Давайте помнить о децильном коэффициенте

Рост экономики в последние годы влечет за собой и увеличение доходов населения.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Рост экономики в последние годы влечет за собой и увеличение доходов населения. Цифры здесь, на первый взгляд, выглядят вполне благополучно. Однако последние статистические данные Росстата свидетельствуют о том, что в стране все более углубляется пропасть между самыми бедными и самыми богатыми, то есть дивиденды от экономического роста распределяются крайне неравномерно.


Чтобы оценить уровень доходов населения, социологи используют такое понятие, как децильный коэффициент, который определяет, во сколько раз доходы 10 процентов самых богатых больше доходов 10 процентов самых бедных. При этом эксперты утверждают, что при децильном коэффициенте свыше 10 в государстве создаются условия для социальных беспорядков. Так вот, среди развитых стран наиболее низкий децильный коэффициент – от 3 до 4 – имеют Дания, Финляндия и Швеция. В Австрии, Германии и Франции его значение примерно 5 – 7. И только в США этот показатель держится на уровне 10 – 12, что принято связывать с не совсем обычной психологией американцев.


В России же, только по официальным данным Росстата, децильный коэффициент увеличился с 90-х годов кратно и доходы богатых превышают доходы бедных сейчас в 15 – 20 раз, причем в крупных городах эта цифра еще более пугающа. Например, в Москве сегодня децильный коэффициент равен 41. И это при том, что учет велся только среди людей со столичной пропиской и в статистические данные не вошли многочисленные приезжие, живущие нелегально и, как правило, наиболее бедно.


Социологи давно бьют тревогу еще и потому, что при нынешнем распределении общественного богатства многочисленная группа населения фактически теряет возможность в будущем вырваться из бедности. Ведь если санитарка в больнице сегодня получает 2 тысячи рублей, то даже при единовременном увеличении ее зарплаты в 1,5-2 раза (а таких планов в Правительстве пока и не имеется) она в благополучные все равно не попадет.


Причем, как известно, большинство социальных неурядиц бьет прежде всего по неимущим. Например, ни для кого не секрет, что та же инфляция, среднее значение которой выводится в конце года и служит основой для индексации самых низких зарплат и пенсий, неодинаково отражается на разных слоях населения. Сегодня цены растут в первую очередь на коммунальные, транспортные услуги и продукты. А именно на эти цели тратится большая часть бюджета бедных семей. В то же время стоимость дорогой бытовой техники, иномарок, деликатесной продукции, предметов роскоши растет неизмеримо меньшими темпами, следовательно, для богатых темпы инфляции значительно ниже, чем для бедных.


В нашей стране долгие годы люди воспитывались на идеалах социальной справедливости, которые заключаются в том числе и в истине, что работающий человек не должен быть беден настолько, чтобы отказывать себе в самом необходимом. Однако сегодня сложилось положение, когда зарплаты во многих сферах таковы, что они просто не позволяют обеспечить элементарные нужды человека. О пенсионерах, которые получают меньше четверти от средней российской зарплаты, вообще разговор особый.


Обществу необходимо осознать, что бедняки (не бомжи и безработные, которые в принципе не желают трудиться, а именно работающие бедняки) являются потенциально фактором возможных социальных потрясений. Вспомним печально известный 122-й закон о монетизации льгот. Тогда никто не ожидал, что он вызовет такой взрыв социального протеста, который в действительности копился долгие годы, а закон стал лишь предлогом для его всплеска. И главная причина этого – бедность значительной части населения.


Благополучию государства угрожает и то, что в общественном сознании прошедшая в 90-х годах приватизация до сих пор выглядит нелегитимно. Подавляющее большинство людей не согласны с ее результатами и чувствуют себя обманутыми. В такой ситуации иметь огромную разницу в доходах богатых и бедных тем более опасно.


Таким образом, государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать самой бедной массе населения приемлемые условия жизни.


В принципе, возможность помочь бедным за счет очень богатых имелась и до взлета цен на нефть. Что, например, мешало и мешает обложить хорошим налогом коттеджи-дворцы, которые в последние годы образовали целые города вблизи всех крупных населенных пунктов? Это, думается, было бы справедливо, учитывая, что фиксированные 13 процентов подоходного налога у нас платят как самые бедные, так и самые богатые. И такое предложение не раз звучало на самом высоком уровне. Однако оно всегда “оседало на дно”. О причинах этого – разговор отдельный.


Сегодня же у государства появились такие ресурсы, которые позволяют даже без денег самых богатых сгладить наиболее острые социальные противоречия. Конечно, делать это надо крайне аккуратно, чтобы не раскрутить маховик инфляции, которая больнее всего ударит опять же по самым незащищенным. Нельзя здесь скатиться и к уравниловке. Однако зарплату менее 3 тысяч рублей, которую платят сегодня многие работодатели, необходимо признать одной из самых острых национальных проблем со всеми вытекающими из этого последствиями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще