Вдогонку за лайнером мечты

Чуть больше недели назад завершился аэрокосмический салон МАКС-2011. Татарстан на мировых смотринах авиационной техники представляли сразу восемь предприятий. Факт уже сам по себе уникальный.

Автор статьи: Михаил РЯБИНИН

Татарстанские предприятия не затерялись на авиасалоне в Жуковском

Чуть больше недели назад завершился аэрокосмический салон МАКС-2011. Татарстан на мировых смотринах авиационной техники представляли сразу восемь предприятий. Факт уже сам по себе уникальный. А участие в демонстрационных полетах над Жуковским собранных у нас Ту-214 ОН, «Ансата» и Ми-38 свидетельствует: авиапром в республике не просто пережил пору безвременья, но и потихоньку определяет вектор дальнейшего развития.

Лучший в мире гражданский разведчик?

КАПО имени Горбунова презентовало на аэрокосмическом салоне в Жуковском самолет специального назначения Ту-214 ОН. Его задача – инспекция территорий стран-участниц договора «Открытое небо». Получается, этот мирный «Туполев» – своего рода самолет-разведчик. И от того, как хорошо он сможет выполнять свою легальную разведывательную работу, по большому счету, зависит безопасность государства и его граждан.

Казанское предприятие, вместе с ОАО «Туполев» и концерном «Вега», разработчиком систем наблюдения, судя по отзывам, выполнили ответственный заказ достойно. Представители США, Канады, Италии, Норвегии и других стран, осматривая машину и ее «органы чувств», не скупились на комплименты. Более того, на совместной пресс-конференции разработчиков и производителя прозвучало: самолет признан самым совершенным воздушным лайнером в мире, построенным по проекту «Открытое небо».

Реальная это оценка или соответствующий событию рекламный ход, наверное, станет ясно лишь со временем. Но однозначно: Ту-214 ОН придет на смену Ан-30 и Ту-154, которые пока используются для инспекторских полетов.

Кстати, «глаза и уши» лайнера-разведчика могут быть еще зорче. Генеральный директор КАПО имени Горбунова Васил Каюмов на пресс-конференции в Жуковском сообщил журналистам: на втором Ту-214 ОН, который сейчас достраивается в Казани, будет стоять более совершенная аппаратура, на смену пленочному оборудованию придет цифровое.

Приятно, что столь ответственный заказ поручили именно Казани. И все же не будем преувеличивать его значение для предприятия, когда-то выпускавшего десять – двенадцать лайнеров в год. Самолеты-инспекторы – товар штучный, загрузить с их помощью мощности КАПО, естественно, не получится.

Встаем на крыло

Зато на МАКСе получила дальнейшее развитие идея сделать одно из крупнейших в стране авиастроительных предприятий поставщиком комплектующих. Генеральный директор ЗАО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский и президент австрийской компании «Фишер-композит» Вальтер Штефан рассказали о планах организации в Казани производства агрегатов из композитных материалов, отвечающих мировым стандартам качества.

Как стало известно, в одном из корпусов КАПО, на площади 33 тысячи квадратных метров, будут делать детали крыла для самолетов SSJ-100 и МС-21 и составляющие по программе «Фишер-композит». Уже начата реконструкция здания, в конце будущего – начале 2013 года предполагается запустить производство.

Новое предприятие даст городу дополнительно от 150 до 500 рабочих мест и привнесет высокие технологии в перспективный сегмент промышленности. Таким образом, КАПО делает еще один шаг к внутриотраслевой кооперации, о которой в российском авиапроме говорят все последние годы. Для нас здесь очерчен определенный круг задач, ключевыми из которых как раз является выпуск крыльев для отечественных лайнеров. Плюс сборка самолетов специального назначения.

Что ж, возможно, такой путь – действительно единственный шанс сохранить российский авиапром и выпускать конкурентную на мировом рынке продукцию. Хотя, если честно, пока есть ощущение, что роль, уготованная казанцам, позволяет использовать лишь незначительную часть богатейшего потенциала, накопленного КАПО за семь десятилетий.

Свидетельство этого потенциала – показанный на МАКСе стратегический ракетоносец
Ту-160 «Николай Кузнецов», который был собран в Казани в пору расцвета предприятия. Ту-160 до сих пор не устарели морально, они по-прежнему – составляющая ядерного щита страны. Но для КАПО эти самолеты уже история. Предприятие давно их не собирает, только поддерживает в рабочем состоянии имеющиеся.

Лишь половина успеха

Линейка вертолетов, выставленных на МАКСе, свидетельствовала о том, какие серьезные виды на растущий российский рынок имеют производители всех этих «беллов», «робинсонов» и «аугуст» из разных уголков мира. Винто-крылые иномарки в нашем небе теперь почти такое же обычное явление, как японские или немецкие автомобили на дорогах. Ситуацией, между прочим, очень во-время воспользовалось Казанское авиапредприятие, став первым и пока единственным сервисным центром на всем пространстве РФ по гарантийному обслуживанию вертолетов «Bell».

Об этом тоже было заявлено на МАКСе. Но если одни принимают решения, стараясь предугадать, как будет развиваться авиационный рынок, другие еще и стремятся непосредственно на него влиять. Приятно, что и здесь ключевую роль играет татарстанское предприятие. В дни демонстрационных полетов в небо над Жуковским поднимался легкий многоцелевой «Ансат». Казанский вертолетный завод, напомним, разрабатывал его самостоятельно, на свой страх и риск, когда отечественные предприятия об освоении новых машин даже не помышляли.

Зато теперь мы чуть ли не единственные в России можем предложить товар в сегменте, где спрос растет не по дням, а по часам. На МАКСе посетители могли познакомиться и с вертолетом «Ансат У», который закупило Министерство обороны – для обучения начинающих пилотов. Чтобы получить этот заказ, казанцы в свое время выиграли тендер.

Сможет ли «Ансат» конкурировать в своем сегменте с западной техникой, которая рвется на наш рынок? Технические характеристики машины говорят сами за себя, но далеко не всегда они оказываются ключевыми. Не последнюю роль играет и отношение государства к собственным производителям.

Так или иначе, но завод, ныне входящий в холдинг «Вертолеты России», продолжает реализовывать стратегию, которая направлена на достижение результата в будущем, не только здесь и сейчас. Не случайно еще одна новинка вертолетостроения, представленная в Жуковском, – средний вертолет Ми-38 – тоже сделана в Казани. Эта машина в недалеком будущем должна прийти на смену трудягам Ми-8.

Зачем казанцам, чьи Ми-17 сегодня расходятся как горячие пирожки, а портфель заказов полон на несколько лет вперед, тратить средства и время на освоение техники, которой еще только предстоит заявить о себе? Вряд ли на этот вопрос необходим развернутый ответ. Печальный пример отечественного гражданского самолетостроения, по три десятилетия выпускавшего одни и те же машины, а затем вдруг безнадежно отставшего в своем развитии, у всех перед глазами.

Парадоксы конъюнктуры

Увы, не все на рынке решает одна лишь здоровая конкуренция. В кулуарах МАКСа шли разговоры о российском супердвигателе НК-93. Оказывается, по своим параметрам, и в первую очередь по экономичности, он соответствует продуктам американских и европейских двигателестроителей, которые появятся… в 2025 году. А наш двигатель существует, причем не в чертежах или макетах. Его испытания в воздухе проходили еще в 2007 – 2008 годах, но по непонятным причинам были свернуты. Сейчас, говорят специалисты, нужно совсем немного средств, чтобы их завершить и начать выпуск двигателя, инновационного для всего мирового авиастроения.

Какое отношение все это имеет к Казани? Дело в том, что у нас, на КМПО, по сути, все готово к началу серийного выпуска НК-93. Но пока внутриотраслевые разборки закрывают ему путь в небо. И предприятие, оснащавшее моторами наши первые реактивные Ту-104 и межконтинентальные Ил-62, сегодня о выпуске авиационных двигателей только мечтает. На стенде КМПО в Жуковском были выставлены образцы сегодняшней продукции – газоперекачивающее оборудование, газотурбинная энергоустановка. И – мечта, двигатель НК-93…

Другая история, которая заставляет усомниться в том, что у нас все решает качество товара, связана уже с вертолетами. В день открытия МАКСа электронные СМИ рассказали о Ка-226Т, оснащенном медицинским модулем американского производства. Из восторженных сообщений следовало, что у нас впервые появилась машина, специально предназначенная для экстренных служб, что американские модули теперь значительно расширяют возможности спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций и т.д.

Все бы хорошо, вот только машины, оснащенные медицинскими модулями, давно и успешно использует МЧС. И модули эти сконструированы и сделаны не в США, а у нас. В Казани, в ЗАО «Заречье». Они установлены в «эмчеэсовских» Ил-76 и Ми-8. И уже спасли не одну жизнь.

Может быть, американский модуль лучше тех, что делаются в Казани? Врачи, которые посетили в Жуковском заранее разрекламированный заинтересованными сторонами вертолет, сошлись во мнении: в предложенном виде для спасения пострадавших он малопригоден. А число замечаний, поступивших от МЧС, перевалило за тридцать! Спрашивается, не лучше ли было оснастить Ка-226Т казанскими модулями? Или кем-то уже решено, что они обязательно должны быть американскими?

Контракт? Есть контракт!

И НК-93, и медицинские модули – это наш потенциал, который пока остается в запасниках. Даст ли МАКС толчок к его использованию, покажет время. Итоги форума подводить еще рано – многие договоренности часто реализуются лишь спустя месяцы. Но даже предварительные результаты свидетельствуют: Татарстан на крупнейшем аэрокосмическом салоне статистом не выглядел.

Среди подписанных в Жуковском документов – Межрегиональное соглашение о торгово-экономическом и социально-культурном сотрудничестве в области авиации. Подписи под ним поставили руководители правительств Татарстана, Московской, Самарской и Ульяновской областей, Пермского края. Стороны заявили о готовности объединить усилия в развитии межрегиональных авиаперевозок, аэропортов, малой авиации. Если это действительно произойдет, мы наконец перестанем летать в соседние регионы «через Париж». Во всяком случае, договориться о совместном дотировании местных линий, которые во всем мире убыточны, партнерам вполне реально. А может быть, усилий пяти регионов, в которых сосредоточены ключевые мощности нашего авиапрома, будет достаточно, чтобы освоить выпуск самолетов небольшой вместимости, которых у нас вдруг не стало?

Немалые перспективы для республики открывает и соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения энергосберегающих технологий между Министерством промышленности и торговли РТ и ОАО «Российская электроника». Оно было подписано в дни работы МАКСа и здесь же, в Жуковском, получило развитие. ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» и ЗАО «Новые технологии света» объявили о намерении создать в Татарстане региональный производственный центр энергосберегающих систем освещения. Идея многообещающая, если учесть, что одна лишь госкорпорация «Ростехнологии» приняла решение о переводе на светодиодные источники света всех своих предприятий.

Приятно удивил «ПОЗИС», который, судя по всему, находит свою нишу в авиационной промышленности. В рамках МАКСа зеленодольцы заключили договор с ОАО «Протон ПМ» на поставки наукоемкой высокотехнологичной продукции. А в ходе переговоров с основным российским изготовителем вертолетных редукторов и трансмиссий – ОАО «Редуктор-ПМ» речь шла о возможности развернуть производство у нас испытательных стендов для узлов вертолетов. Ожидается также, что будет подписан контракт на поставку зеленодольцами комплектующих для десяти винтокрылых машин. Так что число татарстанских предприятий, задействованных в одной из самых наукоемких сфер экономики, растет. И это радует.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще