Не пишите челобитные в жилконтору

На днях жительница дома №10, что на улице Модельной в Приволжском районе Казани, отсудила у жилищников компенсационную выплату за моральный вред, причиненный ей вследствие того, что жилищные организации в течение многих лет не обеспечивали женщину и ее детей коммунальными услугами.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

На днях жительница дома №10, что на улице Модельной в Приволжском районе Казани, отсудила у жилищников компенсационную выплату за моральный вред, причиненный ей вследствие того, что жилищные организации в течение многих лет не обеспечивали женщину и ее детей коммунальными услугами.


Крупно не повезло

Этот девятиэтажный дом был заселен еще в 1994 году. Однако до сих пор его обитатели не могут в полной мере насладиться благами жилищно-коммунальной цивилизации.


Жильцам дома, находившегося в то время на балансе завода СК имени Кирова, изначально не повезло. Во-первых, не был запущен лифт, смонтированный абы как и поэтому не зарегистрированный Госгортехнадзором. К тому же балансодержатель чудным образом потерял паспорт подъемника.


Лифт оставался мертвым не год и не два… В 1997 году глава администрации Приволжского района В.Маркелов в ответ на жалобу жильцов письменно уверял, что “районное ПТЖХ и завод СК имени Кирова ведут совместную работу по устранению недоделок”. Неизвестно, какой работой занимались данные организации, но в 1999 году воз оставался там же, а начальник департамента ЖКХ Казани В.Ульмаскулов отчитывался: “Заводу СК им. Кирова поручено завершить пусконаладочные работы до декабря текущего года и в установленном порядке подготовить необходимую документацию для ввода лифта в эксплуатацию”. В итоге целую пятилетку многие жильцы девятиэтажки занимались “лестничным” спортом…


В многотомной переписке обитателей дома на Модельной с руководителями различных структур значатся не только неприятности, связанные с неработающим лифтом. Например, уже в “младенческом” возрасте зданию потребовался ремонт кровли. Кроме того, в аварийном состоянии находился водомерный узел, а подвальные помещения из-за неисправных инженерных коммуникаций хронически затапливались. В антисанитарном состоянии пребывала придомовая территория. Короче, не жилой дом, а трущоба какая-то!


Специалисты Казанской государственной жилищной инспекции признавали факты нарушений жилконторами (ПТЖХ Приволжского района и ЖЭУ-74) “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” и выдавали последним соответствующие предписания: мол, с безобразиями пора кончать. А чиновники районной администрации, на баланс которой весной 1996 года перешел дом, оправдывались перед жильцами (то есть расписывались в своем бессилии) и без зазрения совести утверждали, что все находится под их неусыпным контролем.


“Водяная горячка”

Самая большая проблема, которая преследует обитателей дома с момента его заселения и по сей день, – отвратительное водоснабжение. Перерывы в поставке холодной воды в квартиры верхних этажей значительно превышают допустимые нормы: живительная влага отсутствует по нескольку часов в сутки, особенно вечерами. Районные власти объясняют сей факт “низким давлением в городской сети”. Еще в 1997 году они предлагали жилконторам совместно с казанским Водоканалом установить в подвале здания дополнительный подкачивающий насос.


Два года спустя главный инженер Водоканала Н.Замалиев в письменной форме убеждал народонаселение с улицы Модельной в том, что “для нормализации водоснабжения необходимо восстановить находящийся в аварийном состоянии водомерный узел и задействовать имеющуюся (!) в подвале подкачивающую станцию. Данные виды работ необходимо выполнить силами ЖЭУ-74”. Выходит, “подкачка” в доме имелась, просто не были выполнены пусконаладочные работы, о чем власти, на балансе которых находится многострадальный объект, даже не знали!


Ситуация с горячим водоснабжением еще более возмутительная. Воспользоваться данной услугой жильцы могут только в отопительный период. Да и то в квартиры верхних этажей горячая вода поступает лишь ночью, когда обитатели нижних ложатся спать. То есть пять-шесть месяцев в году людям приходится греть воду на газовой плите, чтобы хоть как-то помыться. В “банные” дни в квартирах из-за постоянного горения газа трудно дышать. Понятно, что все это негативно влияет на здоровье и взрослых, и детей.


Почти тринадцатилетнее хождение по инстанциям сопровождалось лишь бесполезными чиновничьими объяснениями и обещаниями решить данную проблему. В первые годы письма руководителей разных структур в ответ на жалобы жильцов были похожи, как близнецы: в них констатировалось, что “горячее водоснабжение дома централизованное, а теплоносителем для нагрева является теплофикационная вода, поступающая через ПО “Свияга”, в связи с чем с окончанием отопительного сезона прекращается горячее водоснабжение домов №10 и 8 по улице Модельной”. От подобных отписок, разумеется, ни жарко ни холодно – они вызывают у народа только раздражение.


Потом у жилищников появилась другая отговорка: мол, отсутствие горячего водоснабжения связано с проведением плановых ремонтных работ на южно-промышленном тепловоде, от которого подается теплоноситель для нагрева воды. Более нелепое объяснение придумать трудно: это значит, что данная труба ремонтируется по полгода в течение нескольких лет! Здесь напрашивается вывод: либо ремонтники у нас никудышные, либо в этот трубопровод благополучно “закапываются” чьи-то деньги… Вместе с тем, согласно действующему законодательству, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение горячей воды допускается максимум на пятнадцать суток.


В 2002 году первый заместитель главы администрации Приволжского района Казани Р.Вагизов в письменной форме заверил отчаявшихся жильцов дома №10: “Для нормализации горячего водоснабжения жилых домов южного жилмассива запланировано строительство двух газовых котельных на улицах Авангардной и Актайской. Строительство первой начнется в 2002 году и завершится в 2003-м, второй – в 2004-2005 годах”. Эти обещания остались очередным прожектерством. И до сих пор конкретные меры по решению данной проблемы не приняты.


Хотелось бы напомнить, что в настоящее время в Татарстане реализуется программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса. Однако для многих казанцев, которые каждое лето испытывают неудобства из-за чрезмерно длительного отсутствия горячей воды, реформа ЖКХ – не более чем прожект. Но не получать полагающуюся по закону услугу по полгода – это уже слишком.


Накипело

Устав от бесконечной переписки и пустых заверений, одна из жительниц невезучего дома, Елена Юрьевна Кузьмина, решилась на вполне современный способ разрешения конфликта. В прошлом году она подала исковое заявление в Приволжский районный суд с требованием взыскать с ООО “Управляющая компания ЖКХ Приволжского района” и МУП “Жилищно-коммунальное управление Приволжского района” компенсацию за причиненный ей многолетним отсутствием нормального водоснабжения моральный вред в сумме 12 тысяч рублей.


“Я в течение многих лет нахожусь в ситуации, унижающей мое человеческое достоинство, и лишена возможности получать минимально необходимые в условиях современного общества коммунальные услуги, в связи с чем испытываю значительные нравственные страдания, – написала Елена Юрьевна в своем заявлении. – Не исполняя своих обязательств по обеспечению водоснабжения, ответчики фактически нарушают конституционно закрепленное право гражданина на жилище, в содержание которого входит право на обеспечение жилищных условий, достойных цивилизованного человека”.


Но представители Фемиды в декабре прошлого года отказали женщине в удовлетворении иска, не усмотрев “в действиях ответчиков признаков вины за непоставку горячей воды в период ремонта тепловых сетей”. В решении суда бездействие жилищников оправдывалось рядом законодательных актов, большинство из которых к тому времени… утратило силу. Не будем загружать читателей перечнем этих недействующих документов. Просто удивимся судейской неосведомленности о том, какие акты у нас работают, а какие – уже нет.


Тем не менее вина жилищников в многолетней проблеме очевидна, поэтому юристы правового агентства “Арыслан”, представлявшие интересы Елены Кузьминой, обратились с кассационной жалобой в Верховный суд республики, который отменил предыдущее решение и вернул дело в Приволжский районный суд на новое рассмотрение. При этом указав районным служителям Фемиды на допущенные ими нарушения действующего законодательства. В итоге следующее судебное заседание, проводимое другим судейским составом, завершилось в пользу Елены Юрьевны. Правда, моральный вред, причиненный жилконторами за почти тринадцатилетний период отсутствия нормального водоснабжения, был оценен лишь в пять тысяч рублей. И все же это победа, поскольку создан прецедент.


К тому же, по словам известного юриста Ярослава Подвы, гражданка Кузьмина намерена и данное решение обжаловать в Верховном суде. И даже не для того, чтобы добиться изначально требуемой суммы в 12 тысяч рублей, а чтобы привлечь внимание властей и общественности к жилищно-коммунальному беспределу. Кроме того, жильцы дома №10 по улице Модельной и защищающие их юристы полны решимости идти дальше, а именно – направить в суд исковые заявления примерно от ста граждан. И если пять тысяч рублей для жилконтор-ответчиков сродни комариному укусу, то взыскание 500 тысяч, может быть, заставит сделать выводы на будущее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще