Кадровый ресурс плюс полная информатизация

Вся система образования республики, начиная с детского сада и заканчивая высшей школой, должна работать на высочайший уровень образованности татарстанцев. Только это позволит республике стать конкурентоспособной как на уровне Федерации, так и в мире.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

В нефтяной столице прошел традиционный республиканский педсовет

Вся система образования республики, начиная с детского сада и заканчивая высшей школой, должна работать на высочайший уровень образованности татарстанцев. Только это позволит республике стать конкурентоспособной как на уровне Федерации, так и в мире.

Таков был нынче основной пафос традиционного августовского республиканского педсовета, который прошел вчера в Альметьевске с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова.

Космический Альметьевск

Перед началом пленарного заседания руководители республики во главе с Рустамом Миннихановым посетили несколько образовательных учреждений Альметьевска. И первым пунктом программы стало открытие детского сада, а точнее даже – центра развития ребенка на 270 мест.

Этот полностью укомплектованный «дворец для детей», как назвал его министр образования и науки Альберт Гильмутдинов, был построен по республиканской программе «Бэлэкэч» при участии «Татнефти» и называется тоже «Бэлэкэч». Рустам Минниханов поздравил жителей Альметьевска с таким радостным событием и сообщил, что в этом году в республике появится свыше 11 тысяч новых мест в детских садах, и это должно полностью ликвидировать ту очередь в дошкольные учреждения, которая была на начало года.

Показали высоким гостям и альметьевскую 16-ю среднюю школу – лучшую в районе. Ее оснащению информационными технологиями могут позавидовать и некоторые столичные учебные заведения. Здесь есть даже студия для виртуального 3D-моделирования. Как пояснил позже Альберт Гильмутдинов, 16-я школа должна стать одной из четырех в республике электронных школ-лидеров, полностью укомплектованных суперсовременной техникой.

Руководители республики побывали также в Альметьевском политехническом техникуме, посетили завод «Радиоприбор», на базе которого действует филиал КГТУ им.Туполева. Все увиденное неоспоримо свидетельствовало о том, что образовательная система Альметьевска развивается семимильными шагами. Наверное, чтобы усилить эффект от этой демонстрации собственных возможностей, глава района Ришат Абубакиров на пленарном заседании в ДК «Нефтьче» организовал для участников педсовета прямую связь с… космосом. Экипаж 
28-й экспедиции Международной космической станции во главе с командиром Андреем Борисенко поблагодарил татарстанских педагогов за их нелегкий труд и пожелал дальнейших творческих успехов.

Светлые финансовые перспективы

Разговор о достижениях республиканской системы образования продолжился на пленарном заседании. Тон задал Рустам Минниханов, напомнив, что бюджет республиканского образования в 2011 году составляет больше 37 миллиардов рублей, и это вдвое больше, чем пять лет назад. На одну только программу развития образования «Килэчэк» выделено больше 7 миллиардов, еще около 2,5 миллиарда пойдет на ремонт и реконструкцию дорог – в первую очередь в тех населенных пунктах, где необходимо организовать подвоз детей в базовые школы.Возить школьников по этим дорогам будут более 600 автобусов, охваченных системой мониторинга ГЛОНАСС-112. Не мог Президент не вспомнить и об информатизации: около 40 тысяч человек – все педагоги республики – получили в этом году ноутбуки, в школы поставлено более 16 тысяч новых компьютеров.

Приятную тему продолжил Альберт Гильмутдинов. С 1 сентября, пообещал глава Мин­обрнауки, зарплата всех татарстанских учителей вырастет на треть – это предусмотрено соответствующим федеральным проектом. Есть и местные бонусы – ряд новых республиканских грантов. Так, более 3 тысяч педагогов, чьи ученики на протяжении последних лет показывают высокие результаты, будут получать президентскую надбавку к зарплате – 6 тысяч рублей. 50 грантов получат учителя-исследователи – те, кто пишет диссертации в области педагогики и внедряет на практике инновационные разработки. На дополнительное материальное поощрение могут рассчитывать и 50 лучших руководителей школ. Кроме всего прочего, многие педагоги республики получили возможность повышать квалификацию за границей или дома, но по зарубежным программам.

Все эти признаки повышенного внимания к нуждам и роли учительства, по словам Альберта Гильмутдинова, сделали свое дело – в школу начали приходить молодые креативные люди. Уже с 1 сентября лучшие выпускники республиканских вузов, выигравшие гранты по программе «Наш новый учитель», приступят к работе с детьми (об этом проекте читайте в ближайших номерах «РТ»).

Электронный детский сад?

Тема оснащения школ информационными технологиями, как вы уже поняли, была одной из главных на республиканском педсовете. Но электронной школы сегодня, как выяснилось, уже мало.

– Мы с завистью смотрим на школу, нам тоже хотелось бы иметь электронные кабинеты, – посетовала с трибуны педсовета заведующая детским садом №104 Набережных Челнов Светлана Сорошкина. – Если оснастить дошкольные учреждения компьютерами, республика получит единую систему электронного образования.

Рустам Минниханов обещал помочь детским садам в решении этой проблемы. Кстати, на выставке, организованной перед началом заседания в холле ДК «Нефтьче», были представлены некоторые электронные новинки для детских садов. Например, центр интерактивного обучения в виде обычного детского столика, но с сенсорным экраном, на котором можно писать, рисовать, выполнять различные задания, даже делать виртуальные поделки и аппликации. Все это, конечно, необычно и наверняка будет весьма увлекательно для малышей, но возникают вопросы – а так ли необходимо менять «живые» ножницы, клей, пластилин, карандаши на виртуальные аналоги, не требующие развития мелкой моторики и навыков аккуратной работы с материалами? Почему-то думается, что в стремлении компьютеризировать все и вся стоит задуматься о целесообразности такого подхода. Да и как информатизация детсадов отразится на здоровье самых маленьких граждан?

Работа для одаренных

Но вообще-то столь масштабная информатизация республиканской образовательной системы, подчеркнул Альберт Гильмутдинов, – не самоцель. Все это должно служить одному – повышению качества образования. Об этом же говорил и Президент Татарстана – только высокообразованные граждане смогут сделать республику конкурентоспособной на любом уровне.

Однако с образованными, одаренными школьниками у нас, как оказалось, не все так просто. Их в республике немало, в том числе победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад. Да вот незадача – окончив школу, они в 85 процентах случаев уезжают учиться в Москву и Санкт-Петербург. «А если самые талантливые уезжают, кто будет развивать республику?» – задал риторический вопрос министр и попенял ректорам республиканских вузов за то, что те не работают с одаренными школьниками индивидуально. А Президенту предложил обдумать идею создания фонда – лучше негосударственного – для поддержки одаренных детей и их учителей.

Об этом же говорила и директор 131-го казанского лицея Альфия Хабибуллина, добавив при этом, что о талантливых детях должны заботиться не только ректоры вузов, но и руководители предприятий, поскольку у молодежи, даже талантливой, очень остро стоит проблема трудоустройства после учебы.

С этим согласился и Рустам Минниханов. Президент отметил: не так плохо, что дети учатся в столичных и даже заграничных вузах. Главное – чтобы возвращались потом. И вот над этим надо работать, иначе республика теряет огромный потенциал.

Главное, как водится, кадры

Общий довольно пафосный тон совещания оставлял двоякое впечатление – ведь помимо несомненных успехов, у нашего образования есть множество проблем, о которых на педсовете если и упоминалось, то как-то уж очень между строк. Но на некоторых из них глава республики все же остановился, подводя итоги совещания. Так, отметил он, у нас все еще не выстроена система профессионального образования, а ведь о необходимости готовить специалистов, реально востребованных экономикой, говорится не первый год. Программа «Бэлэкэч» задумана хорошо, но ее нужно довести до конца, не допуская никаких «левых» схем при реализации электронной очереди в детсады. Остается проблема с изучением татарского языка – здесь нужно обязательно предусмотреть разные программы и методики для коренных носителей языка и русскоязычных детей.

Но главное, подчеркнул Президент, – это кадры. Нужно привлекать в образование «свежую кровь», повышать квалификацию действующих педагогов, потому что именно учителя отвечают за образованность общества – главное конкурентное преимущество любой нации.

В республиканском совещании работников образования и науки также приняли участие Премьер-министр Ильдар Халиков, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, руководители министерств, ведомств, ведущих предприятий республики, представители педагогической и научной общественности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще