Справка “РТ”: Казанское линейное управление внутренних дел на транспорте было создано 20 октября 2003 года. В его состав входят три отдела – на железнодорожном, речном и воздушном транспорте в Казани, линейный отдел внутренних дел на транспорте в Йошкар-Оле, 9 отделений и 12 линейных пунктов милиции по региону обслуживания. Объекты управления расположены на территории Татарстана, Марий-Эл, Удмуртии, Чувашии, Башкортостана, а также в Кировской и Ульяновской областях.
На “прямую связь” с читателями “Республики Татарстан” вышел недавно начальник Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте МВД России полковник милиции Наиль Салехов. По обилию звонков, а также по количеству вопросов, поступивших в редакцию накануне по электронной почте, можно утверждать, что тема безопасности пассажирских перевозок для жителей республики с началом навигации и открытием дачного сезона стала очень актуальной.
Первой в редакцию дозвонилась жительница Казани.
– Здравствуйте, меня зовут Светлана Владимировна Борисова, у меня вопрос по речному транспорту. Этим тоже вы занимаетесь?
– Да-да, слушаем вас, – говорит Наиль Салехов.
– Вы знаете, у нас дача на другом берегу Волги, довольно часто приходится добираться туда на теплоходе. И бывают случаи, когда у пассажиров пропадают вещи. Как только теплоход причалит, все расходятся, кого-то искать потом уже бесполезно – это даже я понимаю. Что делать в таких случаях, к кому обращаться?
– Светлана Владимировна, в таких ситуациях действовать необходимо вот как. Сразу, как только вы заметили пропажу, если судно еще не причалило, нужно обратиться к старшему по вахте. Это человек, который руководит работой судна и находится в рубке, – капитан, сменный капитан. Он связывается с милицией на речном транспорте, которая дальше и действует. Если расстояние позволяет, формируется группа, которая выезжает на место происшествия. Параллельно ОВД на речном транспорте связывается с территориальным органом внутренних дел, сотрудники которого также обязаны выехать на станцию или на пристань. В подобных ситуациях или вообще при нарушении общественного порядка во время движения судна можно и напрямую связаться с речной милицией, телефон дежурной части 293-09-00, он работает в круглосуточном режиме. И могу заверить: необходимые меры будут приняты.
– Спасибо, телефон я записала. А можно еще минутку времени у вас отниму: скажите, часто ли вообще находят украденные на теплоходах вещи?
– Обращений по таким фактам немного. А потому о каких-то закономерностях говорить не приходится. Но, естественно, все заявления мы отрабатываем. Например, в сентябре прошлого года к нам обратилась девушка, у которой вытащили из сумочки сотовый телефон летом на теплоходе. Несмотря на то, что обратилась она спустя два месяца после происшествия, телефон мы нашли, правда, тоже через два месяца, уже в декабре.
В перерывах между звонками интересуюсь у Наиля Салехова: не действенней ли разместить телефоны дежурной части речной милиции на всех теплоходах? “Они уже давно там расклеены! – говорит он. – Просто на них не обращают внимания до определенного времени, как говорится, пока гром не грянет…”
Следующий звонивший оказался также дачником.
– Добрый день, вам звонит Сергей из Казани. У меня дача на станции “Лагерная”, часто с друзьями ездим туда на шашлыки, возвращаемся, как правило, поздно. Всего пару раз замечал на станции “Лагерная” или “Адмиралтейская слобода” милиционеров, несмотря на то, что район там не совсем благополучный. Должны ли по правилам там находиться ваши сотрудники?
– Стационарные посты у нас имеются на крупных станциях, поскольку численность сотрудников не позволяет выставить их на всех станциях. Конкретно по вашему направлению – в сторону станции “Лагерная” – мы работаем в форме сопровождения электропоездов. При необходимости в зависимости от оперативной обстановки начинаем маневрировать силами, передислоцируем посты. Действительно, ваш участок считается одним из криминогенных, поэтому в последнее время ему уделяем больше внимания. Буквально три-четыре дня назад там была задержана группа за тяжкое преступление. Надо сказать, с началом дачного сезона этот участок будет подвержен более массированной обработке со стороны транспортной милиции. А вообще, обо всех ваших, скажем так, наблюдениях на станциях, возле железной дороги смело можете сообщать нам по телефону 292-27-72, это дежурная часть Казанского ЛУВД на транспорте. Имеется и “телефон доверия” – 321-38-25.
– Алло, это Наиль Зайдуллович Салехов?
– Да, это начальник транспортной милиции, слушаю вас.
– Меня зовут Ирина Сергеевна. Очень часто приходится добираться в Казань из Верхнеуслонского района на теплоходе. Билеты дорожают каждый год, в этом году уже стоят сорок рублей. Как говорят речники, нет денег на топливо, еще на что-то. А откуда им взяться, если люди ездят без билетов? Все молодые люди отдают 15-20 рублей матросам при входе и беспрепятственно проходят. Милиция разве не должна за этим следить? Так скоро и двести рублей будут билеты стоить!
– Насколько мне известно, Ирина Сергеевна, в этом году за ситуацией с безбилетным проездом будут следить сотрудники частных охранных предприятий. Подобная практика в Казанском речном порту уже имеется и дает положительные результаты.
– Ну, спасибо за добрую весть, будем надеяться на то, что ситуация изменится.
И снова звонит телефон.
– Добрый день, вас беспокоит Скоробогатов Андрей Николаевич, пенсионер из Набережных Челнов. У меня вопрос такой: когда происходили взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, милиция просто “носом землю рыла”. Стоило пассажиру поставить у стенки на вокзале ручную кладь – тут же возникал страж порядка: чья сумка? Кинологи ежедневно работали на вокзалах. Сейчас всего этого нет. Означает ли это, что ситуация улучшилась, или милиция просто самоуспокоилась?
– Здравствуйте, Андрей Николаевич. Все эти меры, о которых вы говорите, принимались в рамках всероссийских профилактических антитеррористических мероприятий. Сегодня это делается в несколько иных формах, и для пассажиров такие мероприятия, может быть, не всегда заметны. Просто если длительное время работать такими “силовыми” методами, это может вызвать излишнюю обеспокоенность пассажиров, человек будет встревожен на протяжении всей поездки. Есть сегодня и новые методы подобной работы. Но вы, Андрей Николаевич, можете быть уверенным: милиция об этой проблеме не забывает.
– Вам звонит Гульнара Фирдаусовна из Казани. Вы знаете, прошлым летом я стала свидетельницей ограбления – у маленького мальчика отобрали плеер. Это произошло в электричке на подъезде к станции “Обсерватория”. Я вышла на этой станции, со мной вышел и мальчик. Единственное, что я ему посоветовала, – это быстрее сообщить сотрудникам станции, чтобы милиционеров нашли. Как нужно было поступить?
– Во-первых, спасибо вам за звонок, за то, что сообщаете нам о таких фактах. Подобные преступления, к сожалению, не редкость, особенно в электропоездах. Первое, что необходимо в этих обстоятельствах сделать, – связаться с машинистом по “прямой связи”, в вагонах есть такие устройства. Если не смогли до него добраться или устройство неисправно, по сотовому телефону надо связаться с дежурной частью (номера телефонов в электропоездах имеются), описать дежурному ситуацию, по возможности назвать приметы грабителя. Дальше или территориальные органы милиции, или мы примем все необходимые меры для его задержания. Единственное – необходимо как можно быстрее сообщить о факте преступления.
– Здравствуйте. Я из Чистополя, зовут Николай Александрович. В этом году стал жертвой кражи в поезде – остался без сотового телефона. Так как поездка была важной, а стоимость телефона не очень высокой, решил не заявлять в милицию о случившемся – ведь в этом случае пришлось бы задержаться на станции минимум на два часа. Можно ли в таких случаях вернуть похищенное, не выходя из поезда? Спасибо.
– В таком случае нужно сразу же сообщить о происшествии проводнику, он свяжется с начальником поезда, тот – с ближайшей станцией и находящимися там сотрудниками транспортной милиции. Если оперативный интерес не требует обратного, то милиционеры могут принять заявление от потерпевшего непосредственно в поезде, проследовав с ним до следующей станции. Там же могут быть и проведены необходимые следственные действия. В этом случае пассажир даже не выходит из поезда и не нарушает графика своего движения.
– Наиль Зайдуллович, мы были с супругой в этом году в Турции, хотел купить там кинжал. Но задумался: а пустят ли меня с ним в самолет? У продавца спрашивать бесполезно – ему лишь бы продать, он сказал бы, что и на танке в самолет пустят. Кинжал я так и не купил. Объясните, пожалуйста, что можно брать на борт самолета, а что нет.
– Вопрос этот больше, наверное, к таможенникам, но мы с такими вещами тоже сталкиваемся. Зря, конечно, Марат, не купил турецкий кинжал. Холодное оружие, насколько я знаю, разрешается перевозить, но только в багажном отделении, а не в салоне. Регламентируются и габариты оружия. Ну и, естественно, если оно представляет художественную ценность, там уже другие правила действуют.
Вопросов к Наилю Салехову, отметим еще раз, было много. Они касались самых разных проблем – от наличия бездомных собак на привокзальной территории до необходимости организовать на транспорте “стол находок”. К сожалению, все в одном номере опубликовать нет возможности. Так что у разговора на эти злободневные темы будет продолжение…