3 ноября в Казани пройдет съезд народов Татарстана. Представители различных национальностей и конфессий соберутся в столице республики, чтобы обсудить проблемы национального строительства, толерантности и дальнейшего этнокультурного развития. В преддверии этого большого события интервью журналу “Татарстан” дал Председатель Государственного Совета Татарстана, председатель оргкомитета по подготовке и проведению съезда Ф.Мухаметшин.
– Фарид Хайруллович, это уже второй съезд народов Татарстана. Первый состоялся в мае 1992 года. Как вы оцениваете его роль и значение в объединении народов, проживающих на территории республики, укреплении межнационального мира и согласия?
– Тот съезд был поистине историческим. Мы собрались в очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств, смена общественно-политического строя, вхождение в рыночную экономику – никогда на огромном пространстве бывшего Союза еще не было столь крутых поворотов. Все это сопровождалось экономическими проблемами, росла безработица, нарастали межнациональные конфликты в стране.
30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана единодушно провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики, а 21 марта 1992 года этот знаковый документ был подтвержден итогами республиканского референдума. Декларация стала цементирующим началом в проведении демократических преобразований, сохранении межконфессионального мира и согласия, закрепила в качестве основополагающего принципа развития нашей республики соблюдение интересов всех татарстанцев, их прав и свобод, независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Жизнь была перенасыщена событиями. Назрела необходимость собраться всем вместе и в спокойной обстановке обсудить происходящее, поговорить о дальнейшей мирной жизни всех наций, сохранении языков, культуры, обычаев и традиций, определить пути консолидации всех народов, проживающих на территории республики. И разговор, я считаю, тогда получился очень содержательным. Съезд народов Татарстана ознаменовал собой начальный этап постсоветского национального движения и определил в качестве его главного направления возрождение национальных культур и гармонизацию межнациональных отношений в республике.
– Какого вы мнения о сегодняшней ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Татарстане? К сожалению, в последнее время нередки сообщения о тех или иных проявлениях ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма в стране и мире. Можно ли назвать нашу республику образцом противодействия этой социальной “заразе”?
– Идеала, или, как вы говорите, “образца”, наверное, не существует. Поверьте, и в республике есть еще нерешенные национальные проблемы.
Другое дело, что в какой-то степени Татарстан является регионом высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем традиций взаимопонимания и уважения между народами, его населяющими. В этом плане можно говорить об особых механизмах, своего рода “рецептах” уникальной толерантности, татарстанской модели решения вопросов этнокультурного развития.
Так уж сложилось исторически. Татарстан, как и Россия, имеет два начала: славянское и тюркское, татарское. В этом и ключ к пониманию нашего прошлого и настоящего. Достаточно вспомнить, как почти тысячу лет назад два развитых государства Восточной Европы – Киевская Русь и Волжская Булгария заключили между собой мирный договор. Торговали, общались, дружили, помогали друг другу в сложных ситуациях. Такое богатство, как добрые отношения между народами Татарстана, складывалось веками.
Уникальность нашей республики – в прекрасной атмосфере диалога между различными национальностями и религиозными конфессиями. Совместное проживание выработало особую форму межнационального взаимодействия, которое способствует взаимообогащению языков и культур, формированию глубоких традиций, понимания и сотрудничества.
Есть такая народная мудрость: “Нация – это не остров, а часть материка, именуемого человечеством”. А история одного народа – не одиноко журчащий ручей, а течение в океане всемирной истории.
Что же касается сообщений о тех или иных проявлениях ксенофобии… Вы правы, есть примеры какого-то “одичания” национальных чувств, оживления расистских настроений. Межнациональные конфликты и в новом тысячелетии продолжают оставаться “пороховой бочкой”.
Несомненно, такие тенденции не просто опасны, а губительны для Российской Федерации как многонациональной страны, как уникального, выдержавшего испытания временем союза многих национальностей. Культурный смысл России, ее уникальная роль в развитии человеческой цивилизации как раз и состояла и до сих пор состоит в объединении, мирном сотрудничестве разных народов, всех наших традиционных конфессий.
– Какова роль Государственного Совета РТ как законодательного и представительного органа в деле укрепления межнациональной стабильности в нашей республике? Как бы вы охарактеризовали современную национальную политику на федеральном уровне?
– Межэтнические процессы – очень тонкая, я бы даже сказал, деликатная сфера. Вот почему так важно в опережающем режиме, законодательно их регулировать. А уж если возникают какие-то противоречия, то лучше разрешать их, опираясь на прочную правовую базу.
К сожалению, в Российской Федерации до сих пор нет единой концепции национального строительства, качественного законодательства в сфере межнациональных отношений. Мы порой боимся произнести само понятие “национальная политика”, тем самым разными путями уходим от этой проблемы, как будто ее и не существует. Но ведь от этого не легче, национальности никуда не исчезают…
У нас все еще продолжаются дискуссии вокруг “национальной идеи”, определения того, какой народ является государствообразующим. Я думаю, не на этом надо заострять внимание, не это сегодня главное. Нужно показывать важность развития именно многонациональной России, ее многоликой культуры. И показывать, что это – наше богатство.
Мы также ждем ратификации Европейской хартии “О региональных языках и языках национальных меньшинств”, которую Россия подписала в 1998 году.
В работе находится и законопроект об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в РФ. Напомню: и Президент Татарстана, и Государственный Совет республики дали неодобрительный отзыв на этот документ. Мы подготовили и отправили в Москву свои конкретные предложения на нескольких страницах, предложили уйти от каких-то оценочных позиций, не обособлять русский народ, не отделять его от других народов нашей страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, и самоопределившийся. И каждый народ, большой или малый по численности, одинаков в своих правах. Именно это красной нитью должно проходить через весь закон. Россия не укладывается в классическую категорию “нация – государство”, как это принято в странах западной демократии. Для обществ, где население различается по языку, конфессии, культуре, нужны иные принципы и подходы.
Последние события в России, рост экстремистских проявлений в регионах страны заставляют нас искать ответы на очень непростые вопросы, обеспечивая единство общества, не допуская межнациональной конфронтации.
В свое время в Татарстане также разрабатывался закон о межнациональных отношениях. Однако его не приняли. Насторожило предупреждение прокуратуры о том, что могут быть ущемлены интересы тех или иных народов, проживающих в республике. И предупреждение на том этапе (это было начало 1990-х годов) нам показалось обоснованным. Мы пошли по пути создания реальных прав всем народам. Сейчас у нас два государственных языка – русский и татарский, действует программа поддержки языков народов, проживающих в Татарстане. Есть специальная программа открытия национальных школ в местах компактного проживания народов. Наши нормативные акты основаны на центристской политике уважительного отношения к представителям всех национальностей. Это касается и законов, и указов, и постановлений Правительства нашей республики.
Особую роль в стабилизации общества сыграл Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и РТ. 13 лет назад это был, пожалуй, один из немногих путей к достижению межнационального мира, строительства фундамента нового федеративного государства после развала советской империи. Он стал, по сути, идеологией взаимоотношений, национальной идеей, объединяющей все общество, весь народ Татарстана. Новый Договор, вступивший в силу 11 августа 2007 года, также содержит нормы национального строительства.
На предстоящем съезде мы планируем обсудить проект Концепции национальной политики Республики Татарстан. Нам нужно услышать мнение ученых, политиков, юристов, представителей различных национальностей, широкой общественности. Концепция национальной политики сведет воедино все республиканское законодательство в сфере межнациональных отношений.
– Какова ваша оценка деятельности Ассоциации национально-культурных объединений РТ? С чем связаны планы ее преобразования в Ассамблею народов Республики Татарстан?
– Сегодня в Татарстане проживают представители более 90 национальностей. Несомненно, сохранение стабильности в таком полиэтническом регионе – важнейшая задача и государственных структур, и общественных организаций.
Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан была создана по решению первого съезда народов Татарстана. В бурные 1990-е, я думаю, это был более чем своевременный шаг. Во многом благодаря ее деятельности были сохранены многие культурные традиции, развивались языки народов Татарстана. Сегодня у нас есть Сабантуй и Каравон, Гырон быдтон и Балтай, Семык и праздник Ивана Купалы… И мы воспринимаем это как должное. А ведь всего этого могло бы и не быть.
Сейчас в ассоциации состоят 35 этнокультурных организаций, работают центр образования “Многонациональная воскресная школа”, центры временного размещения и социально-правовой защиты иностранных граждан. Значение ее деятельности трудно переоценить.
Сегодня АНКО фактически переросла свой формат, работа, которую она ведет, требует другого масштаба и иных подходов. Изменение статуса – преобразование в Ассамблею народов Татарстана – только расширит ее полномочия. Для решения возникающих проблем ассамблея сможет обращаться к властям любого уровня, и те обязаны будут соответствующим образом реагировать на эти обращения.
– Фарид Хайруллович, вы – председатель оргкомитета и основной докладчик на предстоящем съезде. Какие ожидания на него возлагаете, что принесет он народам республики?
– Представители народов, населяющих республику, ждут этого съезда, чтобы поднять на нем вопросы, которые власть должна будет учитывать в своей текущей и перспективной деятельности. Нужно определить меры по дальнейшему этнокультурному развитию народов Татарстана, выработать приоритеты региональной национальной политики с учетом как накопившегося опыта, так и внешних факторов.
На съезд народов Татарстана приглашены более тысячи его участников – семьсот делегатов – представителей различных национальностей и триста гостей. Наша цель – поднять на новый уровень духовность, братство, единство народов Татарстана.
А это один из главных факторов дальнейшего успешного развития республики, а значит, и будущего наших детей и внуков.