В семье проблема: пятиклассник Коля пристрастился к компьютерным играм. Он сидит перед экраном монитора, не выходит во двор к друзьям, стал менее общительным с родными и близкими. В течение года, с момента покупки этой злополучной чудо-техники, у него ухудшилось зрение, появились утомляемость, нервозность. И самое тревожное, жалуются родители, подростка буквально не оторвать от новой игрушки.
Что такое “хорошо”, а что такое “плохо”
То, что дети любят различные системные игры, ни для кого не секрет. По словам ребят, это увлекательное и поучительное занятие. Но взгляды на то, что такое “увлекательно и интересно”, у них разные.
По словам одних, компьютерные игры несут в себе много умного и познавательного. Веселые и добрые программы, в том числе на мобильных устройствах (например, бесплатные программы для android 2.2 ) развивают и совершенствуют знания, а удобное управление, хорошая графика и профессиональное озвучивание делают каждую игру настоящим праздником.
По словам других, обучающие игры – это скучно. А вот различные “стрелялки” в жанре экшн – это то, что надо. Причем девиз таких игр базируется на одном принципе: “Всех убью – один останусь”.
Хорошо помню случай, когда пришел в гости к друзьям, а их двенадцатилетний сын даже не вышел поздороваться, что несколько удивило окружающих. Он сидел за компьютером несколько часов (еще столько же, по-видимому, до нас), не желая выходить из виртуального мира. Один из родителей тогда обронил фразу: “Вот так случится что-нибудь с тобой, а он и не заметит…”
Или другая нашумевшая история. 20-летний москвич Александр Копцев ворвался в синагогу на Большой Бронной в Москве и ранил ножом восемь человек, прежде чем его смогли задержать. Позже выяснилось, что любимой игрой тихого и спокойного безработного юноши был Postal – “компьютерная игра про почтальона, который, неожиданно сойдя с ума, берет нож, выходит на лондонские улицы и начинает убивать прохожих”. То, что подобные игры продаются в любом торговом центре страны, никого и сейчас не смущает.
Мнение “отцов”, в отношении этой проблемы, конечно, отличается от мнения “детей”. По словам родителей, они вынуждены разрешать своим чадам играть в компьютерные игры, чтобы те не чувствовали себя обделенными по сравнению с другими детьми, так как в их окружении играют все. Эту точку зрения можно считать наиболее распространенной. В глубине души взрослые – против бездумного увлечения детей компьютерными играми, понимая, что это мешает получать навыки, необходимые для жизни. Но, с другой стороны, “посиделки” у монитора где-то и льстят их самолюбию – “мой-то не хуже других – вон как научился кнопки нажимать”. Поинтересоваться тем, какие диски лежат на компьютерном столе их ребенка, что формируют они в его сознании, родители зачастую считают лишним.
Учителя полагают, что компьютерные игры полезны, если связаны с учебной программой. В остальных случаях подобное времяпрепровождение оказывается впустую потерянным временем. И благо, если педагог убедит ученика потратить его на уроки, чтение книг или другое полезное занятие.
Раньше, говорит казанский педагог с двадцатипятилетним стажем Михаил Головачев, в стране была развита инфраструктура так называемого молодежного досуга – кружки по интересам, спортивные секции, дома творчества молодежи. Они и сегодня не исчезли, но их количество резко уменьшилось. А занятия, в основном, стали платными. Но сидеть на одном месте, ничего не делая, подросток не может. Его натура просит действия, занятия чем-либо. И тут появляются компьютерные игры. Интересные, красочные, азартные! Конечно, ребенка это притягивает. Почище книг, даже видеофильмов. Что уж говорить об учебниках… Но это проблема не только педагогическая, но и социальная, считает Михаил Головачев. Одни учителя ее не решат.
По словам директора Школьного психологического центра Казани Виктории Потаповой, некоторые компьютерные игры действительно несут положительную функцию. Они развивают у ребенка память, внимание, мышление, учат его классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Возможно использование игровых компьютерных программ для коррекции различных болезненных фобических реакций.
Полезны компьютерные игры, развивающие мелкую моторику, то есть кистевые движения, которые также успешно можно развивать, занимаясь с детьми лепкой, игрой на музыкальных инструментах, рисованием. Но…
Другая сторона медали – это то, что дети часто плохо понимают, когда они “вошли” в игру, а когда из нее “вышли”, то есть границы игры для них размыты и игровые отношения часто переносятся на действительность. Как результат – нарушаются и без того нередко хлипкие социальные связи подростка с окружающими. Ведь зачастую он не случайно “уходит” в игру – ему там просто лучше, чем в действительности, чем дома, в школе. В игре он “принят” таким, каков он есть, здесь можно исправить любую ошибку, примерить на себя понравившуюся роль. С экрана монитора ему не читают нотаций, не заставляют убирать квартиру. Это очень комфортный, привлекательный для подростка мир. О том, что в игре существуют определенные психологические “коды”, которые программируют поведение игрока, нередко формируют в нем жестокость, стремление решать жизненные проблемы, “как в игре”, насилием, снижают планку восприятия боли другого человека, даже близкого, подросток, конечно, не подозревает.
Когда и как приобщать свое чадо к компьютеру
По исследованиям кафедры гигиены и медицины труда Казанского государственного медицинского университета, большинство детей и подростков, сидящих за компьютером более часа в день, подвержены риску специфических заболеваний.
Один из специалистов этой кафедры Александр Долодаренко в течение двух лет наблюдал за детьми 9-11 лет из шести школ Вахитовского района Казани, приступивших к изучению информатики. За основу он взял две группы школьников. В первой были учащиеся, в расписании которых стояли уроки информатики, во второй – их ровесники, у которых информатики не было.
Исследование показало, что у начавших посещать информатику жалобы на головокружение и быструю утомляемость встречаются в 2,5 раза чаще, чем у сверстников из другой группы. Характерно, что на возникновение неприятных симптомов влиял возраст, с которого начиналось приобщение к информатике. Ребята, окунувшиеся в компьютерный мир в 9 лет, утомлялись быстрее и чаще тех, кто приобщился к технике с 11 лет. Отсюда и вывод: оптимальное время активного освоения компьютерной грамотности – 11 лет и старше.
По словам Александра Долодаренко, основная нагрузка на здоровье детей ложится на первый год приобщения их к компьютеру. У ребят в первой группе в течение этого времени шло снижение физических показателей, ухудшалось состояние нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Появились боли в кистях рук, позвоночнике, шее, пояснице. Потом состояние вроде бы выравнивалось, но, по всей видимости, за счет каких-то потерь. Жалобы на дискомфорт, головокружение, утомляемость нарастают в течение двух лет. Это говорит о том, что в организме ребенка постепенно накапливаются негативные эффекты, и через год-два они начинают проявляться уже зримо. Влияния же компьютера на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы специалисты не обнаружили, утверждает Александр Долодаренко.
По мнению профессора кафедры гигиены и медицины труда КГМУ Лилии Фатхутдиновой, в школе продолжительность занятий на компьютере контролируется. Другая ситуация – за пределами учебных заведений. Анкетирование показывает, что дети проводят за компьютером дома до 20 часов в неделю. Родители же не знают даже элементарного – как правильно усадить ребенка перед экраном. Многие ребятишки знакомятся с компьютером еще до школы, и родители не регламентируют их времяпровождение у монитора.
Лилия Фатхутдинова предупреждает: в условиях активной компьютеризации школ крайне важно ее медицинское сопровождение. В детстве закладывается здоровье на всю жизнь. А когда ребенку 10-15 лет, он не думает о последствиях. Но “компьютерные” последствия – долгоиграющие, они сказываются на состоянии человека и через десятилетия.
Кораблик детства между Сциллой и Харибдой
Итак, нельзя отрицать, что компьютер и компьютерные игры имеют свои положительные моменты в развитии маленького человека. Но плохо то, что очень часто рекомендованный медиками режим общения с компьютером не соблюдается, и последний превращается из друга во врага. Надо помнить: всему свое время. Никто не дает младенцу в руки вилку. Ребенка прежде растят, лишь затем обучают этой вилкой пользоваться.
Компьютер – реальность наших дней. Невозможно напрочь избежать приобщения ребенка к нему, но делать это надо осторожно и разумно. Остается пожелать родителям в этой сложной ситуации ориентироваться на древнего героя Одиссея, сумевшего успешно провести свой корабль между Сциллой и Харибдой.
Запрещено за чрезмерный садизм
Максим ЗАРЕЦКИЙ,
“Татар-информ”
Британский комитет оценки фильмов – орган, ответственный за выставление возрастных рейтингов фильмам и играм, – запретил на днях видеоигру “Manhunt 2”, сообщает информагентство “Рейтер”.
Причиной запрета стала подробная реализация насилия в игре. По мнению цензоров, играя в “Manhunt 2”, очень сложно ощутить дистанцию между игрой и реальной жизнью. Директор комитета Дэвид Кук подробнее объяснил столь странный для Великобритании (ранее в туманном Альбионе подобного рода прецедентов не было) запрет в своем заявлении.
“Запрет – вещь серьезная, и решение мы принимали очень тяжело. Сначала рассматривали введение в игру ограничителей или модификаций, которые уберут из продукта спорный контент. Однако в случае с “Manhunt 2” это не представляется возможным, – отметил Дэвид Кук. – “Manhunt 2″ – самая жестокая из всех существующих игр на данном витке платформ. Издевательско-садистский тон самой игры и ее общее содержание побуждают к совершению жестокостей в реальной жизни, так как уровень дистанцированности от реальности минимален. Эта игра прославляет хладнокровные акты насилия”.
Многие считают, что игра столкнется с аналогичными проблемами и в других странах, таких как Австралия и Германия. Официальная реакция компании – разработчика игры последовала мгновенно. “Мы разочарованы тем, что комитет отказался дать оценку “Manhunt 2″. Мы не согласны с некоторыми его позициями, по нашему мнению, игра соответствует всем стандартам организации, – заявили представители компании. – Мы уважаем мнения людей, касающиеся игр этого жанра, но надеемся, что это не будет попирать взглядов взрослых участников, на которых рассчитана игра. Мы верим, что вся продукция должна иметь рейтинг и четко рассказывать покупателю о своем содержании, чтобы общество само принимало решения. Взрослая аудитория, поиграв в игру, поймет, что все происходящее – выдумка, и ничего более”.
Напомним, что это уже не первый скандал, вызванный серией “Manhunt”. Два года назад все там же, в Великобритании, подросток убил своего друга, имитируя, по его словам, сцены из игры.
Пристрастие станет диагнозом
“Лента.ру”
Американская медицинская ассоциация намеревается включить пристрастие к играм в список официально диагностируемых заболеваний, сообщается на сайте Kotaku.
Врачи предлагают включить зависимость от игр в “Диагностическое и статистическое руководство по умственным расстройствам” – перечень психических отклонений, используемый в американской медицине.
По мнению медиков, опасность заболевания возникает, если человек проводит за видеоиграми более двух часов в день. Врачи планируют включить в “Руководство” как описание отклонения, так и методы его лечения.
Кроме того, Американская медицинская ассоциация настаивает на изменении системы рейтингов оценки видеоигр и советует родителям не подпускать детей к экранам более чем на два часа в день вне зависимости от того, смотрит ли ребенок мультфильмы или играет в игры.