Завершившийся в начале июля в Санкт-Петербурге III международный военно-морской салон (МВМС-2007) продемонстрировал как большие возможности наших корабелов, так и серьезные проблемы, которые испытывает отечественное судостроение.
Россия представила здесь свои последние разработки. Кроме судостроения, тематика военно-морского салона включала в себя морскую авиацию, системы навигации и управления, информационные технологии и многое другое.
Свои экспозиции в выставочном комплексе “ЛенЭКСПО” развернули и татарстанские предприятия – Зеленодольский завод имени Горького, “Элекон”, Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В составе экспозиции концерна средне- и малотоннажного судостроения была представлена продукция Казанского электротехнического завода. А в целом участниками экспозиционного раздела салона стали 383 предприятия, в том числе 65 зарубежных фирм.
Среди гостей было много иностранных делегаций. Фотожурналисты с удовольствием снимали экзотично выглядевших морских офицеров ВМФ Пакистана, Индонезии, Индии, Японии и других стран. Приехали министры обороны Анголы, Бразилии, Намибии, Туркменистана, представители военных ведомств Германии, Китая, Кувейта, Испании, Италии.
У причала морского вокзала стояли боевые корабли ВМФ России и катера погранвойск. С дружественным визитом в Санкт-Петербург прибыл испанский фрегат. Его моряки любезно разрешали осмотреть свой корабль. Можно было даже подняться на борт такого экзотического средства передвижения, как экраноплан – гибрид самолета и катера, способный на огромной скорости нестись над водной гладью. Пассажирский экраноплан “Акваглайд-5”, произведенный в Нижнем Новгороде, способен брать на борт четырех пассажиров и развивать скорость до 170 км в час – это очень много для водного транспорта.
Но главным событием первого дня салона стала презентация корвета “Стерегущий” (его экспортный вариант – “Тигр”), созданного фирмой “Алмаз” и судостроительным заводом “Северная верфь”. Интересно, что “Тигр” был главным конкурентом нашего фрегата “Гепард-3.9” в борьбе за поставки вьетнамскому флоту. Питерцы конкурировали с Зеленодольским заводом имени Горького и Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Победили зеленодольцы, и генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Сергей Ильин даже пригласил журналистов на торжественную закладку двух фрегатов.
– В Санкт-Петербурге мы продемонстрировали возможности нашего предприятия, – отметил он. – Изучая опыт партнеров и конкурентов, точнее определяем вектор развития завода в области судостроения. Здесь было много интересных встреч. Большой интерес к нашей продукции проявили представители стран Юго-Восточной Азии.
Расслабляться зеленодольцам нельзя, им предстоит работать в условиях ужесточающейся конкуренции. Как сообщил на пресс-конференции советник генерального директора “Рособоронэкспорта” Иннокентий Налетов, подписано “контрактное соглашение” о строительстве корветов для индонезийских ВМФ. Особенность контракта – участие в проекте судостроительных компаний Испании. Корпус корабля по нашим чертежам будет построен за рубежом, вооружение – российское. В то же время специалисты “Рособоронэкспорта” высоко оценили экспортный потенциал фрегата “Гепард-3.9”.
Зайдя на тренажер компании “Р.Е.Т. “Кронштадт”, оказываешься в рубке боевого корабля и получаешь возможность управлять всеми системами этого очень сложного механизма. Забыв обо всем, как взрослые, так и дети пускали ракеты в противника, стреляли из скорострельных пушек, бросали глубинные бомбы. Но кронштадтский тренажер предназначен не для игр, а для обучения морских офицеров.
Большое впечатление на публику произвело красочное авиашоу. Над Васильевским островом выполняли фигуры высшего пилотажа легендарные авиагруппы “Русские витязи” и “Стрижи”.
– МиГ-29, Су-37 и другие отечественные самолеты трудно представить без продукции татарстанских предприятий, – пользуясь случаем, отметил главный конструктор казанского завода “Элекон” Рушан Ахметов. – Мы производим агрегаты, применяемые в авиации, ракетостроении, надводном и подводном флоте, космических системах. А здесь представлены как традиционные “Протон”, “Кедр”, “Малахит”, “Береза”, так и совершенно новые разработки.
План серьезной модернизации производства разработан Казанским электротехническим заводом. Об этом сообщил журналистам в ходе работы салона заместитель генерального директора ОАО “Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения” Виктор Бояркин.
Напомню, что Казанский электротехнический завод в 2002 году выделился из состава ТПО “Свияга” и сегодня является составной частью концерна. Предприятие специализируется на разработке и производстве корабельных систем опознавания, радиоэлектронной аппаратуры.
В рамках салона прошли научно-практические конференции, “круглые столы”. Так, специалисты Зеленодольского проектно-конструкторского бюро организовали “круглый стол” на тему “Экспортная концепция судна физических полей”.
Суда этой серии предназначены для измерения акустического, магнитного, электромагнитного и электрического полей, пояснили они. Два года назад на Зеленодольском заводе имени Горького спустили на воду судно “Виктор Субботин”. Сейчас оно несет службу в составе Балтийского флота. Без замеров, произведенных с помощью таких судов, в море не выходит ни один надводный корабль, ни одна подводная лодка.
Разговор об “экспортной концепции” был характерен для нынешнего военно-морского салона. Как заявил побывавший на нем первый заместитель генерального директора “Рособоронэкспорта” Владимир Пахомов, в ближайшее время объем экспортных заказов на российскую военно-морскую технику будет доведен до 6 млрд. долларов. (Пока продаем только на 4 млрд.).
Татарстанские корабелы закладывают не только фрегаты. По словам Сергея Ильина, уже в ближайшем будущем зеленодольцы пригласят журналистов на торжественную закладку четырех скоростных пассажирских теплоходов проекта
“А-45-1”.
“За последние пятнадцать лет это первый случай закладки целой серии скоростных пассажирских судов”, – с гордостью говорят зеленодольские корабелы. “А-45-1” будут строиться по заказу красноярских речников. Напомним, что первый теплоход “А-45” “Лена” успешно эксплуатируется Ленским речным пароходством. Он развивает скорость до 70 км в час и способен брать на борт в пассажирском варианте около ста пассажиров.
Питерским “Агат Дизайн бюро” разработан военный вариант этого судна – патрульный катер, интерес к которому уже проявили иностранные заказчики.
“Рособоронэкспорт” ведет переговоры с заказчиками из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Официально это никак не комментируется, но в Интернет просочилась информация о возможном строительстве двадцати скоростных патрульных катеров для одной из ближневосточных стран.
* * *
После завершения работы салона в Санкт-Петербурге прошло чуть больше недели, и вот 10 июля на стапеле Зеле-нодольского завода имени Горького прошла торжественная церемония закладки корабля “Гепард-3.9” для ВМС Вьетнама.
В церемонии участвовали торговый атташе посольства Вьетнама в РФ Нгуен Данг Дан, представляющий государственную компанию, через которую идет закупка вооружений для СРВ, а также представители “Рособоронэкспорта”, Федерального агентства по промышленности, республиканских министерств и ведомств.
Фрегат проекта 11661 разработан Зеленодольским ПКБ и предназначен для выполнения целого комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. На корабле будет установлено мощное вооружение, элементы технологии “Стелс”, делающие его малозаметным на экранах радаров.
Закладку нового фрегата начальник управления департамента ВМФ “Рособоронэкспорта” Виктор Комаров назвал знаменательным событием в истории не только завода, но и всего Татарстана. Завод имени Горького, напомнил он, и раньше поставлял корабли во Вьетнам. Так, сторожевые корабли проекта 159, построенные в Зеленодольске, до сих пор несут службу по охране морских границ этой страны. Фрегат “Гепард-3.9” открывает для заводчан новую страницу в военном кораблестроении.
От имени заводчан Сергей Ильин заверил, что заказ будет выполнен своевременно и качественно. Если прежде строительство военного корабля длилось три – три с половиной года, то новый контракт предусматривает довольно жесткие сроки – 31 месяц. “Мы все рассчитали – в два с половиной года укладываемся”, – заверил генеральный директор предприятия.
Рустам САБИТОВ.