С особой пристрастностью обсуждаются сегодня в обществе проблемы жилищно-коммунального реформирования. Во-первых, потому, что они самым тесным образом касаются каждого из нас. Во-вторых, произошедшие в системе ЖКХ за последние годы перемены настолько разительны, столько несут в себе новизны, что, хочешь не хочешь, говорить о них приходится. И не только говорить, но и действовать по-новому. Ведь меняется не только подход к самой системе, но и наш с вами потребительский менталитет. Надеемся, что “Прямая связь” с директором муниципального унитарного предприятия “Единый расчетный центр г.Казани” Глебом Латыповым поможет вам, уважаемые читатели, разобраться во многих проблемах и наладить конструктивный диалог с этой ответственной структурой.
О значимости темы говорит и тот факт, что первый телефонный звонок в редакции раздался ровно в 14.00 (напоминаем, что “Прямая связь” с Г.Ш.Латыповым проводилась 22 июня с 14.00 до 15.00). Жители Казани не давали Глебу Шамилевичу расслабиться ни на минуту.
Первой позвонила Мария Якимова:
– Спасибо редакции за предоставленную возможность задать вопросы. У меня их два. Во-первых, зачем нужен Единый расчетный центр? Он ведь выступает как посредник между мной, жильцом, и моей управляющей компанией. Получается, что я, как налогоплательщик, вынуждена этот расчетный центр содержать: и машины, и чиновников, и их кабинеты, и технику, и компьютеры?
А второй вопрос касается того, могу ли я, как рядовая жительница нашего города, проконтролировать расходование своих платежей? То есть, если бы они поступали в мою управляющую компанию, это было бы легче. А они в общую корзинку собираются, и я не знаю, на что их там тратят. Спасибо.
– Сначала отвечаю на ваш первый вопрос – о предназначении нашего центра. Единый расчетный центр производит начисления, формирует счет-фактуру, ведет прием и учет населения, производит выгрузку информации по льготным категориям граждан в органы социальной защиты. Иными словами, мы выполняем функции управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ) в части работы с населением, освобождая их от соответствующих затрат, что также позволяет решать непосредственные проблемы в жилищно-коммунальной сфере Казани.
– Это я все знаю, спасибо. Но мне легче было бы перечислять деньги сразу на счет компании. Тогда можно было бы посмотреть, сколько там собралось…
– Позвольте задать встречный вопрос: в каком районе вы проживаете?
– В Московском.
– В таком случае вас обслуживает управляющая компания Московского района, территориальное отделение Единого расчетного центра “Наратлык”. А мы в свою очередь имеем договорные отношения с данной управляющей организацией. То есть все возникающие вопросы вы решаете через наш центр. Но управляющая компания, как и любой хозяйствующий субъект, вправе быть самостоятельным игроком на рынке ЖКХ города. Десять процентов из них так и делают. Единый расчетный центр – конкурентоспособный вариант, и девяносто процентов управляющих компаний и товариществ собственников жилья работают с нами. Потому что понимают, что простая организация работы по приему населения требует значительных стартовых капиталовложений для создания пунктов сбора платежей, содержания штата, закупки оборудования, разработки либо приобретения соответствующего программного обеспечения и так далее. А преимущества нашего предприятия очевидны, в целом они дают общее снижение издержек. Единый расчетный центр предлагает и удобные пункты приема населения, и широкую сеть сборщиков платежей, в работе мы используем единую муниципальную счет-фактуру.
Выгоднее ли вашей компании работать самостоятельно или вести прием населения через отделения Единого расчетного центра, решает непосредственно сама управляющая организация. А проконтролировать распределение своих денежных средств вы можете, обратившись в свою управляющую компанию. Это ваше непосредственное право. Компания с вами, конкретным жителем, имеет договор на обслуживание. И она в соответствии с договором по необходимости должна предоставлять жителям отчеты по распределению денежных средств.
– Вам за такой совет, Глеб Шамилевич, спасибо большое.
Следующий вопрос был задан несколько рассерженным жителем Казани, который не представился:
– Есть мнение, что Единым расчетным центром совместно с поставщиками жилищно-коммунальных услуг устанавливаются завышенные тарифы…
– Регулирование тарифов является вопросом государственной политики. Устанавливаются они в соответствии с федеральными законами и общей ситуацией в республике. Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение утверждаются республиканской энергетической комиссией. Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов – компетенция органов местного самоуправления.
Если жители многоквартирного дома решат создать товарищество собственников жилья, то они могут самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. А вот наниматели жилья и те собственники, которые не позаботились о выборе формы управления, тарифы на эти услуги получают уже сформированными от уполномоченных органов власти.
Единый расчетный центр использует уже утвержденные тарифы и никаким образом не может устанавливать их самостоятельно. Наше предприятие является лишь связующим звеном между населением и поставщиком жилищно-коммунальных услуг в сборе и распределении финансово-денежных потоков на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Новый звонок – от Татьяны Панариной:
– Я слышала, что у нас существует Единый расчетный центр, недавно созданный в Казани. Но до сих пор не могу понять, как организована схема сбора денег, как они вообще распределяются?
– Создание Единого расчетного центра стало гарантом того, что денежные средства не попадут в карман недобросовестного предпринимателя. Наша система прохождения финансовых потоков проста и прозрачна. Деньги горожан аккумулируются не в управляющей компании, а на целевом расчетном счете, после чего на основании документов, подтверждающих оказание жилищно-коммунальных услуг, они распределяются по поставщикам.
Хочу заметить, что Единый расчетный центр самостоятельно не распоряжается деньгами, перечисление финансовых средств осуществляется по поручению управляющих компаний, которым и принадлежат эти деньги. Помимо того, наш центр является не частным предприятием, а муниципальной организацией, входящей в структуру Исполнительного комитета города Казани. Именно расчетный центр может гарантировать своевременность перечисления денежных средств потребителя жилищно-коммунальных услуг на счет непосредственного поставщика. Сложившаяся схема позволяет контролировать процесс распределения денежных средств с момента оплаты до последующего перечисления поставщику жилищно-коммунальной услуги, то есть является прозрачной для всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
– Слышала, что будет существовать ваш сайт в Интернете, куда любой желающий сможет зайти. Он уже существует? По какому адресу?
– Очень жаль, что об этом вы узнали только сейчас. Сайт Единого расчетного центра Казани действует уже давно, создан он был в июле прошлого года и работает в полном объеме. Информация о нем размещена на каждой счет-фактуре, которую получают все жители города Казани. Наш сайт позволяет получать информацию о динамике сбора платежей, отслеживать количество оплаченных счетов-фактур и поступление денежных средств по районам или по городу в целом.
На сайте центра можно получить доступ и к собственному лицевому счету. Для этого достаточно один раз зарегистрироваться, ввести пароль, после чего можно получить информацию по недопоставкам, начислениям, перерасчетам и оплате за предыдущие месяцы. Прямо на сайте можно ввести текущие показатели приборов учета, выставить недопоставку за текущий период и получить счет-фактуру с учетом этих корректировок. Адрес сайта: www.erc-kazan.ru .
Следующий вопрос задала Наталья Петровна Иванова:
– Нужно ли товариществу собственников жилья прибегать к услугам Единого расчетного центра или этого можно не делать?
– Повторюсь: с кем работать, с ТСЖ или через Единый расчетный центр, зависит только от вас, как собственника жилого помещения. Весь комплекс услуг, которые мы предоставляем товариществам собственников жилья на территории города, прописан в договорах, с которыми можно ознакомиться, подъехав к нам в Единый расчетный центр. Если вы примете решение о ведении всего комплекса жилищно-коммунальных услуг через наш центр, то можете заключить договор и напрямую работать с нами.
Как я уже говорил, простая организация работы товариществ собственников жилья по приему населения требует значительных стартовых капиталовложений. Кроме того, привести здание в надлежащее состояние сегодня могут только профессионалы. Ведь многоквартирный дом – сложное сооружение с множеством инженерных коммуникаций. Горячее и холодное водоснабжение, отопление, электрические установки требуют специальных знаний, навыков в эксплуатации и содержании.
Управленец должен знать и руководствоваться требованиями законодательства, всеми его нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При подписании договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо четко понимать, что эти договоры не должны ущемлять интересы жителей. В Едином расчетном центре Казани работают только высококлассные специалисты. К тому же мы создали все условия для максимально комфортного приема населения в территориальных отделениях центра и, что самое важное, – при организации нашей работы основной упор сделан на улучшение качества обслуживания.
Следующий вопрос задал пожилой житель Казани, который, к сожалению, не представился:
– Вас беспокоят по поводу счетчиков, которые сейчас в домах заново должны устанавливаться. У меня есть родственники в Набережных Челнах, их там всех поголовно заставили менять счетчики. Как обстоят дела в Казани? В Челнах, кстати, часть суммы, затраченной на эти счетчики, незащищенным слоям населения обещают компенсировать. А в Казани будет ли оказана поддержка малоимущим и пенсионерам?
– Вопрос необходимости замены электросчетчиков – это сфера взаимоотношений жителей со своей управляющей компанией, поскольку она предоставляет услугу, а житель ее оплачивает. Могу сразу сказать, что проведение работ по замене электросчетчиков соответствует закону, по этому поводу было издано федеральное постановление. Однако жилой фонд Казани формировался в течение многих десятков лет, поэтому мероприятия по замене счетчиков затрагивают достаточно большое количество населения, в том числе и малообеспеченного. Конечно, проведение таких работ должно сопровождаться соответствующей социальной программой. В течение семи лет после принятия решения Госстандартом РФ вопрос о замене счетчиков не поднимался. На мой взгляд, нельзя проводить данную работу непродуманно и ускоренными темпами. Все должно быть в рамках законодательства, при наличии нормативного документа, который регламентировал бы весь этот порядок, в том числе, возможно, и вопрос обеспечения счетчиками малоимущих слоев населения.
Во время “Прямой связи” наших читателей интересовали не только какие-то конкретные ситуации, возникающие в ходе реализации реформ ЖКХ, но и опыт Единого расчетного центра Казани в целом. Например, они спрашивали, приезжают ли к нам перенимать опыт.
– Немало делегаций как общероссийского, так и международного уровня посетили Единый расчетный центр Казани. К нам приезжали из Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Краснодара, Саранска. Недавно с официальным визитом побывала делегация из Казахстана. В июне по нашей инициативе в Казани был организован “круглый стол” по вопросам реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства с участием руководителей предприятий и учреждений системы ЖКХ Москвы. Это все связано с реальными показателями нашей работы, которая велась на протяжении прошедшего года, с той высокой оценкой, которую дал этой работе Президент России Владимир Владимирович Путин в рамках выездного заседания Госсовета Российской Федерации в Казани в январе текущего года. Озвучено уже неоднократно, что система ЖКХ в Татарстане с использованием высоких информационных технологий является показательной для многих субъектов России.
Последний вопрос Глебу Латыпову, воспользовавшись небольшой паузой, задал сам журналист, проводивший “Прямую связь”:
– На ваш взгляд, что больше всего волнует людей в реформе ЖКХ и чем бы вы могли им помочь?
– Приоритетной задачей Единого расчетного центра является, как я уже говорил, улучшение качества обслуживания населения. Во главу угла мы ставим интересы жителей. Мы помогаем им отстоять свои права, если их нарушают, обеспечиваем право на адекватную оплату только оказанных жилищно-коммунальных услуг. В этой связи с октября прошлого года нами разработан претензионный порядок, действующий на территории Советского района. Его суть в том, что жители могут не привлекать сторонние организации для доказывания факта недопоставки услуг. Для этого достаточно обратиться в соответствующее территориальное отделение Единого расчетного центра и заявить о недопоставке услуги. После подтверждения данного факта жителю будет произведен перерасчет.