По вторникам и четвергам в Республиканском центре усыновления, опеки и попечительства, что на улице Социалистической в Казани, особенно многолюдно. В эти дни здесь проходит школа приемных родителей, и кандидаты на усыновление и оформление приемной семьи приезжают из всех районов Татарстана, чтобы послушать лекции психолога, врача, юриста, задать интересующие вопросы и получить полную информацию о том, с какими трудностями могут столкнуться приемные родители.
Мы не случайно упомянули о трудностях. Их, по словам директора центра Любови Чучупал, в общении с приемными детьми будет немало. После ее лекций некоторые потенциальные родители пишут в импровизированной книге отзывов: “Мы поняли, что нам еще нужно серьезно подумать”. В этом, считает Любовь Николаевна, и есть главный смысл школы приемных родителей – заставить людей задуматься. И пусть лучше кто-то из кандидатов (а на одном занятии могут присутствовать до 40 человек) откажется от своего первоначального намерения, чем ребенок попадет к людям, которые через некоторое время приведут его обратно в детский дом или приют (увы, бывают и такие случаи).
Занятия в этой необычной школе длятся по нескольку часов, и многие “ученики” сожалеют, что у центра пока нет филиалов в районах – издалека ведь не будешь каждую неделю ездить в Казань, а знания здесь дают очень важные.
– В западных странах, чтобы завести домашнее животное, и то нужно пройти специальную подготовку, – поясняет директор центра. – А тут речь идет о детской судьбе!
Тонкостей, которые нужно учитывать, беря ребенка в семью (неважно, усыновление это или приемная семья), действительно немало. Скажем, будущим усыновителям при первом посещении малыша в Доме ребенка нужно выбрать такое время, когда он не спит. Не стоит приносить с собой продукты – их не возьмут, а игрушки лучше дарить недорогие – ведь в доме ребенка все игрушки общие, и малыш может с легкостью отдать подарок кому-то из своих друзей.
Нужно учитывать, что такие детишки чаще всего не знают, что такое машина или лифт. И им нужно предварительно объяснить (конечно, на детском уровне), что это такое, рассказать, что машина будет “рычать”, когда повезет его домой.
Некоторые семейные пары, посещающие эту школу, уже сталкивались с подобными проблемами. Вот, например, родители двух усыновленных детишек, приехавшие из небольшой деревушки Балтасинского района (свои имена они просили не называть). 17 лет назад бездетная пара усыновила полуторагодовалого мальчика. Через год – девочку того же возраста. Вспоминают: и правда, детишки устроили настоящую истерику, когда их в первый раз посадили в машину. Так всю дорогу до дома и проплакали. Боялись они мужчин, боялись мыться в бане… Вот только школы приемных родителей тогда не было, так что всему приходилось учиться на собственных ошибках. Но они справились, вырастили детей. Теперь вот хотят взять еще двоих приемных. Лучше тоже маленьких. Малышей до пяти лет, поясняет Любовь Чучупал, в приемную семью отдают только в том случае, если у них есть серьезные отклонения по здоровью, потому что вообще-то для них предпочтительнее усыновление. Но супругов перспектива воспитывать “хроников” не пугает: их-то детишки жили в свое время в специализированном интернате для детей с неврологическими заболеваниями. Даже эпилепсия числилась у одного из них в анамнезе. Выходили, пролечили, сегодня страшные диагнозы никак себя не проявляют.
Но вернемся к школе приемных родителей. Более старшего ребенка, говорит Любовь Чучупал, лучше всего сначала пригласить в гости. Ведь у него уже есть свои представления о том, как ему хотелось бы жить – вдруг ваш дом, ваша семья не будут отвечать этим представлениям? А вот если чувствуете, что ему у вас нравится, осторожно спросите – не хочет ли он остаться? Тогда ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо для вас, что с ним в этом доме будут считаться. Но даже в случае сильного обоюдного желания стать одной семьей надо помнить: после “медового месяца” может наступить период отторжения, даже агрессии со стороны ребенка. И не потому, что его обижают, просто он ведь “сочинял” себе будущих родителей, а реальные люди далеко не во всем будут походить на выдуманный идеал. К тому же им в воображении рисовалось, что семья – это бесконечные подарки и совместные развлечения. А оказывается, в семье большое место занимает “проза жизни”: нужно ходить в магазин, готовить, мыть посуду, стирать – в детском доме их этому не учили…
К тому же не надо забывать, что у большинства из этих детишек за плечами – негативный опыт жизни в родном доме. Кстати, психологи не рекомендуют расспрашивать детей об их прошлой жизни – пройдет время, и они, если сочтут нужным, сами все расскажут. Хотя о некоторых вещах несложно догадаться: если ребенок заходится в истерике, увидев на праздничном столе бутылку вина или водки, комментарии излишни…
Не надо, говорит Любовь Чучупал, ждать от приемных детей благодарности. Разве родные дети всегда бывают благодарными? Но их, даже сбившихся с пути истинного, родители будут “тянуть” до последнего, любить и жалеть. И никто никогда не скажет, что в поведении кровного чада виновата дурная наследственность. А вот с приемными детьми такое бывает: если ведет себя не так, как хотелось бы, то это – от “дурных” генов… Хотя в такой ситуации в первую очередь надо идти к психологу и серьезно работать – в том числе и над собой.
Решение о том, чтобы взять в семью чужих детей, говорит Любовь Чучупал, обязательно должно быть совместным (если речь идет о семейной паре, потому что вообще-то приемную семью может создать и одинокий человек). Чтобы в случае возникновения каких-то проблем один супруг не начал бесконечно упрекать другого: ну вот, я же тебе говорил(а)… И в детский дом надо приезжать обязательно вместе, чтобы ребенок с самого начала знал: семья – это когда все важные дела делаются вместе. И не нужно брать ребенка лишь затем, чтобы “склеить” брак.
– Еще не было случая, чтобы ребенок, тем более чужой, помог сохранить разваливающуюся семью, – делится опытом Любовь Чучупал.
А вообще, когда слушаешь лекцию в школе приемных родителей, невольно приходит мысль: и тем, кто воспитывает родных детей, не помешали бы подобные курсы. Скольких болезненных, а иногда и трагических ошибок тогда удалось бы избежать!