Августфест для педагогов

Зарядиться позитивом и бодростью – это нужно, пожалуй, всем педагогам в преддверии нового напряженного учебного года. 200 счастливчиков получили желаемое сполна, став участниками II Всероссийского фестиваля школьных учителей, проходящего в эти дни в Елабуге.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Учительский фестиваль в Елабуге: и научный форум, и праздник общения

Зарядиться позитивом и бодростью – это нужно, пожалуй, всем педагогам в преддверии нового напряженного учебного года. 200 счастливчиков получили желаемое сполна, став участниками II Всероссийского фестиваля школьных учителей, проходящего в эти дни в Елабуге.  

Поддержка власти и общества

Ульяновск и Нижний Новгород, Казань, Тверь и Оренбург, Петрозаводск и Киров – это далеко не полный список городов, из которых съехались к нам участники фестиваля. Есть и зарубежные гости – из Польши, Латвии и Венгрии. По сравнению с первым сбором, имевшим республиканский статус, география значительно расширилась.

Кстати, еще в прошлом году организаторы не стали замыкаться рамками Татарстана и привлекли в качестве модераторов (ведущих мастер-классов) специалистов из других регионов страны. Тогда же стали налаживать контакты с победителями всероссийского конкурса «Учитель года» – самыми яркими личностями в профессии. И нынче некоторые из них откликнулись и приехали. Как приехали и просто учителя, ученые, преподаватели разных вузов страны, занимающиеся педагогической тематикой.

Организаторы говорят, что это единственный подобный форум в России. При поддержке Правительства  и Госсовета Татарстана его проводят Минобрнауки республики, К(П)ФУ и ЕГПУ (последний с нынешнего года входит в состав К(П)ФУ). На церемонии открытия  в четверг вице-премьер РТ Зиля Валеева отметила: достойно отвечать на вызовы времени учитель может только при поддержке власти и общества. Значительные дела в республике уже совершены: это интернетизация школ, передача ноутбуков каждому учителю. Фестиваль Зиля Валеева назвала знаменательным, знаковым событием – такая площадка для учительства с мастер-классами, обменом опытом, вдохновляющим общением очень востребована в стране.

Приветствовал собравшихся и ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров. Он подчеркнул, что сейчас формируются базовые университетские школы, пригласил участников фестиваля в будущем их посетить и, возможно, даже немного там поработать.

Заместитель министра образования и науки РТ Людмила Нугуманова, кстати выпускница елабужского вуза, рассказала о грантовой поддержке педагогов республики. Один из проектов – «Наш новый учитель». Он предусматривает ежемесячную доплату в 7,5 тысячи рублей и другие преференции молодым специалистам, которые придут работать в образовательную сферу. Грант «Наш лучший учитель» смогут получить три тысячи педагогов республики. 

Утро начинается с зарядки

Утро каждого фестивального дня начинается с бодрой зарядки на университетской площади. Ведь фестиваль – это не просто научная конференция, но и яркий полноценный отдых. Дни насыщены до предела: мастер-классы, «круглые столы», просто неформальное общение, дружеские ужины, культурная программа.

О том, как родилась идея фестиваля, рассказал ректор ЕГПУ Айдар Калимуллин:

– Эту мысль нам подсказало само время. Августовские педсоветы – интересная и нужная форма. Но там, главным образом, решаются вопросы, связанные со стратегией образования. А рядовой учитель остается за пределами этих педсоветов. И мы решили создать новую форму педагогической коммуникации. Решили, что это должен быть именно фестиваль – меньше заорганизованности. 

Целей организаторы ставят несколько. Во-первых, повышение квалификации. Ведь здесь собираются лучшие учителя, ученые-специалисты, которые находятся на гребне инноваций. Во-вторых – интеграция высшей и средней школы. Не секрет, что педагогические вузы в повседневной жизни слабо контактируют со школой. А здесь общение происходит на равных – и ученый, и практикующий педагог одинаково ценны, каждый имеет свой опыт, вынашивает идеи.

Фестивальная форма проведения позволяет много общаться, дискутировать. Например, состоялась встреча с Борисом Грачевским, основателем детского киножурнала «Ералаш». Руководитель проекта – человек зрелый, нестандартно мыслящий, мобильный. Он откликнулся на предложение организаторов с удовольствием. Творческая встреча переросла в конкурс: участники фестиваля могут передать свои сюжеты для «Ералаша» – наверное, у каждого педагога в памяти хранятся забавные и в то же время поучительные случаи из школьной жизни. Сегодня на подведении итогов фестиваля Борис Грачевский вручит свой приз автору самого интересного сюжета.

Одну непридуманную историю – в духе времени – поведал со сцены проректор ЕГПУ Анатолий Разживин. В прошлом году его внучка пошла в первый класс. Настроение просто замечательное. Однако уже 3 сентября девочка возвращается из школы  пасмурная и на вопрос бабушки говорит следующее: «Вы мне с ЕГЭ помогайте, потому что я в ЕГЭ ничего не понимаю».

В ходе елабужского форума проходят и другие конкурсы: на самый оригинальный дневник фестиваля (вести его предложено всем педагогам), фотоконкурс и
т.д. А главный приз будет вручен самому активному участнику фестиваля. Кстати, в прошлом году таковой была признана Надежда Фроловичева, учительница английского языка бугульминской школы №6. Приехала она и на этот раз, отчиталась в использовании подарка – ноутбука.

– Я вас не подвела, использую его на все сто процентов, – сказала Надежда. – Подключила скоростной Интернет и каждый день стараюсь найти в Сети что-то полезное для учеников, для работы. И каждый день, включая ноутбук, вспоминаю фестиваль.

Устами младенца

Одним из модераторов на фестивале стал доктор психологии Иренеуш Кафлик. Он занимается клинической психологией, психотерапией  в старинном польском городе Ченстохове. На его мастер-классе речь шла о взаимоотношениях учителя и ученика. Когда педагог любит ребенка, тот с радостью ходит в школу, с удовольствием учится. И наоборот – получает плохие отметки, мешает учителю, если этот главный в школьной жизни контакт не налажен.  Иренеуш Кафлик старается дать аудитории знания и приемы, которые помогут узнать внутренний мир ребенка, – ведь только так можно по-настоящему его полюбить. Но прежде всего нужно наладить контакт с самим собой, а потом уже с детьми, предупреждает психолог. Гармония в душе – вот необходимое условие построения нормальных отношений с миром.   

Перекликаются с этими темами и мастер-классы Юлианны Будаи, профессора Сегедского университета (Венгрия). Вместе с ней учителя разбирали случаи из педагогической практики, опираясь на метод психодрамы (это метод групповой психотерапии).

– Педагоги в своей работе в качестве орудия труда используют собственную личность, – говорит Юлианна Будаи. – Любой рабочий бережно относится к своим инструментам. Мы должны так же относиться к своей личности, тем более что ее профессиональный аспект неотделим от личного.

В педагогической работе бывают ситуации, когда учитель чувствует себя усталым или беспомощным, теряет силы или уверенность в том, что может быть опорой для своих учеников. Метод психодрамы как раз и содействует снятию стресса, углублению понимания отношений с учениками, укреплению уверенности в себе… А такие навыки, согласитесь, педагогам жизненно необходимы.

В программе и «круглый стол» на тему «Учителем быть хорошо, учителем быть плохо» – здесь учителя честно делятся тем, что их радует в профессиональной жизни и что становится болью. А это прежде всего невысокий престиж профессии и сравнимая пока с ним по уровню
зарплата.

Символичным в этом смысле стал эпизод на церемонии открытия. Одна из крох, приветствовавших участников фестиваля стихами, сбившись,  во второй раз начала читать уже продекламированную строфу, которая начиналась строчкой: «Больших вам премий…». В зале раздались смех и бурные аплодисменты – устами младенца глаголет истина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще