Записки об охотнике из Алексеевского

Одна из главных заповедей охоты состоит в том, чтобы не нанести ущерб природе.

Автор статьи: Зульфира ТУГАНОВА

information_items_1347367112

Одна из главных заповедей охоты состоит в том, чтобы не нанести ущерб природе. Ее неукоснительно соблюдает охотник-любитель, глава Алексеевского муниципального района Владимир Козонков с тех пор, как более двадцати лет назад впервые взял в руки ружье.


– Охота – это мое хобби, это я люблю, – добродушно и прямо сказал Козонков, приглашая на машине проехать по району.


Пока мы едем, Владимир Константинович знакомит с историей района, его хозяйством, делами местного самоуправления, святым ключом в Билярске… Обо всем этом говорит душевно и просто. И вспомнилось, как Тургенев сказал об одном из своих героев в “Записках охотника”: “Был страстным охотником и, следовательно, отличным человеком”.


– Смотрите, смотрите, – притормаживая ход автомобиля, вскрикивает Козонков. Дальний свет машины из вечерних сумерек выхватывает силуэт зайца, перебегающего дорогу. Вислоухий мгновенно скрылся из виду, а я с любопытством смотрю на своего проводника-охотника, который уже через минуту-две невозмутимо продолжает рулить. Подмечаю, что, кроме быстрой реакции на происходящее вокруг, охотнику присуще самообладание. Какие же еще черты характера воспитывает охота?


– Ну, например, выдержку надо иметь, – рассуждает Владимир Константинович, – выжидая зверя, уметь постоять без лишних движений хотя бы полчаса, чтобы зверь тебя не увидел, не учуял. Охота – вообще испокон веков мужское занятие. Тренирует особый характер, вырабатывает мужество. Развивает твердость руки, уверенность действий, способность наблюдать, по следам “читать” о том, что происходит в лесу. Еще благодаря охоте становишься более зорким. Я до сих пор очками не пользуюсь.


Увлечение охотой благотворно для физического и душевного состояния. Охота – это всегда большая нагрузка для организма: по возвращении домой – неважно, удачная была охота или не очень – всегда чувствуешь усталость. Но она не похожа на ту, что бывает от физической работы. Эта усталость – приятная, расслабляющая весь организм. Хорошо телу и хорошо душе!..


Как-то Козонков пришел к местному священнику с вопросом: нет ли греха какого в увлечении охотой? Не читая длинной проповеди, батюшка ответил так: “На то и хищник создан, чтобы человек на него охотился. Если не нарушается природный баланс, то охота во благо”.


Вот такого правила в своем занятии охотой Владимир Константинович и придерживается. Даже “серого помещика” – волка следует отстреливать только с целью нормирования численности.


– Полностью истреблять волка нельзя, – с расстановкой поясняет Козонков, – волк – санитар леса, необходимый для сохранения тех самых животных, которых и уничтожает. Ведь в первую очередь он ликвидирует слабых и больных зверушек. Тем самым не дает распространяться болезням в лесу.


Понимание того, что в природе все взаимосвязано, не всегда было присуще людям. Когда-то все хищники считались вредными, и уничтожение их ставилось в заслугу всякому охотнику. В Германии, например, соорудили даже памятник в честь истребления последнего волка. И потребовались десятилетия напряженной работы многих ученых, чтоб разобраться в том, что полное уничтожение хищников – преступление человека против матушки-природы.


Рассказывая о своем многолетнем увлечении охотой, Владимир Козонков, повторюсь, чужд всякой рисовке:


– Вот в прошлую зиму редкая удача была. Мы с друзьями взяли целое волчье семейство. Охотиться пришлось несколько дней. В лесу волк – на своей территории, он ее лучше знает и чувствует здесь себя увереннее. Еще это и умный зверь, поэтому мы не раз сбивались со следа.


По убеждению Владимира Константиновича, “серьезный охотник” никогда не станет хвастать своими подвигами. Да и как можно байки сказывать своим же друзьям, которые вместе с тобой охотились и все сами видели. Другое дело – сообща обсудить, как прошла охота, поговорить о каких-то отдельных ее моментах, о природе, о погоде.


В “герое”, разглагольствующем о “схватке” со зверем, опытный охотник всегда определит враля, у которого только на лбу не написано: “Я пришел в лес покрасоваться”. При таком “смельчаке” – множество всяких аксессуаров и ножей, новехонькое ружье. Одет он в модную куртку, а не тулуп. На ногах вместо валенок “крутые” ботинки. В такой экипировке в зимний день не походишь по высоким сугробам даже за зайцами.


Истинный же охотник и одет по уму, и обязательно чтит традиции древнего ремесла. Так, собираясь на охоту, обязательно возьмет кусочек сала, копченое мясо или что-то другое из охотничьей кухни. Словом, настоящую пищу, чтобы энергия от нее была. А на самой охоте в пылу азарта, быстро вскинул ружье, выстрелил удачно – попал в зверя – надо обязательно “на кровях” (когда начинают разделывать дичь) пригубить граммов 100 водочки. Некоторые охотники могут выпить и “рюмочку крови” подстреленного животного. Правда, этот, второй вариант обряда сам Козонков совершать не пробовал.


В лесу все охотники – партнеры, у каждого четкие обязанности. Главный тот, кто лучше других знает местность и ситуацию.


Солидарны охотники и в хранении памяти о своих товарищах, которые уже ушли из жизни. Тому свидетельство – небольшая часовня, нынешней зимой возведенная стараниями “охотничьего братства” прямо в лесу. Получился такой уголок, куда охотники приходят, чтобы помянуть своих товарищей, которые зазря зверя не били, не были браконьерами, а любили природу, родные края. Человек жив, пока его помнят…


Постигая секреты старинного занятия настоящих мужчин, Козонков и его друзья-охотники осознают свой долг и перед лесными обитателями. Они заботятся о том, чтобы не было проблем с кормом, например, у кабанов.


Но совсем другое дело – охота на кабана. Она требует ловкости и хладнокровия. Добродушие кабана обманчиво. Он легко раздражается, а раненый – приходит в ярость, не разбирая ничего перед собой. Все это в сочетании с его страшным оружием – клыками – делает охоту на кабана небезопасной для человека.


Кстати сказать, у охотников есть приметы, которым они стараются следовать.


– Ну я не бреюсь перед охотой, – смущенно улыбаясь, признается мой собеседник, – чтобы лицо не мерзло и зверь за своего принял. Чисто выбритое лицо блестит, а со щетиной – вроде как маскировка. Есть еще такое поверье, что перед охотой надо дома ночевать (от души смеется). Ни в коем случае налево не ходить, чтобы чистым быть и никакого греха на душе не было.


Интересно то, что, кроме занятия охотой, районный глава еще и создал коллекцию чучел разных зверей, добытых им на охоте. Разместилась она в ОАО “Алексеевская сельхозтехника” еще в пору, когда он здесь директорствовал.


…Мы ехали довольно долго. Владимир Константинович оказался хорошим рассказчиком. Возможно, когда-нибудь он сам опишет, например, эпизоды увлекательной охоты с собакой. А может, весенней охоты на вальдшнепов – птиц, которые летают только с наступлением сумерек и ночи. В такое время вальдшнепы-самцы летят на край леса свататься. Охоту на этих осторожных птиц еще наши прадеды считали самой приятной для истинного охотника. И, конечно, изложит историю своего ружейного арсенала, гордость которого – автомат Калашникова, подаренный алексеевскому охотнику самим изобретателем этого легендарного оружия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще