В последнее время на улицах Казани можно увидеть загоревших девушек в спортивных майках с “модной” надписью: “Хочу троих”. У прохожих это в общем-то неприятия не вызывает. Отрадно, что детородная часть населения “с пониманием” относится к демографической политике нашего государства.
Но вызывает недоумение другое. В последнее время в российских средствах массовой информации все чаще можно слышать победные рапорты руководителей властных структур о том, что благодаря материальному стимулированию молодых семей в стране произошел “скачок” рождаемости аж на… 4-7 процентов.
Это, мягко говоря, несколько не так.
Как практический работник института брака и семьи, я долгие годы отслеживал демографические процессы, происходящие в стране и в нашей республике. Могу заверить: в этом скачке рождаемости “виноваты” не Госдума, не Правительство РФ, ни, тем более, господин Зурабов. Это просто счастливое совпадение.
Начавшийся рост рождаемости вызван, прежде всего, демографической волной восьмидесятых годов прошлого века. В послевоенный период люди, изголодавшиеся по любви, спешили восполнить нишу своего генеалогического древа, называя рожденных детей именами погибших отцов, братьев, сестер, своих боевых друзей, не доживших до Победы.
Вот эти “дети послевоенной любви”, достигнув брачного возраста, и дали в восьмидесятые годы бум рождаемости – до 70 тысяч младенцев в год, что эхом отозвалось и в наши дни. Для сравнения: в 2006 году число появившихся на свет ребятишек составило в Татарстане 37787.
А посмотрите, как бережно сохраняли наши сограждане в те годы семейные устои. В 1950 году доля разводов к общему числу браков составляла лишь 4 процента, в 1960 году – 6,9 процента. И лишь в 1970 году подскочила до 20,8 процента.
Справедливости ради надо отметить, что рост числа разводов, начиная с 1968 года, связан со смягчением формальностей по их юридическому оформлению. Но сегодня-то распадается почти каждый второй брак. Ну, хоть мораторий на разводы объявляй!
Если государство на деле повернулось лицом к семье, если оно хочет желаемого прироста населения, то прежде всего должно заняться укреплением семейных отношений по целому ряду соображений. Во-первых, развод – это всегда раздел жилой площади и, следовательно, появление новой потребности в своем угле для разведенных. Во-вторых, распад семьи – это раздел имущества, а значит, ухудшение материального положения супругов и их детей. В-третьих, это увеличение числа неполных семей, безотцовщина. В-четвертых, это резкое сокращение рождаемости, увеличение числа малодетных семей.
К сожалению, процесс депопуляции, несмотря на намеченный сдвиг в рождаемости, сегодня продолжается. По данным демографов, население России ежегодно сокращается на 650-700 тысяч человек. Правда, эта тенденция общемировая. Более 170 стран сегодня являются малодетными, повсеместно резко стареет население. Так, доля лиц пенсионного возраста только в Татарстане перевалила за миллион человек. И эту образовавшуюся нишу, конечно, не восполнить одним притоком мигрантов из стран СНГ или отложенными деньгами (250 тысяч рублей) на рождение второго ребенка.
Глубоко убежден, что для повышения рождаемости молодым нужно предложить более привлекательную программу. Конечно, пособие в четверть миллиона рублей душу женщине греет. Уже сегодня молодые мамы начали получать сертификаты на материнский капитал. Правда, при этом сталкиваются с большими проблемами по оформлению документов. А ведь им в это время и так непросто – пеленки, стирки, ночные бдения. Почему бы нам здесь не использовать опыт Белгородской области, где повсеместно оформляются документы на материнский капитал до рождения ребенка, чтобы матери могли получать сертификат прямо в роддоме?
Отрадно, что Правительство России недавно увеличило пособие по родам и беременности с 16125 рублей до 23400. Но ведь размеры других материнских пособий заморожены аж до 2010 года. Скажем, единовременное пособие по рождению ребенка еще в 2006 году было 8 тысяч рублей и таким же, по словам министра Зурабова, останется до 2010 года. Сейчас это покрывает не больше двух третьих стоимости необходимого набора товаров для новорожденных. А что будет с этими деньгами через три года?
Ежемесячное пособие по уходу за детьми до полутора лет, увеличенное в этом году (1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей – на последующих), тоже индексировать не собираются…
Нужна и более действенная программа получения жилья для молодых семей. Каждый рожденный ребенок, не важно, первый это или третий, мог бы “помочь” родителям в получении льгот на приобретение жилья. У татар есть прекрасный обычай – “эмэ”. Это когда вся многочисленная родня собирается в воскресные дни и общими усилиями возводит дом для молодой семьи. Не знаю, в какой форме, на каком уровне, но государство могло бы оказать семьям содействие в возрождении этой традиции.
Минстройархжилкомхоз и соответствующие ведомства слабо борются со строительной мафией, которая искусственно завышает цены на стройматериалы и на возводимые жилые дома. Плохо, когда молодые семьи ютятся по разным углам, а новые дома годами не заселяются.
У нас также должен быть создан цивилизованный и прозрачный рынок аренды жилья, чтоб не получалось как в том анекдоте: “Жили у отца три сына, а свои квартиры сдавали…”
Учеными-медиками установлено, что оптимальный для женщины детородный возраст – 20-24 года. Абсурдно, когда значительная часть молодежи этот прекрасный период жизни проводит… в местах лишения свободы.
А сколько молодых людей, потенциальных родителей, да и просто производителей материальных благ спиваются, становятся наркоманами, игроманами… Поставьте барьер этой заразе, спасите молодые души – и вы получите тысячи нормальных семей, способных производить здоровое потомство. Ведь не было “наркоэпидемии” в СССР, эти же наши люди женились, выходили замуж, рожали детей, трудились, радовались жизни.
Фундамент нашего общества все-таки прочный, здоровый, и это внушает оптимизм. Но… Надо формировать в обществе неформальное уважение к женщине-матери. Именно неформальное, когда принять на работу женщину, имеющую несовершеннолетних детей, считалось бы для работодателя честью, подкрепленной преференциями государства. Когда женщина-мать не отказывала бы себе в самом необходимом, чтобы все необходимое купить ребенку для школы. А если она хочет полностью посвятить себя детям, то родительство должно быть приравнено к профессии.
Сегодняшние средства массовой информации мало и скупо рассказывают о больших, многодетных семьях. Насилия, жестокости, эротики на страницах “желтой прессы”, на экранах телевизоров – хоть отбавляй. Но ведь мы истосковались по чистым, душевным сюжетам взаимоотношений людей, в том числе в больших, дружных семьях, по примерам доброты, человеколюбия, честности, благородства… Слава Богу, никто пока эти понятия своим вердиктом не отменял. Так почему же мы о них редко вспоминаем? Ведь на гуманизме, а не на насилии держится общество. Доброта, а не эгоизм – двигатель прогресса. И какое это богатство – иметь по жизни много братьев и сестер. Один палец в руке – рука слаба. Два пальца в руке – это еще не кулак. А вот когда в руке пять пальцев – это настоящая сила! И тогда не страшны семье никакие жизненные невзгоды. Как сказала одна мудрая женщина: “С одним ребенком – легче, а с тремя – богаче”.
Я помню послевоенный двор, где в семье дворника Хафиза воспитывались семь детей – четыре сестры и три брата. Десятилетняя девочка Зифа была уже квалифицированной нянькой – знала, как пеленать ребенка и что делать, если у него вдруг заболит живот. (Для большинства же нынешних молодых родителей, не имеющих сестер и братьев, первые недели и месяцы с родившимся у них малышом, согласитесь, часто полны драм и неожиданностей). Тринадцатилетняя Фарида была домашней учительницей, следила за школьными дневниками братьев и сестер, вела со своими домочадцами уроки самоподготовки. Братья Вагиз, Тимур и Рашид все свободное время проводили в мастерской отца, где вместе с ним мастерили из дерева стулья, столы и другие предметы домашнего обихода.
Главное, в этих детях было много доброты и сострадания. Видя, что я, круглый сирота, ходил до глубокой осени босиком, братья надрали в лесу бересты и смастерили мне из нее теплые башмачки. А хозяйка этой семьи Фатима-ханум постоянно усаживала меня за обеденный стол – это при своих-то семи ртах!
Планирование рождаемости – одно из достижений цивилизации. Но как и всяким достижением, им нужно умело пользоваться. Важно, чтобы появление каждого ребенка в семье было долгожданным, чтобы его рождение стало радостью для домочадцев и еще больше сближало родителей, побуждало к мысли о втором и третьем ребенке.
И, наконец, очень актуальная задача – вновь создать цельную программу повышения авторитета семьи, подключив к ее реализации лучших ученых и практиков. Необходимо возродить женсоветы, школы молодой семьи и кабинеты семейных отношений, советы содействия семье при трудовых коллективах.
Надо скорректировать деятельность загсов и судов в части ведения бракоразводных дел. Я много лет работал в загсовской системе, несколько созывов был народным заседателем и знаю, с какой легкостью порой расторгаются браки, которые можно было еще сохранить.
Думается, в улучшении семейно-брачных отношений заметную роль сыграло бы создание при главах муниципальных районов психолого-педагогических служб. Да, загсы и суды дают разводящимся супругам сроки на размышление, но те обычно остаются в это время один на один со своей бедой. Именно тогда им особенно нужен квалифицированный совет специалистов-психологов. Эта служба позволила бы значительно сократить число разводов и число матерей-одиночек.
А разве нельзя открыть в городах больше детских кафе при стадионах, концертных залах, кинотеатрах, детских комнат, возродить повсеместно дома отдыха, где по приемлемой цене могла бы отдохнуть в выходные вся семья. Разве нельзя регулярно устраивать соревнования “Папа, мама и я – спортивная семья”, организовывать конкурсы многодетных семей…
И еще. Мы справедливо возвеличиваем женщину-мать, а отца как бы оставляем в тени. А ведь происхождение слова “отец” общее со словами “Отчизна”, “от-чий дом”. Коль мы награждаем мать высокими наградами, официально провозглашаем Год семьи, Год матери, то, извините за “крамольное” утверждение, обязательно должен быть и Год отца. Ведь от хозяина дома во многом зависит покой семьи, ее уверенность в завтрашнем дне. И, кроме того, отец ведь тоже в числе принимающих решение: быть ли первенцу в семье единственным ребенком или появятся у него потом и брат, и сестренка…
Давайте выразим уверенность: появятся.
Ринад ШАМСУТДИНОВ.
Между тем…
В июле нынешнего года в России родились 142 тысячи детей, что составляет рекордную цифру за все последние годы, сообщил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, открывая на днях заседание оргкомитета по проведению в стране Года семьи в 2008 году.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что основной целью проведения Года семьи является возрождение авторитета российской семьи. “Несмотря на обилие мероприятий, праздников, информационных поводов, не они являются главными, и даже не дополнительные средства и выплаты, которые мы предложим, и не объекты, которые будут построены. Наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века”, – подчеркнул первый вице-премьер. По его мнению, в рамках Года семьи необходимо провести исследования в области экономики, психологии и права, и соответствующие моменты должны найти отражение в плане работы оргкомитета, сообщает РИА “Новости”.
Дмитрий Медведев также сообщил, что оргкомитет по проведению в России Года семьи в 2008 году намерен предложить ряд изменений в действующее семейное законодательство.
В числе первоочередных мер планируется предложить изменения жилищного законодательства в части защиты прав детей на жилье в случае распада семьи.
В разработке находится законопроект о порядке индексации пособий по уходу за ребенком до полутора лет. В более отдаленной перспективе будет решаться вопрос о законодательном урегулировании выплаты алиментов.
Кстати, некоторые предложения относительно реформы семейного законодательства “созрели” в оргкомитете уже сейчас. Депутат Госдумы Павел Крашенинников предлагает, в частности, установить минимальный уровень алиментной платы. По его мнению, существующая сейчас в России система начисления алиментов (в процентах от официальной зарплаты) позволяет некоторым разведенным отцам уходить от ответственности за содержание своих детей. Кроме того, Павел Крашенинников настаивает на включении в законодательство понятия “алиментного обязательства” – это будет перечень тех обязательств, которые должны возлагаться на бывшего главу семейства при разводе. Например, в этот перечень будет включен пункт о предоставлении жилья детям и бывшей супруге.
Дмитрий Медведев поддержал также идею о том, чтобы каждый регион России в течение четырех месяцев разработал собственную концепцию семейной политики. Он отметил, что работа по организации Года семьи должна проходить “по сквозному принципу” – то есть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
“Татар-информ”