К барьеру… с гитарой

Шесть лет назад в Новошешминске произошло знаменательное событие – впервые распахнула двери музыкальная школа.

Автор статьи: Зульфира ТУГАНОВА

information_items_1347367130

Шесть лет назад в Новошешминске произошло знаменательное событие – впервые распахнула двери музыкальная школа. Наряду с другими здесь открылся и класс обучения игры на гитаре. То была личная инициатива районного главы Александра Губкина. Он давно мечтал о том дне, когда “вот если захочет деревенский парнишка научиться играть на гитаре – у него такая возможность в родном районе есть”. Уж очень крепко запечатлелось в памяти Александра Семеновича то, как много лет назад он сам в своем родном селе Новошешминске учился играть на гитаре по самоучителю для начинающих.


Пятидесятилетие Губкина, состоявшееся три года назад, для многих сотрудников районной администрации стало сюрпризом. Разумеется, возраст главы ни для кого не был тайной, а вот его студенческие годы, запечатленные на фотостенде в честь юбиляра, изумили. С фотографий того времени смотрел на них длинноволосый парень в “настоящих” американских джинсах и с гитарой в руках! Непривычно все это как-то, неожиданно…


Как, впрочем, и то, что когда-то, подростком, Губкин начал самостоятельно осваивать игру на гитаре с кубинских, испанских мелодий. Откуда у сельского парня интерес к именно таким мотивам?


– Сам не знаю, – простосердечно отвечает сегодня Александр Семенович, – может, услышал где-то?


Поистине, мир, в котором мы живем, неисчерпаем в своих загадочных проявлениях. Известен, например, такой случай из истории отечественной космонавтики. Никогда не отличавшийся в повседневной жизни страстью к гитаре космонавт Александр Иванченко вдруг попросил доставить ее на космический корабль. Не от безделья, а оттого, что “космос этого потребовал”. Может, некая необъяснимая сила влекла и новошешминского паренька к этим зажигательным ритмам?


Воспоминания, связанные с приобретением гитары, в памяти Александра Семеновича носят самую светлую окраску:


– В каникулы поехал в Нижнекамск, там и купил ее. Нашел самоучитель и начал подбирать мелодии. Интересно было, не в тягость. Родители не мешали. Знали, что я не могу не сделать школьные уроки. Так и было. Только разделаюсь с задачками – и уже бренчу…


Без чьей-либо помощи он освоил нотный стан. Каждодневно отрабатывал пальцевую технику.


– Если в такте не две-три серии нот, а много, значит, надо стремительно работать пальцами, – делится Александр Семенович “секретами” игры на любимом инструменте, а руки его уже обнимают гитару.


Делая “поперечный перебор”, он ритмично перебирает басовые струны большим пальцем, одновременно подбирая другими пальцами мелодию на “высоких” струнах.


Осваивал он в свое время классическую семиструнку, популярную в России еще в XVIII веке. Никогда не пользуясь медиатором, научился подбирать практически любую мелодию. А вообще, считает, что “вести только “бас”, “соло” или “ритм” – это примитив”. По-губкински, хорошо играть – значит уметь использовать все это одновременно.


Гитара оставалась его бессменной спутницей и в годы учебы в Казанском сельскохозяйственном институте. Тогда многие студенты агрономического факультета, где учился Александр, загорелись желанием овладеть игрой на гитаре. Она была у молодежи очень популярна, пение под гитару шлягеров Высоцкого, Окуджавы, других “запрещенных” бардов было своего рода протестом против идеологических догм. “Да и гитара – не рояль, ее можно взять на любую вечеринку, в турпоход, на отдых”, – поясняет Александр Семенович.


Он обучал игре каждого, кто пожелает. Правда, не все его ученики добивались успеха. Кроме желания надо было иметь старание, упорство и, конечно, музыкальный слух.


Большую часть любимых мелодий Губкин разучивал, подыгрывая популярному в годы его юности катушечному магнитофону “Романтик”. Впоследствии записал на него целую катушку песен в своем исполнении, которая со временем, увы, затерялась. Сохранился лишь “нотник” с собственноручно переписанными мелодиями. На “Романтике” он крутил и переписанные далеко не с первой копии песни Владимира Высоцкого. Одной из любимых и теперь остается его шлягер “О переселении душ”. Помните: “Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком, не лучше ли при жизни быть приличным человеком… Но если туп, как дерево, родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь”?


Песни Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Розенбаума и сегодня поются только с друзьями, потому что “они – для особенной аудитории единомышленников”. И такие задушевные концерты вызывают каждый раз целый поток воспоминаний о прошлом.


У рослого, крепкого студента Губкина была и неплохая спортивная закалка. Еще 14-летним мальчуганом “мог не попить, не поесть, но чтоб утром двадцать минут не позаниматься на турнике и с гирями – такого никогда не было”. А будучи студентом, двухпудовую гирю “чисто любительски правой рукой сорок шесть раз выжимал”. Или вот “на спор” со студентами старших курсов шестидесятикилограммовую штангу над головой поднимал. Активно занимался и боксом.


Хитромудрый это народ – студенты! Это же надо было придумать такое – внести элементы состязания в “гитарное хобби”! Своеобразные турниры, естественно, с участием Губкина, проходили в пятом студенческом общежитии госуниверситета, в котором жили его друзья – тоже гитаристы. В день соревнований по противоположным углам условного ринга (комнаты) располагались два гитариста-соперника, одним из которых выступал наш герой. По сигналу судьи, выбранного общим голосованием, каждый из участников должен был сыграть на гитаре мелодию песни, текст которой для большей честности по своему усмотрению из газет и журналов выбирал и читал вслух человек, абсолютно далекий от музыки. Гитаристам предстояло угадать мелодию и сыграть ее. Не менее важным было и умение без промедления подхватить ее у противника, который мог сделать паузу в любое время. Вот такая музыкальная “перестрелка” могла продолжаться часами. За игрой, засекая контрольное время, следили арбитры.


Зрелище вызывало живой интерес у болельщиков из студенческой аудитории. Еще бы! На кон ставился популярный в ту пору напиток в молодежной среде. Тот, кто терпел поражение на музыкальном ринге, бежал покупать “Агдам” за рубль двадцать. Подобная роль Губкину доставалась крайне редко.


Хотя у районного главы сегодня не так много времени, чтобы уделять его гитаре, она все-таки звучит в его доме. Сегодняшняя гитара – вторая в его жизни. Голос этой, “молодой” (ей “всего” 15 лет), звучит не так ярко, как у прежней. Но он более уверенный, смелый, сформированный жизненным опытом и встречами со старыми друзьями.


Говоря об успехах юных гитаристов районной музыкальной школы, Александр Семенович ограничивается оценкой: “Получается у них ничего…” – и подумывает как-то прийти к ним с гитарой и продемонстрировать свою игру.


– Сейчас, конечно, как раньше, не сыграю. После окончания института прошло более тридцати лет, не та уже пальцевая техника, – скромничает он. – Но, слава богу, пальцы струны чувствуют, мелодии вспоминают. Особенно те – зажигательные кубинские и испанские…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще