непрофильных финансовых и логистических услуг – например, таких как торговля, прием платежей, денежных перечислений, доступ в Интернет, дистанционное образование, продажа билетов через Интернет. В настоящее время в общей структуре доходов почты традиционные почтовые услуги составляют всего 18 процентов. Недавно мы отремонтировали и переоборудовали почти все отделения, чего не было уже на протяжении последних тридцати лет. Некоторые городские отделения работают без выходных и с удлиненным графиком.
– А не облегчит ли положение урегулирование статуса “Татарстан почтасы”? Если я не ошибаюсь, спор вокруг собственности предприятия между Татарстаном и федеральным центром так и не завершен. Может быть, есть смысл согласиться с вхождением этого предприятия в “Почту России”?
– Наша позиция неизменна: есть закон, все споры должны решаться в судебном порядке, “Татарстан почтасы” имеет право быть альтернативным оператором почтовых услуг для населения, входящим в единое почтовое пространство страны. Это собственность республики, которая в отличие от “Почты России” приносит прибыль и не требует государственного дотирования. Важно иметь в виду, что монополизация почты не сулит ничего хорошего, впрочем, как и любая монополия в экономике, в частности, для выживания местной периодической печати, особенно татароязычной, ведь тарифы на распространение в этом случае резко вырастут. В почтовой отрасли должна быть такая же конкуренция, как и в других отраслях.
С Татарстана, по сути, так и не снята полностью почтовая блокада. Наша корреспонденция и посылки идут по удлиненным маршрутам. И с почтовыми конвертами не все ладно – нам отпускают их не по себестоимости, а с торговой наценкой. Эти факторы не способствуют здоровой обстановке вокруг отрасли и качеству оказываемых услуг. Однако мы не опускаем руки, продолжаем оптимизацию почты. Видимо, будут закрываться убыточные отделения связи, вводиться мобильные маршруты для почтальонов, внедряться новые информационные технологии.
– Остается пожелать связистам успешно пережить время испытаний.