«Шашечки» заказывали?

В апреле был принят федеральный закон, регулирующий сферу таксомоторных перевозок. Не исключено, что это событие войдет в историю российского такси, которому уже больше века.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Новый закон о такси призван обеспечить безопасность пассажиров

В апреле был принят федеральный закон, регулирующий сферу таксомоторных перевозок. Не исключено, что это событие  войдет в историю российского такси, которому уже больше века.

Однако новшества, вводимые уже с 1 сентября этого года, вызвали неоднозначную реакцию у многих водителей «шашечек». Например, в столице России таксисты запланировали митинг, где намерены высказать  свою позицию по поводу федерального закона. В то же время, по оценкам специалистов, самый большой доход от деятельности такси в нашей стране – именно в Москве. Он составляет около 2,5 млрд. долларов в год. При этом только 20 процентов приходится на легальный бизнес.

Так что же так напугало таксистов? Может быть то, что с 1 сентября для извоза с «шашечками» придется регистрироваться, получать лицензию, выдавать пассажирам чеки или квитанции и даже перекрасить машину? Но, как считают разработчики, только так можно попытаться очистить улицы от частных «бомбил» и повысить безопасность таксомоторных перевозок, на что, собственно, и направлен новый закон о такси.

С ветерком и кондиционером

Многие из нас наверняка еще помнят «советские» очереди на стоянках такси, когда штурмом приходилось брать подъехавшие «Волги» с шашечками на боку, когда бросались наперерез заветному «зеленому огоньку», чтобы, увы, услышать фирменную фразу: «Я в парк!»

А еще – неумолимые счетчики, отсчитывающие рубли и копейки, водителей в фуражках с кокардой…

У нас, потенциальных клиентов такси, сегодня наконец-то появился выбор: можно пользоваться услугами компаний, объединяющих десяток-другой владельцев автомобилей; можно – услугами таксистов-«индивидуалистов», негласно поделивших Казань на несанкционированные стоянки.  Есть и третий вариант – просто проголосовать на дороге. И то, и другое, и третье по-своему вроде бы удобно. Получается, что вопрос лишь в цене: у кого тариф на перевозки ниже?

Любопытно, что таксометры в России практически не используются. Зато благодаря мобильному телефону вызвать машину можно из любой точки города или за его пределами! Наряду с отечественными автомобилями широко используются иномарки. Нередко оранжевый «гребешок» такси можно увидеть на престижных моделях, оборудованных кондиционером и даже имеющих в салоне небольшой телевизор.

Все это плюсы. Так почему же российское Правительство и Госдума озаботились вопросами регулирования сферы таксомоторных перевозок? Как уверяют разработчики, как раз этим самым растущим разнобоем.

Наверное, лично я при всех сомнениях соглашусь: приятнее ехать с вежливым водителем в хорошей машине, нежели нюхать бензин в пыльном стареньком авто. И всю дорогу слушать рассказы об армейской службе бравого таксиста, его жалобы на растущие цены и… даже песни в его исполнении.  Один водитель попросил напомнить примерно на трети пути, а куда мы, собственно, едем? После чего сделал крутой разворот по двойной сплошной полосе…

Кодекс советского таксиста

Кстати, несмотря на недостатки в обслуживания, в советское время существовал некий незыблемый кодекс  таксиста. Например, таксистами могли стать только несудимые граждане старше 21 года. Качество работы таксистов отслеживали не только начальство и сотрудники ГАИ, но и контролеры. Акцент был поставлен на повышении надежности и профессиональной пригодности водителей. К примеру, в Москве таксисту запрещалось курить и принимать пищу во время обслуживания пассажиров, открывать окна в салоне без их согласия и т.д. Была разработана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров», которая предписывала водителям такси «быть вежливыми, внимательными и корректными по отношению к пассажирам». При этом, как гласила памятка, «совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на «ты», грубая манера разговаривать, назойливость». Водителю предписывалось следить не только за опрятностью своего внешнего вида, но и чистотой автомобиля. Водитель столичного такси должен был быть готовым ответить на вопросы гостя о достопримечательностях города. Памятка напоминала водителям, что их поведение «оказывает непосредственное влияние на престиж города в глазах его многочисленных гостей».

С развалом такси ушел и корпоративный дух такси. Взамен ничего не появилось.

В поддержку федерального «собрата»

В Татарстане аналогичный федеральному закон «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси на территории Республики Татарстан»  был принят в первом чтении на заседании Государственного Совета 7 июля этого года. Законопроект парламентариям представил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов. Он пояснил, что документ разработан в связи с принятием и в соответствии с требованиями, установленными  Федеральным законом от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По словам заместителя министра, проект республиканского закона направлен на регулирование отношений, связанных с организацией транспортного обслуживания населения легковыми такси на территории Татарстана, создание условий для безопасности дорожного движения, комфортности перевозок, а также обеспечение добросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг. «Рынок легковых такси перенасыщен и неконтролируем, – заявил Азат Галиахметов. – Сегодня ни водители, ни владельцы компании не несут никакой ответственности за безопасность пассажиров». По словам заместителя министра, крупные таксомоторные компании Казани поддержали проект нового закона.

Между тем он вызвал у депутатов Госсовета ряд замечаний. Главное беспокойство парламентарии высказали по поводу предъявления, на их взгляд, слишком жестких требований к компаниям и самим владельцам такси, что, как они считают, приведет к очевидному удорожанию данного вида услуг. Следует также тщательно проверить будущий закон на наличие коррупционных лазеек.

Выступивший с содокладом председатель Комитета Госсовета  по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев также высказал ряд претензий к документу. «Я выступаю против концепции государственной оптимизации отдельного рыночного сектора», – подчеркнул он. По мнению Марата Галеева, наличие в законопроекте статьи о государственном регулировании тарифов на перевозки может привести к тому, что компании, получившие разрешение на осуществление данного вида деятельности, будут обращаться в Правительство республики  с требованием возместить убытки, вызванные недополученными доходами.

С другой стороны, необходимость навести порядок в сфере таксомоторных перевозок сегодня остается очень актуальной. Поэтому, отметил Марат Галеев, депутаты парламентского комитета все же рекомендуют принять законопроект в первом чтении с учетом последующей доработки.

«Отрегулировать рынок услуг легковых такси предписывает субъектам федеральное законодательство. Кроме того, большинство развитых стран имеют нормативно-правовые акты в данной сфере. Наконец, самое главное – мы должны обеспечить безопасность и качество перевозки пассажиров», – в свою очередь  подчеркнул на заседании Госсовета Премьер-министр Ильдар Халиков.

«Качественное обслуживание населения таким видом услуг, как такси, является показателем культуры любого современного города», – подвел итог обсуждению Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Глава парламента подчеркнул, что введение  определенных требований к участникам рынка перевозок ни в коем случае не должно допустить монополизации его  отдельными компаниями – конкуренция в этом секторе является приоритетной.

Проектом республиканского закона предусматривается получение разрешений на осуществление деятельности в области оказания услуг таксомоторных перевозок. Разрешения будет выдавать уполномоченный орган городов и муниципальных районов.

Легковые такси должны будут иметь единый цвет кузова и «шашечки», опознавательный фонарь на крыше оранжевого цвета, таксометр в салоне. Левостороннее рулевое управление обязательно. Такси обязаны будут проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев. Водитель должен иметь стаж работы за рулем не менее трех лет. Водителям легкового такси не разрешается работа по совместительству (если основная работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами).

Наследники «Антилопы-гну»

Даже у меня, пассажирки такси, остается куча вопросов к новому федеральному закону. К примеру, не увеличатся ли и без этого высокие цены на услуги такси после введения закона? Ведь иначе владельцам таксопарков будет трудно компенсировать затраты на таксометры, окраску автомобилей, приобретение кассовых аппаратов и лицензий, не говоря уже о том, что это окажется не под силу честным частникам.  Причем в крупных городах рост цены будет больше, чем в малых. Причина этого понятна – в малых городах, где таксомоторный бизнес является, скорее, средством самозанятости для мужчин, потерявших работу, извозчиков очень много, и они вынуждены конкурировать. Так не станут ли еще более востребованными  услуги нигде не зарегистрированных частников?  Ведь подвозить-то пассажиров власти запретить не могут. А масса вольных извозчиков скорее всего останется за бортом легальной деятельности.

А где же хвост!

Можно предположить, что история такси в Казани началась с созыва думской комиссии в 1899 году,  которая должна была своим решением внедрить таксометр в автомобилях «по вызову». Революция 1917 года положила конец этому сервису, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси, и с июня 1925 года первые 15  таких машин выехали на улицы Москвы. Плата за проезд была одинакова у всех: каждая верста стоила 50 копеек, а почасовая оплата – 4 рубля 50 копеек. Конечно, услугами таксистов могли пользоваться только обеспеченные люди. Первые пассажиры, привыкшие к гужевому транспорту, испытывали смешанные чувства: восторгались скоростью и жутко трусили, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста.

К слову, всех будущих таксистов тестировали в специальной психотехнической лаборатории на предмет самообладания, сообразительности и психического равновесия.

До 1926 года такси были только в Москве и Ленинграде. В 1948 году на московское такси повесили опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Отсюда и пошло «зеленоглазое такси». В конце 1960-х крыша таксомоторов «покраснела», отчего их тут же любовно прозвали «красными шапочками». А летом 1970-го горьковский автомобильный завод начал выпускать самую популярную марку советского такси – 24-ю «волжанку» лимонно-желтого цвета.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще