Новая транспортная схема, с 1 июля действующая в Казани, вызвала у горожан, мягко говоря, не только и не столько положительные эмоции. Собственно, это можно было предвидеть – когда в одночасье меняется вся привычная схема движения городского транспорта, складывающаяся годами, люди невольно начинают чувствовать себя чужими в родном городе. Впрочем, попробуем отставить в сторону эмоции и понять, чем же в большинстве случаев недовольны пассажиры.
Во-первых, новая транспортная схема предполагала ликвидацию дублирующих друг друга маршрутов и появление в городе больших, вместительных автобусов. Дескать, казанские трассы перегружены из-за множества маршруток, отсюда – пробки. Пробки, заметим, создаются в основном автомобилями, со все возрастающим количеством которых город, очевидно, не справляется. Тем не менее дублирующие маршруты автобусов ликвидировали. А большие машины пока еще пустили не везде. Итог – машин на маршрутах стало меньше, и в “Пазики”, а тем паче в “Газели”, куда и раньше-то втиснуться было проблематично, влезть стало просто невозможно. Пример тому – остановка “Чуйкова”, откуда люди не могут уехать по полчаса. А что будет, когда с летних каникул вернутся на учебу студенты? Может, стоило бы подождать, пока все “МАЗы” и “НефАЗы” прибудут в город, а потом убирать “лишние” маршруты? А еще лучше было бы пустить сначала первую линию метро в полном объеме, а потом экспериментировать с наземным транспортом. Тем более что “вместительные” автобусы вряд ли помогут избавить город от пробок, скорее наоборот.
Видимо, был расчет на то, что в ряде случаев исчезновение автобусов вполне компенсируется наличием параллельного движения электротранспорта. Скажем, от Соцгорода до Энергоуниверситета можно доехать и на троллейбусе, и на трамвае. Но тут есть ряд неприятных нюансов. Скажем, на днях остановилось троллейбусное движение в районе Московского рынка. А ведь все понимают – если ломалась маршрутка, то ее, во-первых, можно было объехать другим машинам, а во-вторых, людям возвращали деньги за проезд. А уж если встает электротранспорт, то он встает весь. И деньги пассажирам никто возвращать не хочет, поскольку там до сих пор действует старое советское правило “платить за одну остановку”. Хотя надо бы, чтобы платили, только добравшись до места – все-таки билет нынче стоит не 5 копеек…
Так вот, троллейбусы встали, трамваев не было (электротранспорт вообще, надо сказать, ходит не слишком часто, а уж вечером, после девяти, его вообще не дождешься), в немногочисленные маршрутки было не влезть… Одна моя знакомая, по ее словам, впервые за многие годы сорок минут шла на работу пешком.
Кстати, еще об электротранспорте. Многие сейчас говорят: “Ездили же раньше на трамваях, и ничего”. Да, можно вспомнить те времена. Можно еще вспомнить, что раньше жили в коммуналках. Но пусть это прозвучит несколько по-ветерански, хочу заметить: в советские годы трамваи ходили лучше! Быстрее они ходили. Мы с друзьями даже, помню, высчитали как-то: расстояние между двумя остановками в среднем трамвай преодолевал за 2 минуты. Сегодня он по 5 минут стоит на каждом светофоре, и пассажиры с тоской наблюдают, как красный свет раз за разом сменяет зеленый… Может быть, у них теперь график другой. Может, водители надеются подобрать еще хоть парочку пассажиров? Не знаю. Зато точно знаю, что сегодня, когда большинство людей на себе почувствовали, что значит “время – деньги”, ездить на трамваях могут позволить себе только очень незанятые люди. И какая же это забота об удобстве пассажиров, если время в пути увеличивается раза в полтора?
Еще один нюанс. Многие с неудовольствием обнаружили, что добираться до работы и обратно домой им теперь придется с пересадкой. Люди, живущие, скажем, в районе остановок “Фучика”, “Сафиуллина”, оказались фактически отрезанными от района Молодежного центра и Энергоуниверситета. Приходится вдвое переплачивать за проезд, а это для многих – ощутимый удар по кошельку. Убедить людей в том, что в огромном городе без пересадок не обойтись, сегодня трудно – они ведь уже привыкли к тому, что существуют маршруты практически из любой точки города в любое место. А новая схема неизбежно ухудшает их личное качество жизни. В комитете по транспорту обещают разработать к весне следующего года и новую схему оплаты проезда, когда цена билета будет зависеть от километража. Но ездим-то мы уже сейчас…
Старые автобусные маршруты создавались, может, и несколько хаотично, но исходя из потребностей горожан. Новые разрабатывали, ориентируясь на перспективу, когда будет в полном объеме работать метро, когда новые большие автобусы полностью заменят раздолбанные “пазики” и “Газели”, когда дифференцированной станет оплата проезда и появится возможность контролировать интервал движения машин. При этом не учли, что конкретные люди живут не в абстрактном светлом будущем, что они каждый день должны ездить на работу, платить за проезд…
Невольно вспоминается, как ездили мы в прошлом году с группой российских журналистов в Стокгольм. В шведской столице тогда шел эксперимент – въезд в центральную часть города сделали платной. И все горожане знали, что это – именно эксперимент, что через несколько месяцев они придут на референдум и будут голосовать “за” или “против” этого новшества. И только после того, как большинство жителей Стокгольма проголосовало “за”, платный въезд в центр узаконили.
Вот бы и нам так…