Этот реабилитационный антинаркотический лагерь находится на одном из островов Камы, в Нижнекамском районе. Добраться до него можно только на лодках, только в хорошую погоду и только с разрешения организаторов.
Кого попало на остров не берут, отбирают туда народ очень тщательно. Условия лагерной жизни строгие: наркотики употреблять нельзя, пить нельзя, сквернословить тоже нельзя. Все остальное на острове как в обычной, правда, временной и большой семье. Роль доброй мамы играет медсестра Зоя Новикова – она своих пациентов жалеет. В качестве требовательного отца выступает сотрудник УВД Ильнур Ялеев. Ну а врач-нарколог и психолог Рамиль Сингатуллин – их идейный сподвижник и администратор. Именно в его голове пять лет назад родилась мысль об организации такого лагеря в Нижнекамске. Вернее, за пределами города.
Вначале все держалось лишь на его энтузиазме: сам ходил с наркоманами в кратковременные походы, сам ездил с ними на рыбалку. Количество желающих оторваться от засасывающей, гнетущей действительности становилось все больше. И тогда Сингатуллин обратился за поддержкой в местную администрацию. При управлении по делам молодежи и спорта был сформирован передвижной закрытый реабилитационный лагерь. Безусловно, каждый год были (да и, наверное, будут всегда) какие-то проблемы. Одни привозили с собой наркотики, другие – алкоголь, третьи воровали продукты: наркоманы, как известно, большие эгоисты. Но в любом случае лагерь существовал, а двухнедельная жизнь на острове давала наркоманам “якоря” примерно на шесть месяцев. Оно и понятно. После того, как человек начинает колоться, у него наступает сильнейшая депрессия. Без реабилитации здесь не обойтись. Остров – как раз то, что нужно. В группе проще выговориться, легче начать решать свою проблему.
В этом году в первую смену на остров отправились 20 человек, “отломавшихся” среди них – семеро. Конечно, там им пришлось непросто, но в любом случае легче, чем в городе. Потому что круглые сутки заняты были (рыбачили, кашеварили, дежурили по лагерю, разговаривали, пели песни у костра), да и поддерживали их здесь. Как – никак все свои, понимают. Ничего, выдержали, получилось у них. Главное, чтобы потом не сорвались.
Трое с острова решили уехать в первую же неделю. Удерживать их не стали: дело-то добровольное. Потом через день одна из “беженок” металась на противоположном берегу Камы, хотела назад, звонила врачу.
Молоденькая такая наркоманка, все время посылала sms-сообщения маме. Просилась на побывку домой. Хоть на денечек. Голову в человеческих условиях помыть, от комаров отдохнуть. Мама оказалась умной: хватит, это мы уже проходили! В ссылке, так в ссылке! А с насекомыми и дождями придется на время подружиться.
Одного наркомана все-таки пришлось с острова выгнать – таблетки с собой привез.
Что интересного было еще в этом году? Если раньше в лагерь отправлялись в одиночку и в основном мужчины, то нынче на острове собралось несколько семейных пар. Да и родственники, по возможности, навещали. Кто хлебушка свеженького привезет, кто овощей с огорода.
Парня в капюшоне зовут Роман, ему 27 лет, он опиумный наркоман с семилетним стажем. Еще тот “философ”! Работать не желает принципиально, но приходится, правила на острове для всех едины. О том, что стал наркоманом, очень жалеет. Его ровесники за эти годы и образование успели получить, и семьей обзавестись, а его как будто и нет уже в этой жизни…
Артуру 43 года, он приехал в лагерь из Набережных Челнов. Пил много лет, сейчас держится. Уже не один год. Стройный, подтянутый, серьезно занимается спортом. Рассуждает здраво и нестандартно, строит планы на будущее. Смотрю на него и думаю: “А ведь у него, действительно, может получиться”.
У каждого из них может получиться. Если сумеют себя принять, понять и начать реализовывать. Если, наконец, обретут душевный покой.
Елена САБАКАЕВА.