За последние неполных три года Чистопольское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых (УПП ВООС) в четыре раза увеличило выпуск продукции, при этом расширив ее ассортимент и увеличив число рабочих мест.
Речь идет о важнейшем социально-значимом предприятии, предоставляющем работу и дополнительный заработок инвалидам по зрению и оказавшемся волей судьбы и рыночных реформ в 2004 году на грани банкротства. Из-за высокой задолженности, отсутствия сырья и заказов центральное правление ВООС приняло решение о его ликвидации как самостоятельного предприятия.
Но, к счастью, это решение так и осталось на бумаге. Главным “виновником” его невыполнения стал новый директор Валиахмет Загидуллин, который экстренно разработал, обосновал по всем направлениям “бизнес-план” возрождения предприятия и успешно защитил его в Москве.
– Это был первый шаг по спасению коллектива инвалидов, пока также на бумаге, – говорит он. – А на деле меня на первых порах ждали отключенные за неуплату телефон, электроэнергия, водоснабжение, полное отсутствие сырья и… постановление судебных приставов об аресте имущества.
Загидуллин хорошо помнит, с какой надеждой и мольбой в глазах и голосе на первом общем собрании просили инвалиды в любом случае не закрывать предприятие, ставшее для них родным домом, согласные даже остаться на первое время без зарплаты. Хотя руководитель знал, что она у них в то время была чисто символической – 300-500 рублей в месяц и на работу они ходили больше ради общения и из чувства солидарности, ради моральной поддержки родного производства.
Близки и понятны ему были просьбы инвалидов еще и потому, что сам вырос в крестьянской семье отца-инвалида, получившего в раннем возрасте увечье ноги, и желание помочь им было для Загидуллина естественным, шедшим из глубины души.
К тому времени успешный предприниматель, открывший бизнес в швейном производстве, он закрывает свое дело и все машины, оборудование переводит на предприятие, которое возглавил, и открывает цех по пошиву изделий для больниц, интернатов, создав более 30 рабочих мест. Опытные мастера стали обучать ремеслу инвалидов, и вскоре предприятие стало выигрывать тендеры на пошив различных изделий у более именитых конкурентов, расширять географию поставок своей продукции. На всех этапах спасения и возрождения предприятия его руководитель неизменно ощущал активную поддержку главы муниципального района Вячеслава Козлова.
По сути, швейный цех стал палочкой-выручалочкой. Заработанные им средства стали направляться на закупку сырья для основного производства щетинно-щеточных изделий, навыки по изготовлению которых наиболее быстро и успешно осваивают инвалиды по зрению. Первую же солидную партию щетины директор закупил на личные средства, оживил цех и вернул на прежнюю работу многих инвалидов
– Как в моральном, так и материальном отношении работа для нас просто спасение, – делится со мной инвалид по зрению Владимир Дмитриев, с удивительной ловкостью и скоростью набирая щетину на сметку. – Когда остаюсь без работы, не нахожу себе места, чувствую себя ненужным. Сегодня мы загружены полностью, ощущаем реальную заботу о себе.
– Зарплата, правда, невысокая, – поддерживает наш разговор другой работник, Завдат Гайфуллин, – но ведь и производству нужны средства на закупку сырья, на оплату коммунальных услуг, которые постоянно дорожают. Мы с супругой Дамирой – инвалиды с детства, более 30 лет трудимся на этом предприятии, с помощью которого вырастили сына – студента университета.
О том, насколько необходима и дорога работа для инвалидов, красноречиво говорит и прошлогодний пример, когда они единогласно отказались от разовой премии в пользу покупки производственного оборудования.
– По утвержденным расценкам при ручном труде у нас трудно добиться высокой производительности, а значит и зарплаты, – поясняет Валиахмет Ахмадуллович. – Один автомат может заменить до 30 работающих инвалидов, каждый из которых за смену набирает до 50 щеток. Но мы не можем оставить их без работы, пойти по пути сокращения, ибо она для них нечто большее, чем дополнительный заработок к пенсии. В то же время остро нуждаемся в предоставлении законных льгот, которые, к сожалению, не предоставляются, в поддержке государства, спонсоров.
В последнее время активней, правда, стала помощь шефов из Москвы, которые выделили часть средств на ремонтные работы, приобретение нового швейного и другого оборудования, безвозмездно передали нам “Газель”. В рамках федеральной программы поддержки общественных организаций инвалидов разработан и на правительственном уровне утвержден инвестиционный проект, которым в 2008 году предусмотрена закупка и установление линии по изготовлению цветной упаковки, с годовым объемом производства продукции 25 миллионов рублей. Она позволит почти вдвое увеличить количество рабочих мест и поднять зарплату.
Такая перспектива, конечно, вселяет оптимизм. Пока же реальность намного суровее. В крайнем напряжении предприятие держат непомерные выплаты за энергоресурсы, воду, другие услуги. По решению Республиканской энергетической комиссии для общественных организаций инвалидов плата за гигакалорий тепла снижена с 900 до 245 рублей. Но местные теплосети, которым в свое время УПП ВООС передало на баланс свою котельную, не спешат признавать данное решение и следовать ему.
Лихорадит предприятие и налоговая удавка. За два с небольшим года оно перечислило в казну более 2 миллионов рублей долгов, на которые наросло свыше 400 тысяч рублей пени. Их также требуют срочно погасить. Треть всех доходов уходит на оплату налогов и коммунальных услуг, другая треть – на закупку сырья и материалов, остальное – на зарплату. Совершенно не остается средств на развитие, улучшение условий труда и быта, помощь инвалидам.
– Почти все личные средства вложил в предприятие и вряд ли их верну, – признался Загидуллин в конце встречи. – Сейчас на моей “Ниве” обслуживаем инвалидов-надомников, которые также нуждаются в моральной и материальной поддержке… Живем надеждой увидеть свет в конце тоннеля.