Рецепт от главного регистратора

“Регистрационная палата”.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

information_items_1347367111

“Регистрационная палата”. Стоило произнести эти слова, как каждый второй, кто регистрировал сделку или право на недвижимость, передергивался и рассказывал историю своих мытарств, про огромные очереди, в которые вставали с ночи, про взятки – начиная за место в них…


На днях в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по РТ подводили прошлогодние итоги. На коллегию из Москвы приехал Владимир Метелкин, замдиректора ФРС РФ. Он нашел, что, несмотря на множество трудностей, работа налаживается: “Ситуация меняется к лучшему. Вместе с руководством республики управлению удалось организовать работу на соответствующем уровне, изменения очевидны”.


С московским чиновником заранее была согласна Дания Вафина из Альметьевска. Месяц назад на сайте регпалаты появилось ее письмо:


“Так боялась, что надо будет обратиться в вашу службу. Заранее записалась на прием. Не ожидала, что будет все так хорошо, без волокиты и нервотрепки. Когда обнаружили ошибку в моих документах, подсказали, как быстрее исправить.


Хотелось бы, чтоб в госучреждениях относились к людям простым, без блата, так, как у вас в Центральном отделе.


Счастья и добра всем вашим работникам! Пусть у вас все будет только на отлично. С огромным уважением…”


Пожелание нелишнее. Полгода назад, в ходе федеральной проверки, работа палаты была признана неудовлетворительной. Улучшение произошло после того, как в августе новые площади на казанской улице Авангардной, 74, позволили распределить поток клиентов в разные двери.


Почему очереди?

Как было на Ершова, 29? Две тысячи человек входили в одну дверь, а там, фигурально выражаясь, друг на друге (по десять в кабинете) сидело двести регистраторов… Одни в таких условиях ничего не понимали, другие спешили, третьи ссорились, а нервничали и страдали все. И еще, не дай бог, что-то не так в документах…


– В мае федеральная служба поставила нам “неуд” за работу. “Одна дверь – это что же такое!” – делится главный федеральный регистратор Людмила Кузьмина. – А у нас шло увеличение перечня регистрационных действий. В 2005 году их было 371 955, в прошлом – 722 062. Сегодня в день принимаем четыре тысячи человек. То есть сколько свидетельств выдаем? И когда происходит сделка, свидетельства еще нет, но действие-то произведено. Процедура регистрации настолько сложна, о ней рассказывать даже не буду.


– Но она, говорят, упрощается?


– Для одной стороны. Для нас ничего не упрощается. Боже упаси точку где-то не там в реестре поставить. Нас за нее будет долбить ФРС.


Сейчас, по словам Кузьминой, очереди заметно сократились. А по словам Владимира Метелкина, теперь основные проблемы “лежат в области организации труда”. Расширение штатов и внедрение новых информационных программных продуктов – в их числе.


О штатах мы тоже говорили с Людмилой Кузьминой. Регистрационная служба РТ состоит из 720 сотрудников, в прошлом году добавили двести человек, и в этом обещали сто. Достаточно? Судя по вышесказанному – нет, и это не тот случай, когда хочется ворчать по поводу непомерно разрастающегося племени клерков.


Потому, что

Хотя бы потому, что ожидается “дачная амнистия”, согласно закону – упрощенная регистрация прав на дачные домики и земельные участки. Уверенности в том, что сотрудники без проблем справятся с наплывом “дачников”, нет. Нагрузка по оформлению сделок с недвижимостью и без того у отдельно взятого регистратора втрое превышает нормативы.


– Мы создали новый отдел – физические лица с юридическими путать в одно просто нельзя. Юрлица – особая категория. А у нас кто не особые? Инвалиды – особые, приватизацию завершить – особо. А дачная амнистия – еще особее особых. Пенсионеры? Особые. Объявлен Год благотворительности – мы составили особую программу деятельности в его рамках… Заводы проводят инвентаризацию – восемьсот объектов! Я не могу их пустить в общую очередь, для людей это должно пройти незаметно.


Но в любом случае работать нужно без паники. Все вытерпим, зарегистрируем! Надо понять: никогда у нас не было такого отношения к документу и праву. Как было недавно? Деньги выдадут тому, кому объект не принадлежит. Или продадут неизвестно кому принадлежащее арестованное имущество.


Сейчас ни один банк кредит не выдаст, пока не покажут свидетельство госрегистрации на объект. Ни один объект без оного не выставят на торги…


В регистрационную палату обращаются не только физические и юридические лица для регистрации сделок с имуществом или права на него. Она осуществляет контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, за органами загса, деятельностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Здесь же регистрируются общественные объединения, политические партии, профсоюзы. А дела обанкроченных предприятий?.. Боюсь, перечень не полон…


А где очереди?

Поводов для обращения в регистрационную палату, как видим, множество – очереди вполне объяснимы. А каждому специалисту, отвечающему за тот или иной вид регистрации, дается ограниченное количество времени на процедуру приема документов.


Житель Казани Наиль Зарипов описывает заместителю Премьер-министра РТ Равилю Муратову свой визит в палату для регистрации прав на наследование квартиры. Не смог дозвониться до учреждения и, не зная, как доехать, взял такси. Дело было в декабре.


“Приехав, долго искали, в какое здание войти, в какой подъезд – их около двадцати. Причем на улице там темно и нет никаких указателей. После долгих скитаний все же нашли нужный подъезд и у дежурного консультанта узнали: на наше место поставили кого-то без очереди, хотя у нас талон был на 15.40. Некоторые окошки свободны, и регистраторы сидели, ничего не делая. Мы спросили у администратора, почему нас не хотят посадить к ним, сейчас наше время по записи, на что она грубо и резко ответила: “Это не ваше дело, вставайте в живую очередь”.


Далее автор пишет, что ушел ни с чем, столкнувшись еще и с сухостью начальника отдела:


“От работников регпалаты мы ничего не увидели, кроме злых, черствых, надменных физиономий, смотрящих на нас свысока. Там искусственно создаются очереди и ажиотаж, наверное, им это выгодно…”


Сочувствуя престарелому человеку, еду в палату. Правда, не на такси. Автобусы всех маршрутов из разных районов города в искомое учреждение имеют табличку на лобовом стекле: “Мы едем в регистрационную палату”. Подгадала ко времени, которое указывает в письме Зарипов. Здание палаты освещено что твой Арбат. Где двадцать подъездов? Их четыре, на каждом освещенное изнутри табло, внятно поясняющее, что за дверью. Внутри почти пусто, большое электронное табло – как в аэропорту – высвечивает номера талона очередника и регистрационной кабинки, куда он должен подойти. Но очереди-то нет. То есть пять-шесть человек – это, по нашим меркам, не очередь. В зале мягкие диваны, автомат с кофе, а главное, инфомат для желающих записаться на прием к регистратору и получить из чрева оного талончик с указанным временем приема и живой консультант – для тех, кто “не дружит” с компьютерной техникой. Кроме того – стенды с подробной информацией. Захожу в другие подъезды, – очередей нет нигде, а вот дежурные, готовые ответить на любой вопрос, есть повсюду. “Пристаю” к администратору и начальнику отдела с бестолковыми вопросами – никаких проблем. Вежливы и терпеливы. Возможно, мне повезло. Возможно, в тот день, когда здесь был Зарипов, все было не так. Или будет не так – “амнистия дачников” еще впереди… Но персональный почтовый ящик руководителя службы Кузьминой вывешен явно не вчера. Если что не устроило – обращайтесь, граждане, напрямую, почту вынимают ежедневно.


Приезжаю в палату рано утром. Без четверти семь четырнадцать очередников входят в пресловутый подъезд №3 “Прием и выдача документов”, о котором писал Зарипов, спокойно записываются, забирают талоны и расходятся. Одна дама сетует: “И зачем я приехала сюда за два часа? Меня напугали, тут огромная очередь, место в которой можно купить…”


Что почем

Рассказывает Людмила Васильевна Кузьмина: “Продажа места в очереди? Было. Захожу в зал в шесть утра, кричу: сегодня почем очередь? Хочу быть первой! Очередь – человек пятнадцать, замерла. Подходит мужчина. Шутит? Нет, хочет продать очередь. Вывел на улицу. “Сколько стоит?” – “Я не решаю”. – “А кто решает?” – “На стоянку надо идти”. На стоянку – не рискнула. “А что вы продаете, там всего пятнадцать человек?” – “Покупают, вот и продаем”. Это мошенники! Мы написали письмо в МВД, нам ответили: состава преступления нет – 500 рублей не та сумма, чтоб заводить уголовное дело. Мы и на Ершова задерживали троих, сдавали в милицию. Но нет состава преступления! Их выпустили.


Мы не можем регулировать очередь на улице. А она не исчезнет, пока не придет сто человек на сто специалистов. Но это нереально. Надо организовать работу так, чтоб обеспечить свободный доступ к регистраторам. Сейчас развели по районам, уже стало легче. Но мы не знаем, сколько придет утром людей – это напрягает”.


Конечно, изменения к лучшему есть. “Но стереотип “пройти круги ада”, придя в палату, еще действует, – говорит советник Кузьминой Елена Галеева. – До того, как прийти к нам, люди ходят в службу земельного кадастра, БТИ, налоговую, в РОНО – для сбора документов на регистрацию. И многие полагают, что это все наше. Жалуются, например: “Мы три месяца получали план земельного кадастра. Что у вас творится?!” А это не наше подразделение. Мы последние в списке. И если обнаруживается ошибка в документах здесь, на стадии регистрации, – на нас весь негатив и выливается. Говорим: у вас ошибка. Мы же обязаны гарантировать, что регистрация будет неоспорима. То в фамилии мягкого знака нет, то дата не проставлена, то расходится площадь квартиры в техпаспорте и правоустанавливающем документе, а это повлечет последствия.


– Что еще нужно сделать, чтобы у вас был порядок, понятный людям? – спрашиваю Людмилу Кузьмину.


ТЕРПЕНИЕ. Потому что мы единственная организация, которая делает правовую экспертизу документов с результатом, потому что у нас есть приостановление, мы можем сказать, куда обратиться и что сделать. Иногда намеренно отказываем в регистрации для того, чтобы наш отказ обжаловали в суде и на основании решения мы бы зарегистрировали – другого выхода нет. Здесь работают профессионалы, хотя, говорят, ошибок много допускаем. Но не больше, чем те, кто готовит документы!


Кабинка опоздавших не ждет

Что касается Зарипова, из служебной записки по расследованию конфликта понятно: он опоздал на 15 минут, а ждут 10. По истечении их приглашают на место опоздавшего человека из живой очереди.


Записаться к регистратору можно предварительно, можно на сайте регпалаты, а можно встать в живую очередь. “Зарипову предложили занять место в ней, однако он продолжал ходить по залу, заглядывая во все кабинки, пытаясь сдать документы, мешая тем самым работе специалистов”. Понятно, что увидев – некоторые регистраторы не заняты с клиентами, решил, они свободны.


Не стоит в данном случае пенять на сотрудников: отведенное “свободное” время используется для проверки и правильного заполнения документации, иначе клиенты рискуют получить на руки свидетельство с ошибками.


Но не все так гладко. Жалоба Варвары Абрамовой, которая сдала документы для регистрации наследства на садовый дом и земельный участок после смерти мужа, дает основание говорить об ошибке сотрудника регпалаты. “Специалист Н. Гульманова от моего имени вывела на компьютере заявление. Я сказала: прошу зарегистрировать право на наследство, а не право собственности, как она указала в заявлении. “Если ничего не понимаете, лучше помолчите”, – оборвала она меня”, – пишет Абрамова. В результате земельный участок не был своевременно зарегистрирован по причине неправильно оформленного заявления. И выяснилось это только через месяц. Как говорит Елена Галеева, советник руководителя управления, “вид права был указан в заявлении неверно, поэтому дальше возникли вопросы у эксперта. А дозвониться до клиентки сотрудники не смогли, хотя пытались. Насчет грубости с Гульмановой проведена беседа. Если на кого-то из сотрудников более 2-3 жалоб поступает, его отстраняют от работы с людьми. На нее первая жалоба. Это у нас строго. Начальники отдела собирают сотрудников два раза в день, говорят о том, как нужно работать с людьми – никакого раздражения в их адрес”.


Да, здесь даже кодекс чести сотрудника есть. Вот его фрагмент: “В работе с населением строго следовать девизу: “У нас кончаются ваши проблемы”. Весь вопрос в том, чтобы кодекс неукоснительно и всегда выполнялся. Все-таки недвижимость самая большая ценность для людей – в материальном плане, конечно. И ошибки тут чреваты не только тратой нервов.


Кто виноват и что делать

Настоящая беда произошла с Татьяной Лебедевой. В присутствии риелтора в специальной кабинке отдала деньги за квартиру продавцу. Взамен получила расписку, был подписан договор купли-продажи и передаточный акт на квартиру. Выдали ей и расписку в получении документов на госрегистрацию. Когда в назначенный день пришла за готовыми документами, ей сказали: регистрация приостановлена на три месяца “на основании заявления владельцев квартиры”.


Оказывается, по закону и продавец, и покупатель имеют право сделать это в течение месяца. Но по тому же закону регпалата была обязана письменно уведомить Татьяну о приостановке регистрации. Этого не было сделано. Татьяна бы успела в отношении своей квартиры, которую продала, сделать то же самое. Но месяц прошел. И Татьяна с семьей оказалась в положении бомжей. Вы скажете – невероятно! Неужели нельзя подать в суд? Можно. Накажут сотрудника, не уведомившего о приостановлении сделки. Судья вынесет решение в пользу Лебедевой. Но на его основании нельзя зарегистрировать сделку. Свои деньги она назад получит. Но когда? Их уже не хватит на покупку желаемой квартиры – цены на жилье в Казани растут не по дням, а по часам.


Сотрудники и риелторы знают: по закону регистрацию сделки с недвижимостью в течение месяца можно приостановить без всяких оснований. Татьяна Лебедева об этом не знала, как и большинство из нас. Так отчего бы не повесить предупреждение в зале регистрации: “Сделка с недвижимостью не есть право на нее!”? Право считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный реестр. Следовательно, собственником вы станете только с даты внесения записи в реестр.


Во многих европейских странах регистрационные системы и законодательная база их деятельности складывались более ста лет, например, во Франции – 190, в Великобритании – 160, в Швеции – 107 и т.д. Регистрационная палата в нашей стране просто младенец по сравнению с ними. Законодательство, как видите, с дырками. На первый взгляд, небольшими, но сквозь них в вашу жизнь может пролезть большое зло. Что же делать?


Терпеть, как сказала Людмила Кузьмина. Тем более, терпеть осталось каких-нибудь сто – сто пятьдесят лет: тогда и у нас, возможно, все будет цивилизованно.


Сколько терпеть, зависит не только от законодателей и исполнителей. Вот интересная коллизия.


Людмила Кузьмина: “Говорят, у нас взятки берут. Скажите, кто?! Я лично доведу специалиста до уголовного наказания, чтоб неповадно было. Но у меня нет ни одного официального заявления. А говорить можно про каждого. Это надо доказать”…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще