В отношениях между жильцами и управляющими компаниями без старшего по дому не обойтись
Что управдом – друг человека, мы хорошо знаем благодаря советскому кинематографу. В постперестроечные годы этот персонаж из нашей повседневной жизни исчез, но теперь возвращается и вновь вступает в свои права.
Институт старших по дому (так они теперь называются) начал вводиться в стране не так давно. В каждом городе начинание реализуется с разными нюансами. Общим остается одно: старший выбирается собранием, где должны присутствовать не менее половины владельцев квартир. Так определяется, кто будет официальным представителем жильцов в отношениях с властями, коммунальными начальниками и, самое главное, с эксплуатирующей дом жилищной организацией. Цель понятна – всячески отстаивать интересы владельцев квартир.
По-настоящему потребность в старших по дому возникла с началом реализации федеральной программы капитального ремонта жилых домов. Тут требуется постоянный контроль со стороны жильцов. Более того, без подписи представителя дома в актах выполненных работ подрядчики не вправе получить расчет.
Последнее породило неприятное явление: некоторые недобросовестные управляющие компании стали «проводить» в старшие по дому лояльных по отношению к себе собственников квартир. Так случилось два года назад в елабужской многоэтажке. Как рассказал один из жильцов, «старшая» в их доме возникла как-то сама собой и очень походила на знакомых нам по фильмам управдомов. Помните? «Вам предоставлена отдельная квартира, там и гуляйте», ну и так далее. Но это было не самое страшное.
Оказалось, что женщина без разбора подписывала ремонтникам все акты в обмен на личные услуги. Бдительные жильцы возмутились, начали жаловаться. И всюду им отвечали: подпись же есть, вы ведь сами выбрали ответственного! А его и не выбирали…
Все-таки, испугавшись шума, подрядчик был вынужден переделывать свой брак.
Но «старшую», несмотря на подпорченную репутацию, никто до окончания капремонта не сместил, не потребовал честных выборов.
Так уж получилось, что образ управдома и в искусстве чаще негативный, гротескный. Взять хотя бы Варвару Сергеевну из «Бриллиантовой руки» или Буншу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Управдом – этакое всезнающее, всем указывающее существо. И действительно, на такие должности нередко выдвигаются, а то и пробиваются, люди активные, которым до всего есть дело.
Деньги на окна дала… крыша
Светлана Вагизова и Антонина Осипова выросли в одном дворе. Свои дома – №№15 и 17 по улице Матросова они уже воспринимают как одно целое. Так получилось, что еще лет десять назад они добровольно взвалили на себя ответственность за эти два дома. Люди привыкли, к ним теперь по всем вопросам и обращаются. Пытаясь найти в управдомах некие общие черты, я спрашиваю, были ли женщины активными и в юности. Антонина задумывается.
– Ну вообще-то, да. Даже секретарем комсомольским была! – отвечает она.
– А у меня дед был здесь домкомом, – в свою очередь отвечает Светлана. – С детства помню, как к нам приходили люди со своими коммунальными проблемами. Так и я спустя годы пошла по его стопам.
Что движет моими собеседницами? Говорят: ведь это наш дом, наш двор, наш город. Хочется, чтобы и самим нравилось здесь жить, и людям было приятно тут находиться.
Действительно, их двор чистый, опрятный, утопает в цветах. В подъездах все покрашено, лежат половички, на подоконниках стоят цветы в горшках.
Но дается эта красота непросто. Порой приходится ругаться и с жилищным начальством, и с жителями. Иногда приходиться слышать от соседей: вам больше всех надо, вот и бегайте. В общем, до идиллии далеко, с людьми всегда непросто работать. Впрочем, с жильцами отношения быстро налаживаются, миролюбиво добавляет Тоня.
Самая большая нагрузка выпала в прошлом году, когда и до их домов дошел капитальный ремонт. Женщинам, одна из которых по профессии бухгалтер, а другая – библиотекарь, пришлось научиться понимать все тонкости строительного дела. Взбирались на крыши вместе с рабочими, контролировали прокладку водопроводных сетей и так далее.
Ругались, звонили по инстанциям. Не подписывали акты, пока не будут устранены недоделки.
Не будь общественного надзора, капремонт был бы сделан иначе. Помимо качества основных работ, управдомы добились установки новых окон в подъездах, ремонта фасада. Сдавшись, подрядчики заявили, что сделали это на деньги, оставшиеся от ремонта крыши. Остается гадать, куда бы ушли сэкономленные средства, не будь здесь въедливых управдомов.
– Сейчас, когда есть опыт, мы понимаем, что с ремонтниками нужно быть еще строже, – говорят старшие по дому. – Ведь капремонт – это не подарок, которому «в зубы не смотрят»: мы его оплатили за долгие десятилетия.
Общественное дело – прежде всего!
Еще старшие по дому хорошо разбираются в тарифах и внимательно изучают счета, приходящие жильцам. Вот недавно всем соседям прибавили к ежемесячной оплате по сто рублей. Бдительные управдомы предупредили всех жильцов. Природу этой надбавки в расчетно-кассовом центре обосновать не смогли и сделали перерасчет.
Ведут старшие и работу с должниками.
– Иной раз уговариваешь, – рассказывает Антонина. – Но чтобы позорить людей, так, конечно, нельзя – у всех ведь материальное положение разное. Да и злостных неплательщиков у нас нет.
Здесь все друг друга знают, а если кому-то приходится переезжать – жалеют, что надо покидать этот микроколлектив. Отмечали даже 45-летие двора: кто-то вынес стол, кто-то – угощения. Танцевали и веселились до четырех утра.
Старшие по домам имеют законное право терзать управляющую компанию от имени жильцов. И поводов находится немало.
– Мы сами делаем косметический ремонт в подъездах, сами готовы латать дыры в полу, – ну так дайте нам хотя бы материалы, краску! – восклицают управдомы. – Не все время ведь деньги с жильцов собирать – они справедливо говорят, что платят управляющей компании за содержание дома. Или вот уже второй год просим сделать ограждения для наших цветников, чтобы машины на них не заезжали. Даже трубы есть, а сварку не присылают. Неужели это так сложно?
Правда, на днях у этой управляющей компании сменили руководителя. Он встретился со старшими по домам и подъездам. Говорят, что стороны остались довольны встречей. Может быть, теперь работать будет легче. Ведь управдомы уже не раз хотели отказаться от своих обязанностей. Предлагали взяться другим, да не хочет никто.
– А как без старших? Крыша протекла – к нам бегут, отопление забарахлило – к нам, – говорят управдомы. – Спрашивают, куда позвонить, к кому направиться. Раз знаешь эту «кухню», к тебе и обращаются. Не оттолкнешь ведь человека, особенно бабушку старенькую.
– Муж говорит: надоело твое домкомство! – признается Светлана. – Ведь я его часто прошу то одно сделать, то другое. Семья недоумевает: зачем ты на себя это взвалила? Ведь еще есть и работа, и домашние заботы, да и здоровье неважное. А я им отвечаю: надо помогать людям, а не каждый – сам за себя.
Один за всех в подъезде
– У нас есть хорошие управляющие компании, есть не очень добросовестные, – говорит глава исполкома Елабуги Исмагил Хафизов. – Мы уже поменяли нескольких руководителей из-за жалоб людей. Немалую роль в этом сыграли старшие по подъездам. Официально они появились в прошлом году. Во время встреч руководства города с населением было высказано много претензий именно к сфере ЖКХ, в том числе к проведению капитального ремонта. Люди жаловались, что неизвестно кто подписывал документы за целый дом. Мы решили это упорядочить.
Жилищный кодекс России определяет органом управления многоквартирным домом общее собрание собственников помещений. Решения о реконструкции, капитальном и текущем ремонте и прочие должны приниматься коллективно в присутствии более чем половины собственников квартир. На практике зачастую невозможно собрать вместе жителей не то что высотки, но и небольшого дома.
– Как принимать решения? – продолжает руководитель исполкома. – Всякий раз собирать сто, двести человек? Где им разместиться, как в такой толпе детально обсудить вопрос? Поэтому я предложил, чтобы жители каждого подъезда выбрали старшего и передали ему генеральную доверенность, то есть делегировали полномочия всех собственников, живущих в этом подъезде, по принятию решений от их имени. Таким образом, если в доме десять подъездов, то для проведения собрания хватает десяти старших, которые предварительно могут быстренько пройти по квартирам, чтобы узнать мнение жильцов по тому или иному вопросу.
Всего в прошлом году в городе избрали более тысячи старших по подъездам, а в маленьких домах эти функции объединяет старший по дому. Старший по подъезду теперь контролирует работу управляющей компании. Делается это с помощью актов приемки работ – раз в месяц представитель жильцов подписывает документы, касающиеся текущего ремонта, содержания дома, и только после этого по распоряжению исполкома жилищники получают оплату.
Одним из результатов появления старших Хафизов называет более высокий уровень качества капитального ремонта в этом году. Подготовка проходила так. Сначала управляющая компания составляла перечень работ по конкретному дому, затем подрядчик составлял сметы, а старшие по подъездам изучали документы и вносили свои изменения. После повторной экспертизы все стороны подписывали согласованный документ. Только тогда бригады приступали к работам, а старший по подъезду контролировал их ход. Осенью вместе со старшими по подъездам будут утверждаться жилищные тарифы на будущий год.
Исмагил Хафизов не скрывает, что из выбранных людей активно работают процентов 60, еще какая-то часть старается не забрасывать общественную нагрузку, остальные и вовсе пассивны. Поэтому очень важно, чтобы на эту должность был выбран человек честный и ответственный. И альтруист. Ведь полагающееся ему вознаграждение иначе как символическим не назовешь: квартплата для этих людей снижена на 200 рублей в месяц.
Возможно, эта сумма увеличится в будущем, но, думается, что настоящее решение проблемы – появление на рынке жилищных услуг достаточного числа высокопрофессиональных организаций, за работой которых не нужен будет непрестанный общественный контроль.