“Если уж избрали меня президентом Федерации парусного спорта республики, то не для того же, чтобы я был там свадебным генералом”, – подумал Рафаиль Хакимов, встав у руля общественной организации яхтсменов. И предложил: “Ребята, нам надо разработать программу развития парусного спорта в Татарстане”.
Идея была поддержана и братством людей, в жизни которых есть место парусникам на речных просторах, и республиканским Министерством по делам молодежи, спорту и туризму. Новация получила воплощение в проекте “Паруса Казанского Кремля”. Первую регату “Елабуга – Казань” было задумано провести этим летом в честь 1000-летия Елабуги.
Между тем сам Рафаиль Хакимов, государственный советник при Президенте РТ по политическим вопросам, никогда не участвовал в парусных гонках. Да и парусником обзавелся всего пару-тройку лет назад. Сейчас сложно уточнить, когда конкретно это судно запало в душу Рафаиля Сибгатовича, но сам он связывает впервые пробудившееся желание выйти под парусом на волжский простор с той порой, когда семья Хакимовых поселилась в Боровом Матюшино. Так вот сказалась близость воды.
Мастеру по изготовлению яхт свой заказ Хакимов сформулировал так: парусник нужен маленький, пятиметровый, чтобы им можно было управлять одному. На нем сейчас и плавает руководитель федерации татарстанских яхтсменов. Это, по его словам, не гоночное, а скорее туристическое, можно даже сказать – прогулочное судно. Данное обстоятельство, тем не менее, не оградило его от непростой, пропитанной соленым потом науки управления им, ведь премудростей тут пруд пруди. И Рафаиль Сибгатович осваивает их весьма усердно.
– Надо, – говорит он, – чувствовать и ветер, и волну, одновременно управлять грот-парусом (большим), поставив стаксель (парус впереди судна) в режим автоматического управления. Главное – сбалансировать весь процесс, и тогда парусник хорошо идет. Это особенно существенно, когда дует сильный ветер.
Как человек, проводящий отпуск на Волге, Рафаиль Сибгатович вволю насмотрелся на столь популярные ныне водные мотоциклы. Но езда на этом виде “транспорта” ему просто неинтересна:
– А что в том особенного? Бензин в бак налил, нажал на педаль и со скоростью 70 километров в час полетел по водной глади. Ну, повернул руль туда-сюда и все… Конечно, какие-то чувства испытать можно и при сумасшедшей езде, если, например, о волну ударишься. Но для души я в этом ничего не нахожу.
Впрочем, “соблазн острого сюжета” возникает и при управлении парусником, когда и скорость большую развил, и яхту желательно не опрокинуть. Вот эту грань ищет-ловит порой Хакимов. Рискует, идя против ветра. Ведь “надо все время делать такие галсы (направлять ход судна в ту или другую сторону) и помнить, что при этом парус молниеносно пролетает над головой – только успевай пригнуться-увернуться, а еще надо успеть и руль выправить”… Вот так поплавает он два-три часа, пристанет к берегу. Самочувствие – отличное, бодрость – в каждой клеточке тела. Что позволяет без труда вытащить яхту на берег. А ступил на землю – сил-то нет уже, хотя на воде это не чувствовал. “Если идти на паруснике при хорошем ветре, это сильно выматывает”, – признается Рафаиль Сибгатович.
Первое водное путешествие осталось в его памяти весьма комичным событием. Обладатель новехонькой яхты с ослепительно-белыми парусами решил для начала пройти вдоль берега. Только стал отчаливать – жена появилась. Хакимов опомниться не успел, как супруга, воскликнув: “Я боюсь за тебя!”, запрыгнула в парусник. А через секунду на него словно ушат холодной воды вылили – вдруг вспомнил, что жена-то плавать вообще не умеет. Но остановить судно и высадить ее на берег не было никакой возможности.
Кто-то сказал, что женщина права уже только потому, что она женщина. Вот и Мавлюда-ханум, как оказалось, не зря беспокоилась за своего благоверного. Он, тогда еще не знавший всех тонкостей нового хобби, не предусмотрел наличия на судне такой важной детали, как балласт. А груз просто необходим, когда парусник кренится на бок. Так вот, тогда роль балласта, не раздумывая, взяла на себя отважная женщина.
– Жена ложилась на дно яхты, и судно выправлялось, – не без смеха рисует картину того дня Рафаиль Сибгатович. – Потом, правда, я в лодку всяких железок накидал. Но теперь, если жена идет со мной под парусом, она четко знает свою задачу, ею даже командовать не надо. О том, какой она хороший “балласт”, уже и Президент знает.
Как-то вышел Минтимер Шаймиев на берег, чтобы посмотреть на хакимовскую шхуну. Взирая с любопытством на маленькое судно, удивлялся вслух тому, что “и на этом можно плавать”. Завидев в нем супругу Хакимова, поинтересовался: “А ты кем тут плаваешь?”
– Я, – ответила она безо всякого смущения, – балластом.
– Ну, зачем так ругать себя? – улыбнулся Минтимер Шарипович и услышал в ответ отчет Мавлюды-ханум о том, какую важную функцию она выполняет, когда плавает с мужем.
Татарская пословица гласит: “Широкая душа хозяина вместит много гостей и в маленькой избе”. Вот и на яхте Рафаиля Сибгатовича нередко размещаются все его домочадцы. Дочка сидит впереди – на стакселе, внук тоже себе уголок отыщет. Короче, располагаются кто где может. Со стороны такой “ковчег” может показаться и смешным.
– Но нам всем так хорошо бывает! – говорит Хакимов. – Приятно, что все родные люди с тобой на этом маленьком суденышке и прямо-таки счастливы от прогулки по воде.
Парусник для Рафаиля Сибгатовича – своего рода возможность получить передышку в напряженной работе, которая не заканчивается и по возвращении домой.
– Там компьютер, тут компьютер, – комментирует он свой режим дня. – Даже в служебной машине компьютер, чтобы время, затрачиваемое на дорогу в Кремль и оттуда – домой, не пропадало зря. А когда плыву на паруснике, голова освобождается от всяких мыслей, это отличный отдых.
И все же есть у него большая цель, связанная с парусами, не отпускающая и в свободные минуты, – способствовать тому, чтобы Татарстан стал одним из центров развития парусного спорта в стране. Уникальные водные ресурсы республики открывают для этого большие перспективы.
– В принципе, наша акватория может войти и в международные маршруты туристического круиза на парусниках, – замечает, говоря о республиканской программе, Рафаиль Хакимов. – У нас хорошие возможности. Это не только водная гладь, но и Казань с ее музеями, историей. Только нет пока удобного пирса, к которому причаливали бы яхтсмены. Катаясь по всему миру, они привыкли бросать якорь там, где можно сразу подключиться к современным коммуникациям. Вот и нам бы выйти на этот уровень.
Есть у нас и такое место, где могли бы тренироваться спортсмены для участия в международных морских регатах. Так, крутая волна и порывистый ветер присущи акватории в районе Камского Устья.
К слову сказать, еще в 1913 году в Казани был создан речной яхт-клуб. Начиная с середины 60-х годов прошлого века республика воспитала победителей и призеров всероссийских регат, членов сборной РФ. Сейчас команда Татарстана – постоянный участник соревнований разного уровня. На слуху у спортивной общественности “Кубок Казанского Кремля” – состязание, собирающее на старте до 150 яхт. Яркую страницу в историю парусного спорта Российской Федерации вписала “кругосветка” нашей яхты “Nord star”, общественность наслышана и об амбициозных планах экипажа яхты “Фатима”.
Говоря о привлечении детей и молодежи, президент Федерации парусного спорта РТ подчеркивает, что это направление не требует больших средств. А самый маленький парусник “Оптимист” совершенно безопасен, на нем могут ходить даже шестилетние дети.
– Наша база “Локомотив”, где тихая гавань и никогда не штормит, – самое подходящее место для детского парусного спорта, – говорит Хакимов. – Причем ребятня очень быстро осваивает это дело, сам наблюдал, как ловко мальчишки и девчонки орудуют парусным снаряжением…
География развития парусного спорта в республике, убежден Рафаиль Сибгатович, не должна ограничиваться водной территорией близ Казани. Для ее реализации необходима активность и тех районов, что расположены вдоль Волги и Камы. Это и Зеленодольск, и Верхний Услон, Лаишево, Тетюши, Болгар, Алексеевское, Рыбная Слобода. Как знать, может быть, именно из этих мест выйдут в большой парусный спорт мастера следующего поколения?