Почему бавлинские барды сегодня в “шоколаде”

Увлечение авторской песней для Альберта Хабибуллина – нынешнего руководителя Бавлинского района – счастливо вписалось в судьбу фестиваля “Сулинка – Белый Ключ”.

Автор статьи: Зульфира ТУГАНОВА

Увлечение авторской песней для Альберта Хабибуллина – нынешнего руководителя Бавлинского района – счастливо вписалось в судьбу фестиваля “Сулинка – Белый Ключ”. Несколько лет он прокладывал себе дорогу, по сути, стараниями самих местных бардов. Теперь, поддерживаемый районной властью, он стал проводиться дважды за лето.


Альберт Галимзянович не упускал случая приехать в Бавлы еще до того, как возглавил район. Чтобы и на малой родине побывать, и не пропустить очередной фестиваль авторской песни. А вступив в должность главы зимой 2005 года, уже в марте начал торопить “королеву” местных самодеятельных поэтов и музыкантов Валентину Никулину. Дескать, пора поспешать с подготовкой, август быстро наступит.


В помощи, как известно, нуждаются и могучие таланты. Что касается бардов, то им далеко не просто найти себе финансовых благодетелей. Ведь их песня не развлекает – а заставляет задуматься, взывает к совести…


Исполнители собственных песен во все времена – от средневековья до наших дней – воспринимались неоднозначно. Да и сегодня в России если авторская песня где-то и поднимается, то это происходит лишь благодаря поддержке ее искренних поклонников.


– Ну, вы теперь в шоколаде! – восклицают барды из других городов и районов при встречах с бавлинскими собратьями.


– И, знаете, они правы, – не скрывает радости Никулина, основатель и организатор фестиваля, удостоенная Гран-при в 2004 году. – Нам в самом деле стало легко работать. Появилось много помощников, поддерживают бавлинское телевидение, местная газета. Основным спонсором фестиваля выступает районная власть, которая учреждает и главный приз – хорошую акустическую гитару. Ее вручает победителю сам глава.


Слушаю такое и даже не верится, что когда-то музыка не привлекала Альберта Хабибуллина. Ни в пятилетнем возрасте, когда ему подарили гармонь-тальянку, ни в школе, когда на его хороший музыкальный слух обратил внимание учитель. А вот в студенческие годы он “запал” на гитару. Это случилось как-то сразу. Альберт в ту пору учился в Башкирии, в Октябрьском коммунально-строительном техникуме. Оказавшись летом в стройотряде, свободное время проводил с ребятами-старшекурсниками, которые постоянно что-то напевали под гитару. Он был настолько заворожен глубоким резонансом и серебристой тональностью этого инструмента, что решил: обязательно научусь играть. Увы, никто не хотел брать Альберта в ученики. Он, однако, не отступился, внимательно наблюдал за тем, как играют другие.


– Исполнителю бардовской песни, – говорит он сегодня, – важно знать всего несколько аккордов: ля минор, ре минор, ми мажор, а для украшения – до мажор, соль мажор…


Действительно, все вроде бы просто. Но с первой обыкновенной семирублевой гитарой, которую купил на заработанные в стройотряде деньги, он, бывало, сидел часами, пристроившись где-то в укромном месте и прикусив язык от усердия. С муками заставлял воспаленные кончики пальцев вновь и вновь ложиться на струны. Гитара, прослужившая ему лет десять, стала терпеливой свидетельницей того, как однажды ему удалось уверенно, звучно удержать подряд три аккорда популярной на то время песенки “Тополя, тополя все в пуху…”. И глядя на нынешнюю свою гитару – такую изящную и соблазнительную, Альберт Галимзянович думает, что она все равно не лучше той, первой, “которая была не раз латана-перелатана”.


Мысль пойти учиться в вечернюю музыкальную школу для взрослых (раньше была и такая) пришла Хабибуллину во время прохождения воинской службы. Но после армии на повестку дня стало поступление в вуз, закружили другие заботы. Мечта получить музыкальное образование так и осталась нереализованной, о чем Альберт Галимзянович сожалеет до сих пор. Он по-прежнему играет на гитаре по-любительски, “на слух”. Этот природный дар пригодился, когда ухаживал за своей будущей супругой.


– Она из татарской деревни, – вспоминает Хабибуллин, – а когда дело к свадьбе шло, мне просто необходимо было ее чем-то удивить. Подобрал на гитаре песню “Мин сине шунды сагындым” и спел ей.


С тех пор гитара в семье Хабибуллиных непременный участник всех праздников. Занятия музыкой для бавлинского главы – лучший способ снять напряжение рабочих будней. А фестиваль “Сулинка – Белый Ключ” остается неиссякаемым источником “искренности, сердечности и открытости”.


Он проводится недалеко от речки Сулинки, вода которой настолько прозрачна и чиста, что “плещут в речке благородья – голубых кровей форели”. Пойманная форель, из которой непременно готовится уха, – характерный знак открытия фестиваля.


Тишина и покой этого уютного уголка природы располагает к отдыху и размышлениям. Летним днем можно бесконечно любоваться синевой васильков, покрывающих здешнюю безымянную гору. Вполне возможно, что в недалеком будущем она станет называться горой бардов. У ее подножия бьют целебные воды Белого Ключа, неподалеку привлекает взор небольшой пруд. Не было года, чтобы сюда не прилетали журавли и своим курлыканьем не будили тишину летнего утра.


Вот такое укромное место, где “даже сотовые телефоны не ловят”, некогда и выбрала – “как олицетворение чистоты бардовской души” – Валентина Никулина. Недаром Пушкин любил повторять, что для разговора с музами требуется спокойствие.


А вот Альберт Галимзянович называет эту местность даже магической:


– Когда ходишь вокруг костра, сами собой вспоминаются песни, которые уже десять-пятнадцать лет не пел. Казалось, забылись они напрочь. А тут поешь и поешь до четырех-пяти часов утра…


А как-то всплыли в памяти строки модной еще в 70-е годы песни про нейлоновое сердце, которое не клокочет и не стучит.


Вообще, это хождение вокруг костра – ритуал, на который решаются только отважные люди. Спросите себя, могли бы вы с песней под гитару ходить, глядя на языки пламени, с ночи до рассвета? То-то! Не зря тех участников фестиваля, которые не сошли с дистанции, с первыми лучами солнца ожидает почетный обряд посвящения в бардовский круг.


Через все это в прошлом году прошел Альберт Хабибуллин. Так что он теперь в числе “посвященных” и очень гордится призом – бейсболкой и лаптями, изготовленными каким-то народным умельцем. Эти дары были преподнесены Хабибуллину как символ того, что он – с народом, и как пожелание от народа не отрываться.


Между тем по примеру главы его заместители,ф некоторые начальники отделов тоже стали “посвященными”. Кто ж осмелится свою слабость показать, если Альберт Галимзянович не спит и по кругу с гитарой ходит! Все чаще, правда, пока еще только на “малых” кострах можно видеть руководителей предприятий, организаций. Садятся, как и другие участники фестиваля, на пеньки и поют, принимая гитару по кругу. На сулинском фестивале все равны.


Люди всегда тянутся туда, где “все по-доброму и от души”. Именно таким местом для вольных певцов не только района и республики стал сулинский фестиваль. Он привлекает бардов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Димитровграда, Сургута… Гостем фестиваля был и Рамиль Бадамшин – известный российский бард, лауреат Грушинского фестиваля. С прошлого года здесь в течение двух дней – не только в августе, а еще и в июне – над Сулинкой раздаются самодеятельные песни на разных языках: русском и татарском, казахском и таджикском, французском и английском…


Если дело и дальше так пойдет, сулинский фестиваль вполне можно включить в один из республиканских туристических маршрутов. Во всяком случае, его теплые ветры как-то “заманили” сюда депутатов татарстанского Госсовета. На концерте вместе с Альбертом Галимзяновичем они исполнили веселую шуточную песенку про начальника.


С легкой руки Хабибуллина теперь увеличен призовой фонд фестиваля. Победителю первого круга (в июне), лучше всех исполнившему бардовскую песню, вручается обычная “костровая” гитара. Обладателем же “гран-при” – настоящей концертной гитары – может стать только истинный бард, исполнитель собственной песни.


Готовясь к фестивалю нынешнего года, Валентина Никулина призналась по секрету, что ломает голову над тем, как уговорить районного главу выступить на этот раз не только в общем концерте, а и в качестве конкурсанта. Поэтому, прощаясь с Альбертом Галимзяновичем, я как бы случайно поинтересовалась, не рискнет ли он посостязаться с другими участниками предстоящего фестиваля? Ответ как будто заранее был заготовлен. Похоже, он думал об этом:


– Для этого нужна какая-то особенная песня. Не персональная – “для главы”, а такая, с которой можно выступить на конкурсе. Если найду такую песню – приму участие в конкурсе, нет вопросов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще