Дорога на Сочи

В среду на Зеленодольском заводе имени Горького спустили на воду скоростной пассажирский теплоход нового поколения (проект А 145). Свое первое путешествие, от сборочного цеха до Волги, теплоход завтрашнего дня совершил по старинке. Его заботливо подкатили к воде на специальных тележках-люльках по железнодорожной ветке.

Автор статьи: Михаил РЯБИНИН

Сделанный на Волге теплоход будет летать по морским волнам

В среду на Зеленодольском заводе имени Горького спустили на воду скоростной пассажирский теплоход нового поколения (проект А 145).

Свое первое путешествие, от сборочного цеха до Волги, теплоход завтрашнего дня совершил по старинке. Его заботливо подкатили к воде на специальных тележках-люльках по железнодорожной ветке. Примерно так спускали здесь на воду пятьдесят лет назад первый советский «Метеор».

Но на этом сходство и закончилось. Белый, как чайка, лайнер, еще не имеющий официального названия и пока без «макияжа», принципиально отличается от  «комет», «колхид», «восходов» и «метеоров», которые дорабатывают свой корабельный век на реках и морях, давно устарев морально. Может быть, потому и церемония проводов «сто сорок пятого» в самостоятельную жизнь получилась чуть более торжественной, чем это бывает, когда из цеха выходит очередная серийная машина.

Значимость события обозначил генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» Ренат Мистахов, поздравив коллектив  с выходом на новый уровень. Предприятие начало производить морские скоростные суда (местные «метеоры» и «линды» – только для речных путей). Но важнее все-таки другое. Зеленодольцы единственные в России развернули серийное строительство скоростных пассажирских  судов  нового поколения. Значит, теперь есть надежда: флот пассажирских теплоходов (количество их пока уменьшается  быстрее, чем численность осетров в Волге) все-таки выживет и будет развиваться.

Эту надежду подарили ранее освоенный зеленодольцами речной А 45 («Лена») и нынешний виновник торжества А 145, которого многие уже сейчас видят в качестве морского перевозчика на Олимпиаде  в Сочи.

И никакой морской болезни 

Скорость, комфорт, минимум шума и вибрации и… почти никакой качки. Согласитесь, для теплохода, который будет ходить по морю даже в четырехбалльный шторм (на деле он выдерживает волнение и в пять баллов) – качества более чем серьезные. Всем, кто имел несчастье путешествовать по волнам на «колхидах» и «кометах» советской поры, страдая от изматывающей качки, это вряд ли нужно доказывать.

Морской  лайнер нового поколения А 145, утверждают его создатели, сможет перевозить до 150 человек со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль без дозаправки. Просторный салон, удобные кресла, аудио- и видеообслуживание, бортовое питание – путешествовать на таком теплоходе будет приятнее, чем в аэробусе. Благо оригинальные конструкторские решения избавят пассажиров даже… от  морской болезни. Помогут так называемые управляемые интерцепторы – своеобразные стабилизаторы на корпусе, способные  уменьшить качку. 

Особое внимание при проектировании теплохода было уделено надежности и безопасности. Управление А 145 полностью компьютеризировано, что сводит к минимуму человеческий фактор в любых штатных и нештатных ситуациях. Теплоход сохраняет устойчивость даже в случае затопления двух отсеков –  благодаря герметичным переборкам.

Получается, не теплоход – мечта. Впрочем, то, что очевидно для конструкторов и корабелов, даже для потенциальных пассажиров, далеко не всегда интересно и доказательно для рынка. А он, этот рынок, в последнее время совсем не горит желанием наращивать скоростной флот.

Выходит, надежда на возрождение скоростного флота может так и остаться всего лишь надеждой?

Риск и трезвый расчет

Да, в Зеленодольске взялись за строительство скоростных теплоходов нового поколения, можно сказать, на свой страх и риск. Но в затее все-таки больше трезвого расчета, чем риска. Во-первых, во всем цивилизованном мире, например в США, Китае или Австралии, скоростной морской и речной флот благополучно развиваются и востребованы. Во-вторых,  высокая себестоимость и прочие «минусы» наших скоростников – это во многом лишь следствие. «Колхиды», «кометы» и «восходы» разрабатывались в шестидесятые  годы, когда об  экономии топлива особо не задумывались.

Получается, на рынке сущест-вует ниша, и выиграет тот, кто займет ее раньше других. Разумеется, не с модернизированной «бабушкой» скоростного флота, а с техникой нового уровня. Поэтому, определяя стратегию действий, зеленодольцы заинтерсовались проектами санкт-петербургского «Агат Дизайн Бюро», созданными на базе инновационных кон-структорских решений в области авиации и судостроения. Речной
А 45 и морской А 145  разработаны именно этой фирмой.

Кстати,   скоростной теплоход, спущенный на воду в среду, получил уникальный движительный водометный комплекс, который по своей эффективности превосходит аналогичные водометы зарубежных фирм. Плюс надежный высокооборотный двигатель немецкой  фирмы. С точки зрения экономичности – это тоже продукт совсем другого уровня.

Специалисты единодушны: проект А 145  является инновационным для России в сфере скоростных морских перевозок. Но как скоро это поймут потенциальные покупатели? В Татарстане решили, что ждать у моря погоды себе дороже. Можно сколько угодно демонстрировать макетные образцы – и ничего не добиться. А можно построить теплоход и показать товар лицом – и спрос будет! Тем более что еще год назад в Сочи Президент Рустам Минниханов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, изучая макет А 145, сошлись во мнении: эти корабли очень нужны!

Вот почему  зеленодольцы при поддержке руководства Татарстана взялись за строительство А 145. Кроме того, что уже спущен на воду, сейчас собирают еще один. Финансирование осуществляется по лизинговой схеме.

Первый теплоход нового поколения стоит пока у заводского причала. Здесь сначала опробуют его двигатели и системы. Но совсем скоро его ждут испытания на Черном море – сразу после предстоящей сентябрьской презентации на высшем уровне. Она состоится на международном инвестиционном форуме в Сочи.

Прежде морские скоростные суда строили в Феодосии, Поти и Нижнем Новгороде. Ни на Украине, ни в Грузии, ни в Нижнем теперь их серийно не производят. Так что конкурентов в России у зеленодольцев пока нет.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще