Напомним страницы истории.
11 апреля 1945 года узники лагеря смерти Бухенвальд подняли восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.
В Германии и оккупированных странах действовало более 14 тысяч концлагерей. Через них прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов – граждане СССР.
Сейчас в Татарстане около четырехсот бывших узников (полторы сотни живут в Казани), попавших в фашистскую неволю детьми. Как давно это было!.. Но только не для них, испытавших ужасы фашистских лагерей на себе.
А вот другие цифры.
По данным мартовского опроса фонда “Общественное мнение”, 64 процента россиян говорят, что сторонники фашистских взглядов опасны для общества, 24 процента никакой опасности здесь не видят, а 12 процентов считают: “В фашизме, как системе взглядов, есть некоторые положительные идеи” – пиетет по отношению к своей нации, жесткая дисциплина, чистота расы. Наберите в Интернете словосочетание “русский фашизм” – и времени не хватит, чтобы перечитать все ссылки.
О чем это говорит?
Призрак свастики
На протяжении десятилетий после Великой Отечественной войны фашизм для всех был синонимом горя, гибели и страданий от жестокости. Сейчас, как видим, уже не для всех.
“Нам не грозит фашизм”, – уверял Ельцин, ссылаясь, что в стране, победившей Гитлера, он невозможен. Да, германский или итальянский – невозможен. А вот свой, доморощенный?
По мере того как уходит старшее поколение, знающее правду о фашизме не понаслышке, у следующих поколений, хочешь – не хочешь, происходит утрата исторической памяти. Праворадикальная молодежь увлекается фашистским стилем и кокетничает с гитлеризмом – родился даже… феномен “гламурного фашизма”! Фашизм перестал быть жестокой идеологией и превратился в гламурный феномен. Однако суть от этого не изменилась.
Политолог Дмитрий Юрьев отмечает: “Гламурный фашизм в России поддерживается глянцевыми журналами, критиками, которые восхваляют “талантливого писателя Лимонова”. При этом открывается путь легализации фашистских настроений”.
За последние 4-5 лет количество скинхедов в России, по некоторым данным, увеличилось на 70 процентов. Прирост бритого поголовья происходит за счет подростков, которые, подражая скинхедам, носят “гриндерсы” и нацистскую символику, благо, что при этом еще не участвуют в “махачах”.
А два года назад появились и сетевые скинхеды, которые тусуются в интернет-форумах. Учинивший резню в московской синагоге Александр Копцев, думается, типичный сетевой скинхед.
Мода на фашизм? В России?..
В издательстве “Европа” вышла книга “Гламурный фашизм”, где представляют это “культурное явление”, захлестнувшее Интернет, московские бутики, ночные клубы… Вначале идут оды фюреру, восхищение идеями фашизма, описание жизни богемы, золотой молодежи, упивающихся интеллектуальным превосходством над серой массой. К этому подверстываются идеи расизма и национализма. Далее к гламурному фашизму относятся все более радикальные высказывания – о необходимости убивать.
Как можно меньше думай.
Как можно больше бей.
Обрезком арматуры
И звеньями цепей.
Побольше в кружки пива,
А голову – под ноль!
Мир знает только силу.
Мир верит только в боль.
Это стихи Сергея Яшина, “праворадикального поэта №1”.
Оживает лицо фюрера: “Нам нужна неудержимая, властная, несгибаемая, жестокая молодежь. Она сможет терпеть боль. Я не хочу, чтобы в ней оставалась хотя бы крупица нежности или слабости. Пусть она будет сильна и красива, как молодой дикий зверь. С ней мы очистим нашу расу…”.
Член Общественной палаты РФ Алексей Чадаев отметил, что зачастую радикальные движения не имеют идеологии. Привел в пример национал-большевистскую партию: “Идеологии у НБП нет, только стиль. Но он “цепляет”, и “скучной” демократии ему нечего противопоставить”.
Журналист Дмитрий Усов побывал на подмосковной базе национал-социалистского общества. Встретился с поэтами, художниками, музыкантами, которые несут в массы идеалы национал-социализма, формируют моду на фашистские стихи и картины, бритые головы, выколотые на руках свастики, ботинки “гриндерсы” и моду на убийство нерусских. Там под гитару репетировали:
Бойтесь! Мы позабыли
о жалости.
Бойтесь! Мы разучились
прощать.
Маршем идет по Руси
жестокая молодость –
Дружины простых ребят,
что хотят убивать.
“Они не ощущают себя сверхчеловеками или аристократами духа, как фашиствующая богема 40-х, – пишет Дмитрий Усов. – Не противопоставляют себя массе, готовы слиться с ней в уличном погроме. Потому их музыка, романы, стихи опасны, ибо слишком понятны и востребованы”.
После Второй мировой правящие элиты не повторили довоенной ошибки – делать ставку в борьбе с социальной революцией на движения “классического” фашизма: оказалось, экстремистские движения “среднего класса”, придя к власти, легко выходят из-под контроля…
В стране торжествующего интернационализма
Чуть менее года назад участники антифашистской конференции в Москве выразили крайнюю обеспокоенность нарастающей угрозой фашизма: “Неонацизм, ксенофобия, дискриминация по этническому, расовому и другим признакам угрожают развитию страны и фундаментальным ценностям общества. Перспективы развития стабильной, процветающей, демократической России требуют, чтобы государство проявило ответственность и активизировало усилия по искоренению этих явлений”.
Многие считают, что наше законодательство в сфере борьбы с ксенофобией, национальной, расовой и религиозной нетерпимостью достаточно развито. Это признают и представители общественных правозащитных, антифашистских организаций. Но сетуют на слабость правоприменительной практики: законы “не работают”, у следственных органов не хватает то ли смелости, то ли компетентности, чтоб возбуждать дела по соответствующим статьям, у судей – чтоб выносить по ним приговоры.
Крайне редко в случае нападений на евреев, кавказцев, жителей Средней Азии, китайцев усматривают национальную подоплеку, объясняя все это бытовой ссорой, хулиганством. И милиция, прибывающая на место преступления, в ответ на жалобы и доказательства сквозь зубы роняет: так и надо!
Ни в коем случае не в оправдание, не в согласие с этим “так и надо”, лишь в качестве возможного объяснения привожу данные, которые в конце прошлого года озвучил глава МВД Рашид Нургалиев: “Количество совершенных иностранцами преступлений за последние пятнадцать лет возросло в сто тридцать раз”. В 2006 году, по словам министра, в России ими совершено 46 тысяч преступлений, что в четыре раза превышает количество преступлений, совершенных россиянами в отношении иностранцев.
А в Госдуму недавно внесли законопроект, в котором СМИ при публикации материалов запрещается называть национальность преступников. Как говорится, думайте сами, решайте сами, как все это соотносится. Очевидно, что соотносится. А уж то, что проблему пытаются затолкнуть под сукно – авось сама рассосется, – несомненно. Нам же рабсила нужна? С демографией-то совсем плохо. Вот и упрощаем визовые режимы для прибывающих в страну мигрантов, пряча по-страусиному голову от возникающих при этом побочных проблем…
Весь этот пассаж, собственно, затем, чтобы показать: у молодых, горячих и далеко не мудрых хотя бы в силу возраста (14-25 лет) скинхедов почва для ксенофобии, национальной нетерпимости есть. Соотношение-то преступлений – один к четырем…
В России, жестоко пострадавшей от немецкого фашизма, слово “фашист” непопулярно. Но идея националистической диктатуры приживется вполне. Истоки российского национализма основаны на безработице, нищете и безразличии старших к воспитанию молодежи, считает газета Magrifat (“Образование”). Приводятся цифры: в начале 90-х в Москве и Питере было 10-20 скинхедов. Сейчас – более 60 тысяч.
Любимые вопросы
Кто виноват и что делать? А что делать? Детей воспитывать! Иначе этим займется автор термина “гламурный фашизм” – Шляхтич (иначе он не представляется). Шляхтич объясняет: глянец и учение Гитлера – Муссолини дополняют друг друга. “Гламур – эстетическая идеализация образа, когда внешность доводится до символизма. Фашизм – эстетическая идеализация внутреннего мира и состояния ума”.
Он создал интернет-сайт под названием “Гламурный фашизм”. Скины и сетевые фашисты стали скидывать картинки: пупс со свастикой, голые садомазо-девицы в эсэсовских фуражках, плакат: Гитлер поздравляет детишек с Новым годом, рассказ про солдата Дитриха, который пять советских танков поджег… Обитатели сайта называют Гитлера дедушкой. Он якобы не умер, а бежал на подводной лодке в Антарктиду, где и живет в ледяном замке.
Другой сайт Шляхтича называется “Маленький фюрер” – для детей. “Здравствуйте, мои маленькие читатели. Сегодня я хочу объяснить вам смысл нацизма, фашизма и расизма…”
Побывав на других подобных сайтах, наблюдаешь то же самое: “добрый дедушка”, глянцевый эсэсовец Дитрих, который выглядит куда эстетичней, чем чумазый Иван из окопа, да порноснимки. Обмен идеями между фашистами и гламуром идет в обоих направлениях.
В настоящее время влияние гламфаша на развитие политического процесса в России относительно невелико, но, думается, инкубационный период подходит к концу. Количество “сайтян” измеряется в четырехзначных цифрах. Невнимание властей к процессу может иметь далеко идущие последствия.
Дмитрий Румянцев, вождь НСО, впервые проникся эстетикой национал-социализма, посмотрев фильм “Семнадцать мгновений весны”. После премьеры мальчишки в его школе приветствовали друг друга, вздымая правую руку. Штирлиц влюбил тогдашних мальчишек в черный китель со свастикой.
Волшебная сила искусства…
О силе искусства
В книге “Гламурный фашизм” есть концепция – показать фашизм как часть не “опричного”, а “гламурного” стиля глянцевых журналов, с их извращенностью, гомоэротикой и садомазохизмом. Но это как раз то, что наиболее притягательно для мальчиков и девочек с поврежденными пепси-колой мозгами. Лишь взрослый услышит с каждой страницы крик: фашисты есть, они живут среди нас! “Полиграфически книга сделана красиво: эффектные политические плакаты, мелованная бумага… Кот со свастикой в глазу особенно хорош (на обложке. – В.А.). В общем, и гламурный фашизм, и антифашистский гламур вполне достойны друг друга. В смысле оба хуже”. Так писала газета “Книжное обозрение”, когда книга вышла в свет.
В сложившихся условиях едва ли не единственная сила, которая может противодействовать распространению у нас фашизма, – демократическая общественность. Ее голос должен подвигнуть власти обратить внимание на нарастание фашистской угрозы. А еще, конечно же, та самая волшебная сила искусства.
Она может избавить от увлечения фашистским стилем. Своему ребенку подсовываю “Трудно быть богом” Стругацких. А что еще в подростковом возрасте может противостоять пошлому, бесстыдному потоку телепрограмм, сомнительных или откровенно преступных сайтов в Интернете? Верю, молодой человек, вовремя прочитавший эту вещь, не станет праздновать день рождения Гитлера, она поможет выработать собственный национальный стиль, отвергая гламфаш – стиль вне морали, вне истории и пока – вне политики.
В силу последнего на принятие действенного закона, способного прекратить расползание по стране фашизма, рассчитывать не приходится.
Заглавные вещи
Человек идет по улице, рядом тормозит автомобиль, выскакивают люди в штатском, деловито измеряют ему рот, нос, уши и забирают с собой. Это 1942 год. Осуществляются “мероприятия по обеспечению чистоты расы”. Так начинается пьеса Артура Миллера “Это случилось в Виши”. Думается, в ней отражены причины возникновения самого крупного зла, которое породило двадцатое столетие, и рецепт против него…
Свидетель сожжения людей в Освенциме рассказывает: “Не было случая, чтоб кто-то из обреченных в предбаннике газовой камеры бросился на охрану. Люди раздевались и шли “в баню”. Только однажды кто-то закричал: “Они же нас уничтожат!” Но другой его урезонил: “Это невозможно, ты паникер и трус, возьми себя в руки”.
На героях, носителях разных житейских философий, автор показывает их недейственность в столкновении с фашизмом. Все реакции предусмотрены. От неверия в человеческое зверство до геройства, которое олицетворяет Ледюк. Он яростно спорит с палачами, пытается напасть на часового…
Герои растеряны, встревожены, пытаются разобраться, почему они здесь. “Монополии захватили власть. И они хотят поработить мир. Вот почему мы здесь”, – говорит коммунист Байяр.
Да, фашизм породил монополии при участии Гитлера, но не обязательно же миллионам людей выполнять их волю! Экономические факторы – не весь механизм порождения фашизма. Страх за свое благополучие или жизнь, диктующий не видеть правды, доколе ее только можно не видеть, и молчать, молчать – необходимые условия.
Представим на миг, что и мы сидим в коридоре полицейского участка. Вот сейчас ткнут пальцем: следующий – ты! Ни договориться, ни впрямую протестовать. Практического выхода нет: попал сюда – пропал. Но какой нравственный выход из столкновения фашизма и личности?..
Выхода для арестованных евреев в пьесе не будет. Устроители новой жизни предусмотрели все реакции человека, надеющегося миновать конфликт. Иллюзии питают их надежды и отношение к правде, выработанное еще в мирной жизни. Проще знать правду или часть ее или догадываться о ней, но делать вид, что не знаешь. Так спокойней и благополучней.
Ан не всегда!.. Можно “не видеть” правды и пятиться…и допятиться до порога газовой камеры. А там уже поздно действовать.
Палачи имеют в виду концепцию человека как дрожащего за свою шкуру скота и делают ставку на это: раз так, все позволено!
Поступок Берга, попавшего в участок по ошибке (не еврей, а австрийский аристократ), – вызов своре экзекуторов. Есть идеалы вечные, за которые можно поступить во вред себе – во вред плотскому, физическому. И есть люди, способные на это.
Как поступил Берг? Непредусмотренно!.. Потому что он – личность, способная преодолевать иллюзии и страхи. Кто читал пьесу, знает, кто нет – пусть прочтет.
Пьеса важна тем, что это случилось в Виши, но случалось и происходило и в других местах, где люди не хотели видеть правды или не считались с ней. Механика покорности, практика массового производства иллюзий, предупреждающих всякую открытую человеческую реакцию на действительность, педагогика страха – все это разделы популярной фашистской науки.
Думается, нет оснований принимать пьесу Миллера как сугубо историческую картину.
Та же трагедия может разыграться на любых “подмостках”.