Дни памяти на ветеранском теплоходе

Недавно завершилось двухнедельное путешествие большой группы ветеранов Татарстана на теплоходе в Санкт-Петербург.

Автор статьи: Петр ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347367143

Недавно завершилось двухнедельное путешествие большой группы ветеранов Татарстана на теплоходе в Санкт-Петербург. Официально – оздоровительно-туристическое. И действительно, к услугам ветеранов были комфортабельный теплоход, заботливое обслуживание, экскурсии. Многие впервые имели возможность ощутить прелесть русского Севера, своеобразие его природы, ознакомиться с особенностью уклада жизни его населения.


Решение подарить ветеранам эту волнующую поездку было принято Президентом и Правительством республики. Хлопоты по подготовке круиза взял на себя Комитет ветеранов войны и военной службы Татарстана. По общему мнению участников путешествия, ветеранский актив проявил высокое чувство ответственности, творческую инициативу и свойственную военным людям четкость в организации отдыха обремененных годами и недугами солдат Великой Отечественной, старшему из которых исполнилось девяносто лет, а самому молодому – за восемьдесят.


Прежде всего, эти две недели были днями памяти. На этот раз они были посвящены самой, может быть, трагической битве великой войны – Ленинградской. В ней не было таких грандиозных танковых сражений, как в центре и на южном крыле советско-германского фронта. Сравнительно небольшими были периоды активных боевых действий, о которых сообщали сводки Совинформбюро, слишком скупы на информацию с Ленинградского и Волховского фронтов были военные корреспонденты центральных газет, и почти ничего не знали мы, воевавшие на других фронтах, о трагедии блокадного Ленинграда. И не только в ту пору, когда основное внимание было сосредоточено на событиях решающих сражений войны, но и значительно позже. А между тем это была почти тысячедневная, самая продолжительная битва войны. С ее предельно насыщенными кровью небольшими плацдармами, которые здесь называли “пятачками”, непрерывными изматывающими боями на крайне сложной болотисто-лесистой местности.


Но определяющим в действиях войск, поведении каждого бойца была судьба великого города, обреченного врагом на страшную гибель от голода. Город лихорадочно дышал в спины сражавшихся на его подступах, ожидая от них спасения от, казалось бы, неминуемой смерти в осаде. И потому так настойчиво в течение двух лет повторялись одна за другой попытки прорыва блокады.


Они терпели неудачу. Не обеспеченные необходимым перевесом в силах над противником, недостаточно подготовленные, попытки эти стоили большой крови. Но Ленинград не мог ждать. Его ежесуточные жертвы превышали потери сражавшихся войск на подступах к городу.


Встречи ветеранов битвы на борту (их называли “круглыми столами”) неизменно собирали почти всех участников поездки. Трогательно было видеть, как после краткого военно-исторического обзора очередного этапа битвы у подробной схемы боевых действий (кстати, подготовленной безвозмездно к поездке в Казанском архитектурно-строительном университете) собираются старые солдаты. Разыскивают памятные участки боев. Волнуясь, находят номера своих дивизий. А артиллерист Габит Галиев и пехотинец Харитон Чапаев (такая вот геройская фамилия) неожиданно открывают, что воевали в одной 45-й стрелковой дивизии. И надо же так случиться – на борту вместе с ними оказывается Михаил Рафиев, начальник политотдела той же дивизии.


Удивительно, как бережно в течение многих десятков лет старый солдат хранит в памяти номера своей дивизии и полка, фамилии тех давних командиров. Многое забылось, иное, о чем никогда не рассказывал самым близким, навсегда ушло из памяти, а вот эти цифры и имена, в которых, казалось бы, давно уже нет нужды, помнит. Такие вот загадки солдатской памяти.


Сложно порою складывались “отношения” татарстанцев с городом на Неве. Уроженец Азнакаевского района Ахат Рахимов за семь лет до начала войны четырнадцатилетним подростком завербовался на Ижорский военный завод под Ленинградом. Время было голодное, семья многодетная (Ахат – девятый ребенок), вот и поехал мальчишка в далекий манящий город. С началом войны еще полгода продолжал работать по броне на заводе. Пережил все лишения блокадного жителя в первые, самые страшные недели осады. Затем был призван в армию. Чтобы защищать ставший родным город на ближних его подступах. Провоевал на разных фронтах до Победы. А домой вернулся только в 1946 году. Сейчас Ахату Ахметовичу – татарстанцу, ленинградцу, солдату Великой Отечественной – идет 88-й год.


За две недели товарищеского общения ветеранов существенно пополнился фонд их личных свидетельств о пережитом в одном из крупнейших сражений войны. Как использовать это богатство, довести до сознания и чувств молодых людей, вступивших в активную жизнь на рубеже столетий? Особенно сейчас, когда развертывается подготовка к 65-летию Победы и главных сражений на пути к ней? Как сохранить для будущих поколений бесценные крупинки солдатской памяти? Об этом тоже шел откровенный разговор на борту теплохода.


Над историей величайшей из войн нашего Отечества еще будут работать новые поколения исследователей. Потому что правда о ней неисчерпаема. Но история – это не только факты и документы, это и свидетельства переживших ее участников. К сожалению, многое уже безвозвратно утеряно или деформировано под давлением идеологических и конъюнктурных интересов. Но даже через шесть десятков лет источник памяти еще не иссяк.


Не опоздать бы!


Шариф БАЙГИЛЬДИН (фото)

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще