Казус мобильника

Педагоги во многих школах в последнее время стали запрещать ученикам приносить мобильные телефоны в учебные заведения.

Автор статьи: Евгений СЕРГЕЕВ

Педагоги во многих школах в последнее время стали запрещать ученикам приносить мобильные телефоны в учебные заведения. Одна из причин – возрастающая среди подростков популярность съемок видеоклипов с реальными сценами насилия. Мода затевать драки, стычки и даже нарочно издеваться над сверстниками, чтобы снять все это “действо” на видеокамеру мобильного телефона, становится “фишкой” современной молодежи.


Бессмысленные и беспощадные

В качестве примера можно привести случай, который в Прокуратуре республики назвали чрезвычайным. Трое казанских школьников в течение нескольких месяцев унижали своего одноклассника. Тринадцатилетние ребята принудили Александра Силивестрова (имя и фамилия изменены) вступать с ними в отношения сексуального характера и снимали это на видеокамеру сотового телефона. Эти утехи “на запись” в отсутствие родителей происходили даже в квартире мальчика. Вскоре вслед за шантажом началась травля. Видео увидели и остальные одноклассники Александра, среди них – девочки. Последние особенно насмехались над ним, давали ему неприличные прозвища. На нервной почве мальчик получил серьезную психологическую травму, после чего родители были вынуждены сменить место жительства и школу. Малолетних насильников “отчитали” и… направили в одну из казанских спецшкол закрытого типа для детей с девиантным поведением. Их родители и педагоги в шоке. Никто от своих чад ничего подобного не ожидал!


По словам Завдата Ибрагимова, начальника спецотдела Прокуратуры республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, ввиду того что обвиняемые не достигли четырнадцатилетнего возраста, возбуждение уголовного дела “Насильственные действия сексуального характера” в их отношении невозможно.


И это несмотря на то, что результат трагедии – исковерканная судьба подростка. Ребенок находится в подавленном состоянии, фактически отказывается выходить из дома, испытывает чувство страха. У него нарушен сон, появляются невротические реакции. Он не может нормально учиться, общаться со сверстниками.


Нужно ужесточить закон и за подобные преступления привлекать подростков к уголовной ответственности с 12 лет, считает Завдат Ибрагимов. Разве это нормально, когда издевательства в школах над слабыми становятся нормой поведения, а мы, взрослые, бессильны в этой ситуации?


Жестокие игры

Такое явление, как съемки жестоких сцен на видеокамеру мобильного телефона, пришло к нам из Европы, где появилось относительно недавно – 3-4 года назад. Вскоре этими “играми” заинтересовалась и российская молодежь. Рубеж 2006 – 2007 годов в нашей стране был ознаменован настоящей эпидемией этого вида подростковой жестокости. Инциденты, подобные казанскому, в последнее время не редкость и для других уголков страны.


Имели место два громких случая избиения и издевательств над школьницами в Тюмени. Ученица 64-й школы, не выдержав насилия одноклассниц, покончила с собой. Подростки снимали на мобильный телефон избиение девушки и распространяли “кино” среди своих сверстников.


В Ивановской области большую “популярность” приобрели ролики группы 15-летних подростков, издевавшихся над бомжами. Бездомным сбрасывали на головы банки с водой, плевали в лицо и избивали. Экзекуции записывали на цифровой фотоаппарат, а клип сопровождали надписью: “В процессе съемок ни один бомж не ушел здоровым”.


В Красноярском крае две 16-летние девушки подрались прямо посреди улицы. Бросая друг друга в грязь, избивая и вырывая друг у друга волосы, школьницы привлекли внимание прохожих. Один из них снял видео на мобильный телефон и не преминул поделиться кадрами с интернет-общественностью.


Уценка… жизни

На подростков, хвастающихся друг перед другом записями со сценами насилия, можно наткнуться теперь повсюду.


Молодежь снимает жестокие сцены далеко не просто так, признается мне один из старшеклассников. У такого видео несколько задач. Например, это может быть доказательством “крутости” или показ мучений и страданий жертвы в назидание другим. Кроме того, запись “любительской жестокости” хорошо тиражируют и продают либо на дисках, либо в Интернете, добавляет он.


И действительно, в столице республики фанатам любительских фильмов с реальными сценами насилия есть где “развернуться”. DVD с записью домашнего и уличного беспредела можно из-под полы купить во многих центрах, торгующих видеопродукцией. Так, в первом же попавшемся компьютерном отделе одного из магазинов продавец “подпольных шедевров” нашелся практически сразу. Дмитрий, торгующий даже не фильмами, а музыкальными mp3-дисками, охотно согласился помочь с приобретением криминальной продукции. “Только смотри, такие записи будут стоить дороже! Что именно тебе надо – драки футбольных фанатов или как кого-то насилуют и избивают?” – спросил он. Услышав в ответ, что предпочтительнее диски с записями уличных боев и бытовых драк, Дмитрий тут же набрал номер на мобильном телефоне и объяснил, что требуется клиенту. Через несколько минут появился некто Дамир, который с готовностью предложил свои услуги.


В отличие от этого магазина в других не скромничают и фильмов с мордобоем не скрывают. Впрочем, выбор здесь невелик и представляет интерес в основном только для футбольных фанатов. “На видео изображены выездные стычки фанатов с ОМОНом, а также с болельщиками местных команд, – поясняет один из продавцов. – Среди покупателей в основном ребята 14-20 лет. Хотя, случается, записи приобретают и люди постарше”.


В итоге, говорит Светлана Адагашева, психолог из Казанского филиала Всемирного центра взаимоотношений, растет новое поколение, для которого жестокость не просто допустима, но является нормой жизни. Ведь подражание увиденному на экране – главная особенность подростковой психики. С этой точки зрения съемка жестоких сцен и любое их тиражирование – преступление против будущего страны.


Вопрос остается открытым

В Европе эту проблему решают по-разному. Если в Италии власти запретили школьникам пользоваться мобильными телефонами в учебных заведениях, во Франции пошли еще дальше. Недавно там был принят закон о запрете съемок реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. Нарушителей ждет суровое наказание в виде лишения свободы до пяти лет и штрафа в размере 75 тысяч евро.


В России проблема остается нерешенной. “В нашем законодательстве нет статей, которые ограничивали бы или запрещали съемку и продажу записей с реальным насилием, – объясняет Завдат Ибрагимов. – Под запрет подпадают только порнография, а также пропаганда разжигания межэтнической и межнациональной розни. Запрет можно наложить лишь в том случае, если ваше изображение будет использовано без вашего согласия”.


Таким образом, вопрос, как же бороться с “мобильной” жестокостью подростков, пока остается открытым…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще