Испытание социальной ипотекой

Как известно, Набережные Челны в свое время были выбраны в качестве экспериментальной площадки по реализации республиканской программы социальной ипотеки.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

information_items_1347367115

Как известно, Набережные Челны в свое время были выбраны в качестве экспериментальной площадки по реализации республиканской программы социальной ипотеки.


По понятным соображениям: в 90-е годы прошлого века Казань, города и райцентры Татарстана прихорашивались, занимаясь ликвидацией ветхого жилья, а относительно молодой автоград, который, по известным причинам, самостоятельно не мог тогда развиваться, в то же время выпал из поля внимания государственных органов. И постепенно по обеспеченности жильем на одного жителя опустился ниже среднереспубликанских показателей. Поэтому было логичным при распределении средств вновь созданного Государственного жилищного фонда при Президенте РТ отдать приоритет городу на Каме, чем он в полной мере воспользовался.


С 2004 года, когда заработала татарстанская модель социальной ипотеки, в отдельные квартиры въехали 1,5 тысячи челнинских семей. Только в прошлом году по этой программе было сдано шесть домов на 833 квартиры общей площадью 54,7 тысячи квадратных метров. Однако на текущий день в очереди за льготными ипотечными кредитами все еще стоят без малого пять тысяч человек.


Чтобы количество новоселий увеличивалось, в том числе и среди малообеспеченных граждан и не только в Челнах, мало нарастить мощности подрядных организаций. Предприятия республики должны ежегодно пополнять своими взносами Государственный жилищный фонд при Президенте РТ на основе заключенных с ним договоров. Увы, не все еще руководители хозяйствующих субъектов прониклись чувством ответственности перед обществом. Попали в “черный список” и предприятия из Набережных Челнов. Правда, всего три. Но и это много: имеет ли город моральное право претендовать на непропорционально большую часть средств Госжилфонда, отказываясь брать на себя обязательства перед ним? Пусть только в лице отдельных своих представителей.


Среди трех “уклонистов” самая крупная сумма (1,8 млн. рублей), которую фонд предложил внести в договор на 2007 год, у ОАО “Двигательмонтаж-НК”. Директор этого предприятия Рафаэль Фаньян – человек в городе известный. Еще в период строительства КамАЗа монтировал оборудование на его заводах. За 35 лет прошел все ступеньки служебной лестницы, начиная с мастера производственного участка. Одна челнинская газета недавно сообщила: в Москве Рафаэлю Гургеновичу была вручена золотая звезда ордена “Слава нации” благотворительного общественного движения “Добрые люди мира”.


Однако принять обязательства по платежам в Государственный жилищный фонд при Президенте РТ руководитель отказался.


– Не отказывался я, – возражает против такой постановки вопроса Фаньян. – Хоть сейчас готов перечислить один процент, но не от валового дохода, а от прибыли, которая за 2006 год составила около 17 млн. рублей, то есть 172 тысячи рублей. Производство у нас материалоемкое: оборот большой, но металлоконструкции, механизмы – все остается заказчику, поэтому рентабельность невелика. И как можно было стоимость использованных предприятием за год ресурсов (да, она порядка 200 млн. рублей) брать за базу для расчетов? Определенная таким образом дополнительная нагрузка на бюджет предприятию не по силам.


Звучит вроде бы убедительно. Однако в прошлом году платежи “Двигательмонтажа” в Госжилфонд равнялись как раз 1,7 млн. рублей. И экономика предприятия их выдержала. Что изменилось сегодня?


Похоже, монтажники смекнули: зачем участвовать в республиканской программе социальной ипотеки, в которой в виде квартир им возвратится лишь половина суммы взносов, когда эти деньги можно целиком пустить на повышение своего благосостояния? Скажем, выдавая членам коллектива беспроцентные ссуды для покупки жилья на вторичном рынке или строя для них квартиры по долевому участию. За последние три года на предприятии, где примерно 450 работающих, жилищные условия таким способом улучшили 57 человек. Хороший показатель. Попутно стоит заметить: средняя зарплата здесь 22-24 тысячи рублей в месяц.


Вот и думаю: можно ли упрекать Рафаэля Гургеновича в том, что он в первую очередь думает о коллективе, который возглавляет? Тем более что в 90-е годы, когда монтажные организации, возводившие индустриальные гиганты, оказались никому не нужны, Фаньян не бросил предприятие, сумел провести его сквозь рифы жесточайшего экономического кризиса.


И все-таки из прошлого следует научиться извлекать уроки. Если быть честным до конца, надо признать: появление в городе, республике дееспособных бизнес-единиц – заслуга не только талантливых одиночек, но и государства в целом. Тех же монтажников промышленного оборудования вновь востребованными сделал подъем экономики в стране. Не случись его, профессионализм и самоотверженность менеджеров на отдельно взятых предприятиях не привели бы последних к процветанию. А значит, надо с пониманием относиться к действиям органов государственной власти по регулированию рынка жилья. Небезызвестный Сталин любил повторять: в коммунизм в одиночку не ходят. В капитализм, выясняется, – тоже.


Да, участвуя в социальной ипотеке, успешные предприятия как бы дотируют покупку квартир малоимущими гражданами, среди которых, заметим, врачи, учителя… При нынешних своих зарплатах о приобретении жилья на коммерческих условиях они не могут даже мечтать. Если оставить все так, как есть, сферы образования, здравоохранения, культуры с большой долей вероятности, теряя кадровый потенциал, будут деградировать. Выиграют ли от этого коллективы, занятые в реальном секторе экономики? Вряд ли. Поэтому, отказываясь принять на себя обязательства по платежам в Госжилфонд РТ, предприятия скорее пренебрегают собственными интересами, нежели защищают их.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще