Когда, сидя дома перед “ящиком”, мы смотрим какую-нибудь телевикторину, кажется – нет ничего проще, чем давать “очевидные” ответы на “легкие” вопросы. Попадая на игру “вживую”, понимаешь: успех в подобных шоу зависит от многих факторов. И ум с эрудицией здесь играют далеко не первую роль. Даже если вопросы “детские”. В чем довелось убедиться корреспонденту “РТ”, побывав в качестве родителя на съемках детского интеллектуального шоу “Самый умный”.
Однажды вечером дома раздался телефонный звонок. Дочка взяла трубку. Разговор затянулся и звучал несколько странно, представляя собой бессмысленный, на первый взгляд, набор слов. Оказалось, это был телефонный кастинг программы “Самый умный”. Как позже выяснилось, один из учителей нашей школы был знаком с организаторами, проводящими в Казани отбор участников, и порекомендовал несколько учеников на кастинг. После телефонного опроса был еще очный тур отбора. В итоге трое девятиклассников из нашей школы (и мы в их числе) стали участниками отборочных игр старшей игровой лиги клуба самых умных.
Поскольку в эти дни телеканал “СТС” снова проводит по городам России (в том числе и в Татарстане) набор школьников для участия в этой игре, возможно, наш опыт пригодится тем, кто станет ее новым участником.
Некая видимая легкость и неожиданность попадания в игру создали у нас иллюзию, что на “Самом умном” все так вот и происходит: легко, само собой. Предупреждаем сразу: обольщаться на этот счет не стоит. Возможно, игрокам младшей лиги (6-7 классы) будет полегче: там много новичков, да и вопросы попроще. Тем же, кто попадает на игру в возрасте 13-15 лет, приходится меряться силами с опытными противниками, многие из которых свой путь к победам начинали еще в младшей лиге.
Впервые мы заподозрили, что все будет совсем не так просто, как казалось, когда познакомились с соседями по вагону скорого поезда “Москва-Киев”. Поскольку “Самый умный” – совместный проект российского канала “СТС” и украинского “1+1”, съемки проходят в столице Украины (дорогу ребенку и одному родителю полностью, от дома до Киева и обратно, оплачивают организаторы). Так вот, практически весь наш вагон заполнили российские участники проекта, сопровождаемые мамами и папами. При этом кто-то ехал на игру во второй, кто-то – в третий раз, а некоторые, как выяснилось, ездят туда уже второй-третий год (за год обычно проходит два сезона игр, включая отборочные, полуфиналы и суперфиналы в младшей и старшей лигах).
Дети и родители, хорошо знающие друг друга, оживленно обсуждали, кто как играл в последних программах, показанных по телевизору, какие вопросы были, какие специальные темы в финальном туре, с кем и о чем беседовала ведущая программы Тина Канделаки… Разговор велся настолько профессионально, что становилось ясно: “Самый умный” для большинства наших будущих соперников – это не одноразовая акция, а образ жизни. Попав однажды на игру, большинство возвращается туда снова и снова.
– На это “подсаживаешься”, – подтвердила нашу догадку одна из мам. Оставалось только удивляться, что работающие люди находят возможность по два-три раза в год на несколько дней уезжать в Киев на игры…
Также с удивлением мы обнаружили, что далеко не на всех участие в игре “свалилось” так же неожиданно, как на нас, – многие по нескольку раз отправляли заявки на участие на сайт программы. И к подготовке люди подходят более чем серьезно. В основном, конечно, это относится к родителям. Потому что если для школьников игра – все-таки больше веселая тусовка, то для родителей, как мы поняли, – это вопрос престижа. Причем престижа в основном морального: из нескольких десятков участников, проходящих через отборочные игры, только победитель суперфинала получит действительно ценный приз – возможность учиться в одном из британских колледжей.
Но родительского честолюбия это не останавливает. Мы с удивлением слушали рассказы о том, как записываются на видео и затем анализируются все игры, вышедшие в эфир. Позже, уже в Киеве, бабушка одного из украинских игроков (в игре участвуют российские и украинские школьники) рассказывала мне, что она ведет хронику всех игр – кто играл, когда, как, какие были вопросы… Кстати, некоторые родители говорили нам, что вопросы иногда повторяются, – игра-то идет не первый год. Так что если вы решительно настроены сделать из своего ребенка “самого умного”, возможно, имеет смысл взять эту методику на вооружение.
Кроме того, бабушка призналась, что во время каждого эфира программы сажает внука перед телеэкраном и заставляет его во втором туре, когда дети должны за минуту дать как можно больше правильных ответов по выбранной теме, отвечать вместе с участниками. Если мальчик ответит после игрока в телевизоре, ответ ему не засчитывается…
При всем моем непонимании подобных методов “дрессуры” не могу не признать – они дают свои плоды. Этот мальчик стал финалистом (хотя и не победителем) нашей игры, поразив многих знанием таких фактов в области, например, истории, о которых не каждый взрослый с высшим образованием имеет представление.
Итак, мы приехали в Киев. Столичный город поразил несоответствием красивейшей центральной части и грязи удаленных от центра (мы жили в пяти остановках метро от Крещатика) районов. Глаз резали многочисленные местные “Империи удачи” – мы-то в Казани успели уже отвыкнуть от засилья игровых салонов. Номера отеля “Братислава”, несмотря на гордые три звезды на фасаде, удручали старыми ржавыми трубами, мебелью, явно оставшейся с советских времен, и регулярным отсутствием какой-либо (а то и всякой) воды. После восьми вечера в окрестностях отеля с трудом удалось найти открытый продуктовый магазин.
В общем, Казань по многим показателям выигрывает у украинской столицы, хотя дорожные пробки в Киеве поистине столичные – например, пока нас везли от отеля до киностудии Довженко, в павильоне которой проходят съемки игры, мы успели полностью посмотреть на встроенном автобусном DVD фильм “Бриллиантовая рука”. Зато порадовали цены – они в киевских магазинах и кафе ощутимо ниже, чем у нас.
Впрочем, у участников шоу “Самый умный” остается не слишком много времени, чтобы любоваться красотами и огорчаться издержками украинской столицы. Вскоре после размещения в гостинице нас повезли на репетицию в огромный, мрачноватый, холодный павильон студии Довженко. Там как раз заканчивались съемки первой отборочной игры, так что немногочисленные новички смогли, пристроившись чуть в стороне от съемочной площадки, сразу же окунуться в атмосферу шоу, поупражняться в ответах на вопросы (мысленно, конечно) и полюбоваться Тиной Канделаки, обнаружив при этом два небезынтересных момента. Во-первых, известная ведущая вовсе не всегда так радушна и доброжелательна, как это выглядит на телеэкране. В перерывах съемочного процесса она весьма сдержанна и звездно-неприступна, но стоит включиться камере, и – вот он, настоящий профессионализм! – знаменитая улыбка топит лед в сердцах миллионов зрителей. Второй момент незначительный, но забавный – наверное, потому и запомнился: Канделаки стоит за пультом ведущей в удобных тапочках (тяжело ведь провести почти три часа на ногах), а когда надо выйти к игрокам, чтобы поздравить победителя, ассистентка приносит ей туфли на каблуках и помогает переобуться…
После того как закончилась съемка, ассистенты начали работу с вновь прибывшими. Надо сказать спасибо организаторам: о детях на игре заботятся. Для них тут же, в павильоне, организуют обед в ланч-боксах (еды достаточно много, так что, как правило, и родители голодными не остаются). С ними тщательно готовят вступительный спич – самопредставление, которое каждый произносит перед началом игры. Кстати, записывается оно не заранее, а непосредственно в процессе представления игроков, и не стоит беспокоиться, что ребенок “споткнется” на какой-то фразе – переписывать приветствие будут столько раз, сколько нужно, без упреков и “подгонялок”. Еще один обязательный этап подготовки к игре – репетиция. Все – и новички, и опытные “бойцы” – обязательно еще раз пройдут всю процедуру игры, стоя за пультами, им напомнят, когда и на какие кнопки жать, что делать в случае каких-то форс-мажоров. В общем, непосредственно к игре ребенок приходит технически полностью подготовленным.
Интеллектуальная же подготовка игроков – дело само собой разумеющееся. Но… “Все знать невозможно” – в справедливости этой расхожей фразы нам пришлось убедиться на собственном опыте. Конечно, мы прошли через сито отборочных вопросов, усердно готовились к игре. Правда, подготовку в основном сосредоточили на так называемой “специальной теме”, знание которой игроки должны проявить в третьем туре.
– Это все ерунда, – сказала нам еще в поезде одна из мам. – Главное, чтобы повезло в первом…
И действительно, когда смотришь игру дома по телевизору, вопросы первого тура, на каждый из которых дается четыре варианта ответа, кажутся элементарными. Если не считать, загибая пальцы, на сколько из них ты реально можешь ответить. Когда же начинаешь анализировать, тут и понимаешь, что эрудиция – вещь относительная. Все равно каждый силен в каких-то определенных областях и менее осведомлен в других (если, конечно, ваш ребенок не выучил наизусть все тома детской энциклопедии).
Уже после игры мы случайно услышали от одной из мам такую фразу: “Так ведь игра-то делалась на…” – далее шло имя игрока, под которого, по мнению мамы, подбирались вопросы. Из чего мы поняли: несмотря на то, что все вроде бы играют на равных, в клубе самых умных есть свои фавориты, и вопросы составляются, исходя в первую очередь из их сферы интересов.
Не берусь судить, насколько справедливо такое предположение, могу лишь засвидетельствовать: вопросы в первом туре “Самого умного” действительно подбираются крайне неровно. И тут уж как повезет. Нам не повезло. Почти не было вопросов по нашим любимым музыке, кино, мало было литературы, зато в изобилии – “нелюбимые” растения, животные, география…
При этом вспомните игру “Кто хочет стать миллионером”: сколько времени может потратить ее участник, выбирая из тех же четырех вариантов ответа? Школьникам на этот выбор дается 5 секунд, и никаких тебе звонков другу и подсказок аудитории. И если некоторые вопросы можно “взять”, дожав их логически (например, догадаться по “морскому” названию “фрегат”, какая из четырех незнакомых птиц питается рыбой), то есть и такие, на которые, не зная, никогда не ответишь, если только наугад не ткнешь в правильную кнопку. Скажем, даже не читав Жюля Верна, можно знать, что лодка капитана Немо звалась “Наутилус”, но вряд ли кто, не держав в руках роман Мелвилла “Моби Дик”, скажет, как там назывался корабль.
Непросто все и во втором туре, где отвечать приходится на скорость. Если вас, к примеру, “на полном ходу” спросить – “В романе какого автора действует дикарь Пятница?” – первое, что придет на ум: “Робинзон Крузо”. Игрок, торопящийся дать как можно больше ответов, именно это чаще всего и выпаливает. А правильно-то будет – Даниэль Дефо…
Но до второго тура мы не дошли. Дочка, которая и так жутко волновалась перед началом игры, под светом телекамер на первом же “не своем” вопросе впала в ступор, и в результате даже там, где знала, несколько раз дала неправильные ответы – просто не на то нажала, “сама не знаю почему”. Вот вам и урок: самообладание и сохранение способности логически мыслить в телевикторине могут быть важнее эрудиции. Которая, кстати, еще не есть ум – постарайтесь объяснить это своим детям, чтобы избежать серьезных душевных травм. Впрочем, проигрыш все равно оставляет след в детской душе.
– Психологическое восстановление после игры для ребенка – каждый раз долгий и трудный процесс, – признался нам папа одного мальчика, который уже несколько лет играет в “Самого умного”, но каждый раз чуть-чуть недотягивает до главной победы. Так что даже эрудитам из эрудитов непросто справиться с нервами и спокойно пережить поражение.
Впрочем, судя по записям на форуме неофициального сайта телеигры в Интернете, сами юные участники зачастую едут в Киев все-таки не за непременной победой, о которой так грезят родители, а чтобы потусоваться с друзьями, которых обрели в клубе самых умных. Хотя и здесь есть свои исключения: моя дочка, например, случайно услышала, как перед началом их игры две девочки-участницы обсуждали остальных игроков по принципу “кто нам здесь не нравится и кто вообще не имеет никаких шансов”. Это уже не “Самый умный”, а “Слабое звено” какое-то получается!
Моего ребенка такое отношение к соперникам сильно потрясло и начисто отбило у него охоту еще раз ехать на игру. Нервов, говорит, тратишь много, лишней информацией голову забиваешь, так еще и общаешься с такими вот неприятными людьми… Но, как говорится, никогда не говори никогда. В конце концов, знания лишними не бывают, проигрыши укрепляют характер, а шоу “Самый умный” действительно затягивает. Я, например, уже не могу представить себе воскресное утро без просмотра очередной игры…