Вышла в свет двадцатая книга из серии “Корпоративная библиотека ОАО “Татнефть”, которую выпускает московское издательство “Закон и порядок”.
Она называется “Три миллиарда. История”. Есть ли повод привлечь внимание наших читателей к новому изданию? Ведь о “Татнефти” за годы ее существования написано огромное число разного рода произведений. Но эта книга в шестьсот с лишним страниц – другая.
Как заметил ветеран татарстанской нефти Александр Мордвинцев, она – человечная. И не потому, что в ней так или иначе упомянуты семь тысяч персоналий, имеющих отношение к добыче “черного золота”. Цифра, конечно, огромная. Куда важнее то, что история главной нефтяной компании республики показана через биографии нефтяников, изломы их судьбы и повороты жизни.
А еще она – честная. Не ради праздничной презентации отпечатанная, она уже сейчас стала настольной книгой для каждого, причастного к жизни компании. Как-то Агзам Валиханов, возглавлявший “Татнефть” с 1965 по 1977 год, заметил: “…Годы летят стремительно. Они покрывают пылью забвения имена, факты. Стираются в памяти события одного дня и даже года. Жизнь, оказывается, – это айсберг. Над водой – свершения, награды, титулы, даты. А там, внизу, в темной глубине, только то, что хранит твоя, и лишь твоя, память. Быть может, для кого-то не самые приятные воспоминания, не самые интересные случаи. Но ведь из этих кусочков можно сложить еще один айсберг?” Именно такой “айсберг” и сложил коллектив, работавший над этим изданием.
Поражает откровенность, с которой говорится не о самых приятных строках биографии “Татнефти”. Где вы встречали в юбилейных изданиях подробные рассказы о техногенных авариях, случившихся в подразделениях этого предприятия? В книге “Три миллиарда. История” этой печальной теме отведена глава. А еще через весь фолиант проходят рубрики, где рассказывается о самых разных сторонах жизни “Татнефти”.
Прочитайте истории из этих рубрик, узнайте “Татнефть” в этот праздничный день с другой стороны.
Было и такое
Работать начинали утром по гудку, установленному на электростанции и на товарном парке. Часы были не у всех, поэтому гудок был единственным сигналом начала и окончания работ.
Тачаев В.А., в 50-е гг. – мастер бригады на Миннибаевском нефтепромысле №2: “Можно вспомнить множество аварий, на ликвидации которых рабочие и ИТР трудились, не жалея себя. Единственными инструментами на авариях были лом, лопата и ведра для вычерпывания нефти. Во время одной из аварий, случившейся у Зай-Каратая, чуть было не сгорела деревня. Промысловики, мокрые от снеговой воды, растопленной горящей нефтью, сумели остановить огонь в каких-то пятидесяти метрах от домов. Это была жестокая схватка с огненной стихией”.
Рассказы о царском снабжении нефтяных районов Татарии, ходившие по стране в 50-е годы, – мифы. Возможно, их появлению способствовали рассказы столичных гостей, которые созерцали в свободной продаже в альметьевских магазинах крабов и коньяки. Но первый продукт был непривычен для провинциала, а коньяк – слишком дорог. За продуктами питания нефтяники ездили в Башкирию – там и хлеб был в достатке, и сливочное масло.
Курьез, да и только
Еще одна история, связанная с обувью. Буровикам не хватало тормозных колодок. Чтобы не простаивать, изготавливали их из дерева. Из-за этого на буровой дым стоял коромыслом. Да такой, что первое время народ, увидев клубы дыма вдалеке, хватался за ведра и багры. Но даже отслужившие колодки не выбрасывались, использовались как лапти.
Жестковаты, конечно, зато не промокали. Одна беда – стучали, грохотали при ходьбе…
Как вспоминал генеральный директор объединения “Татнефть” А.К.Мухаметзянов, в 40-е годы осваивать скважины было несложно. Лаборатории были не нужны. Достаточно было… попробовать нефть на вкус. Главный индикатор – язык – никогда не подводил. Соленая нефть – значит, с водой. Несоленая – значит, без воды. То есть хорошая.
Знаете ли вы?
Там, где физический труд, там раны и ссадины – обычное явление. У нефтеразведчиков и буровиков был свой рецепт лечения: раны они смазывали раствором из глиномешалки. Способ казался варварским для столичных специалистов, но и они убедились, насколько подобная “антисанитария” творила чудеса: раны быстро заживали. Спустя полвека лечебные свойства были подтверждены клиническим путем. Ветераны лишь смеялись: “Открыли Америку, да мы глиной с сороковых годов лечились!”
…Самой “богатой” является скважина № 188 НГДУ “Альметьевнефть” на Миннибаевской площади Ромашкинского месторождения, за время эксплуатации которой была добыта 2 028 281 тонна нефти. Скважина введена в эксплуатацию 22 июня 1953 г. Первый миллион тонн нефти добыт в июле 1968 г., а фонтанным способом добычи скважина работала до февраля 1975 г. В октябре 2001 г. скважину перевели под закачку воды, где она используется до сих пор.
…Для одновременной перевозки 3 млрд. тонн нефти потребовалось бы около 60 млн. железнодорожных цистерн. Длина такого поезда была бы примерно вдвое больше расстояния от Земли до Луны.
…В настоящее время трубопроводная система ОАО “Татнефть” включает в себя 19,6 тыс. км нефтепроводов, 18,5 тыс. км водопроводов системы ППД, 2 тыс. км газопроводов, 1 тыс. км трубопроводов между товарными парками и напорных.
Длины этих коммуникаций хватило бы для того, чтобы охватить Землю по экватору.