Только жалко, что троллейбус проворонил

Нынешним летом Тимур Акулов намерен-таки осуществить давнюю мечту – освободить из “заточения” в коробках свою коллекцию миниатюрных копий автомоделей и расположить ее в стеклянных витринах.

Автор статьи: Зульфира ТУГАНОВА

information_items_1347367138

Нынешним летом Тимур Акулов намерен-таки осуществить давнюю мечту – освободить из “заточения” в коробках свою коллекцию миниатюрных копий автомоделей и расположить ее в стеклянных витринах. С подсветкой и полочками разной высоты – “чтобы каждая машинка со всех сторон просматривалась отдельным экспонатом”.


Шум, звон, треск, и мимо промчалась красная пожарная машина с раздвижной лестницей на спине. Завернула за угол высотного дома, откуда поступил сигнал тревоги, и остановилась. Ее лестница-раскладушка зашевелилась, как живая, и стала расти, словно гороховый стебель в мультфильме… Такой и другие сюжеты с участием тех или иных автомобилей разворачиваются в воображении Тимура Юрьевича, когда он “играет в машинки”.


– Расставляю их и будто возвращаюсь в далекое детство, – совершенно не комплексуя по поводу своего увлечения, рассказывает о нем госсоветник при Президенте РТ по международным вопросам, директор Департамента внешних связей Президента РТ. – Рассматриваю эти модельки, открываю, закрываю их дверцы, капот, багажник. И ловлю себя на мысли, что пытаюсь представить себя внутри салона какой-то из этих машинок, почувствовать, насколько там комфортно. Начинаю по очереди передвигать их, словно еду по всамделишной улице… И отдыхаю душой, забывая обо всем на свете!


Его коллекция – “железные модельки в масштабе 1:43, где все детали, как настоящие”. Путь собирания Акуловым мини-копий автомобилей – достаточно длинный, и вступал он на него трижды.


– Первая попытка была предпринята мной 28 лет назад, когда родился старший сын, – отсчитывает он хронологию событий. – Ой, как это меня интересовало! Тогда я собрал довольно солидную коллекцию – штук 35 машинок. Удовольствие по тем, советским временам, признаюсь вам, было не из дешевых! Каждый экземпляр автомодели стоил пять рублей, в то время как зарплата у меня, тогда ассистента кафедры вуза, составляла 110 рублей. Бывало, заначив от жены червонец, куплю две машинки – одну для обмена – и по-детски радуюсь удаче.


В дефиците тогда были не только копии автомоделей – разновидности самих автомобилей в Советском Союзе на пальцах легко было пересчитать.


– Ну что у нас было? “Волга”, – делает краткий экскурс в советское прошлое Акулов, – про которую Форд сказал, что это еще не машина, но уже и не броневик. Она, действительно, была тяжелая, но первая, на мой взгляд, из наиболее комфортных моделей отечественных автомобилей – это именно “ГАЗ-21”. Естественно, были в стране эксклюзивные модели. Сколько металла расходовалось на тяжеленные черного цвета ЗиМы, ЗиЛы. Это “Чайки”, которые в народе называли “членовозами”, потому что они членов политбюро возили.


Перечисляя недлинный список, можно назвать и “Москвич”, “КамАЗ”, “Урал”, “КраЗ”, “БелАЗ”… Казалось бы, чего проще, есть спрос на автомобильные миниатюры – так понаделайте этих копий побольше. Однако такая разумность не устроила бы и самих коллекционеров. Настоящий ценитель должен пережить сладкие муки поиска очередного экземпляра для своего собрания!


Идиллия, связанная с коллекционированием, у Акулова пошатнулась, когда в семье стал подрастать первенец Ильяс.


– В три-четыре года, – вспоминает Тимур Юрьевич, – естественно, он стал требовать, чтобы я ему давал машинки играть. Под моим контролем он обращался с ними аккуратно. Но в мое отсутствие сердобольные дедушка, бабушка позволяли ему делать с моими любимцами все что угодно. По возращении с работы я находил их уже раскуроченными. И понял, что коллекцию не спасти. Махнул рукой и забросил собирание. Приходил с работы, вытаскивал из шкафа все машинки, и мы с сыном, ползая по ковру, гудели и дудели, водя машины. Тоже своего рода кайф был!..


Лишь унылые и привыкшие жить в скуке люди, на мой взгляд, склонны забывать то, что было им когда-то интересно. Тимур Акулов, как я поняла, не из их рода. Когда сыну исполнилось десять лет и он поостыл к машинкам, отец вернулся к прежнему своему увлечению. Но Ильяса с успехом заменил младший сын Надир. Он представлял еще большую, нежели брат в свое время, угрозу для отцовского хобби, поскольку буквально разорял коллекцию. Все, что с таким трудом тихонечко собиралось, раз за разом им превращалось в груду металла.


– Что произошло, то произошло, и не надо зря переживать, – глядя на это, пытался успокоить себя коллекционер. И решил в очередной раз взять тайм-аут.


…Кризис отечественного автопрома, пожалуй, мало отразился на нынешней коллекции Тимура Юрьевича. Принципиально пренебрегая иномарками, он собирает исключительно машинки “свои, отечественные”. Благо, сегодня достаточно много разновидностей российских автомобилей. Вернее, модификаций прежних марок. Скажем, того же “УАЗа”, “РАФа”, “Газелей”, “Лады”, “Волги”…


Правда, коллекционера, как и всех его коллег по интересу, огорчает то, что в продаже появились китайские подделки автомобильных макетов. Акулов фальшивку разглядит и без прочтения выходных данных о стране-изготовителе. Стоит ему открыть дверцу миниатюры, как сразу обнаружит “разболтанность и бутафорность модели” – накопленного за годы опыта достаточно для этого.


А настоящая железная модель сразу чувствуется своей прочностью. Как, например, “ЗиЛ”, который делают на одном из санкт-петербургских заводов. “Он, понимаете, из чистого железа сделан, – поясняет Тимур Юрьевич, – тяжелый такой, основательный”. Несколько лет назад увидел эту модель Акулов в Москве, не удержался, купил и с этого момента опять начал коллекционировать.


Очередное, третье, возвращение его к хобби связано и с сожалением о неприобретенной модели. Помните желто-синий троллейбус пятидесятых годов, неказистый, с маленькими окнами, воспетый Булатом Окуджавой? Вот его железная копия однажды повстречалась нашему коллекционеру во время командировки в Москву. И он малодушно не купил ее, поскупившись на непредвиденные в дороге расходы. Теперь жалеет об этом. “Тот макет и сейчас как живой стоит перед глазами”, – признается собеседник.


Однако нет на его душе тяжести по поводу первых утраченных безвозвратно коллекций. Зато есть отцовская гордость за сыновей – “технически подкованных”, для которых разобрать и собрать настоящий автомобиль – запросто “с закрытыми глазами”.


– У них руки настоящих автослесарей, – говорит гордый отец, – вот она, польза от практики на моих модельках! Если где-то встала машина одной из маминых подруг, звонят моим сыновьям. Младший Надир сейчас собирает “Волгу” – ГАЗ-21. Как прослышал о клубе “ГАЗ-21”, возглавляемом нашим спикером Фаридом Мухаметшиным, так купил старую “Волгу”. Ищет теперь недостающие детали, чтобы привести ее в божеский вид. Уверяет, что будет ездить на ней.


Между тем, сам Акулов-старший, по его же признанию, – “полный профан в вопросах, касающихся автомобилей”. Все его познания в этой области ограничиваются тем, что может безошибочно определить, “едет машина или не едет”. Даже с первым личным автомобилем, “жигули-шестеркой”, его знакомил шестилетний Ильяс. Приходя вместе с отцом в гараж, он показывал ему, где находится, к примеру, карбюратор, и объяснял его функциональное предназначение. Потому-то и не мудрено, что на вопрос, какую самую сложную поломку автомобиля могут устранить сыновья Тимура Юрьевича, он отвечает:


– Я не знаю, что они умеют делать, но они умеют все.


Еще современным молодым папашам – собирателям миниатюрных автокопий – он советует не запрещать своим малолетним детям разбирать коллекционные машинки – “в будущем эти ребята могут стать хорошими техническими специалистами”.


…Увлечение чем-либо из ничего не появляется. Тимур Акулов – представитель поколения, которое не избаловано было обилием игрушек. В детстве он, как и многие другие мальчишки, сам вырезал из деревяшки автомат и бегал с ним. Если у кого-то из пацанов появлялась игрушечная машина, это становилось настоящим событием для всей местной ребятни.


– У одного мальчика была большая деревянная машина, так он уж очень важной персоной себя чувствовал, – вспоминает Тимур Юрьевич. – Ну а потом героем стал я, когда ко дню рождения мне мама купила железную машину. Это был такой большой, сделанный из настоящего железа зеленый “ЗиЛ”. Я сам в него умещался. Представляете, какой вес она выдерживала? Сейчас вот думаю, из чего там были сделаны колеса?


В “гараже” Тимура Юрьевича – более 40 миниатюрных железных коней. Сыновья на них уже давно не обращают внимание. Только супруга, увидев очередную мужнину покупку – маленькую автомодель,- пожурит: “И на что деньги тратишь?”. В ответ по обыкновению услышит: “Они мне просто нравятся”. А когда на столе или на полу глава семьи начинает расставлять свои машинки, чтобы погрузиться в сказку детства и расслабиться, Фарида-ханум не преминет напомнить: “Только убери их потом в коробки, ладно?”


– Поиграю и убираю, – смеется Тимур Юрьевич. А для своего автомузея в миниатюре он выбрал бильярдную комнату, что в подвале, – “чисто мужской уголок, где жена не бывает”. Экспозицию свою он планирует выстроить в сюжетной линии – по годам изготовления машин. Например, автомобиль “ЗиЛ” был произведен в 1938 году, “Победа” – в 1945-м… На вернисаж будут приглашены только друзья.


– Будем играть в бильярд, – раскрывает его сценарий коллекционер, – подведу друзей к витринам и скажу: вот смотрите, исполнилась моя мечта. Включу подсветку…


И шутливо добавляет, что потом ему “останется дожидаться внуков, чтобы они однажды пришли и всю коллекцию разгромили”…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще