Почему рушится система отечественного кинематографа?
С каждым годом заявок на участие в Казанском международном фестивале мусульманского кино от Татарстана становится все меньше. В этот раз республика будет представлена лишь работой режиссера Николая Морозова «Вдохновленный Тукаем». Вопросы о том, почему тускнеет татарстанский кинематограф и как остановить разрушение системы производства и проката кино в масштабах всей страны, обсудили на днях представители дирекции кинофестиваля и члены отборочной комиссии.
По словам татарского режиссера и писателя Салавата Юзеева, в процессе работы отборочной комиссии он душой болел за каждую татарстанскую картину. Однако в этом году выбор работ наших соотечественников ощутимо беднее. Для позапрошлого кинофестиваля была подготовлена очень сильная программа от татарстанского кино, представленная сразу тремя конкурсными лентами. Нынешняя бедность, по мнению Салавата Юзеева, связана, прежде всего, с отсутствием финансирования в том формате, которое было, например, года три назад.
Однако проблемы бедности киноиндустрии коснулись не только Татарстана, но и всей страны. По словам известного российского киноведа Сергея Кудрявцева, основная проблема отечественного кинематографа на постсоветском пространстве – резкое старение репертуара и режиссеров. Эти губительные процессы начались еще в 80-х годах прошлого века.
Если в лучшие времена советского кино средний возраст режиссеров составлял тридцать пять, максимум тридцать семь лет, то сейчас фильмы снимают в основном сорокапятилетние. При этом власть денег, пришедшая на смену власти идеологии, не дает многим талантливым ребятам проявить себя. Сергей Кудрявцев отметил, что стране необходимо целое поколение молодых людей, которое бы подвинуло «папашин» кинематограф.
На сегодняшний день в России ежегодно выходят в прокат сто полнометражных картин. Для сравнения: в Китае выпускают 400 фильмов в год. Такие данные озвучил директор фестиваля Владимир Батраков. Он рассказал: китайцы не стесняются признавать, что воспитывали целое поколение своих лучших режиссеров на хорошем советском кино. А сегодня, пожалуй, уже России нужно учиться у своего восточного соседа.
Любопытно, но в Китае вообще нет понятия убыточного кино, за счет того, что там значительно ограничен прокат иностранных картин. Например, разрешены к показу лишь четыре американских фильма в год. Есть чему поучиться и у французов, которые активно поддерживают национальный кинематограф. То есть для достижения безубыточности отечественных картин, по мнению Владимира Батракова, необходимо либо ограничить иностранный прокат, либо конкурировать с продукцией Голливуда, что весьма непросто.
– Развитие кинематографа – процесс длительный. Те татарстанские фильмы, которые участвовали в конкурсе предыдущего кинофестиваля, являлись наработками прошлых лет. Сейчас, в связи с кризисом, этот процесс сильно затормозился, и последствия такой приостановки будут сказываться еще несколько лет. Поэтому, даже если финансирование пойдет в полном объеме в 2012 году, как обещают парламентарии, первые результаты мы сможем увидеть не раньше, чем в 2013 году, – резюмировал директор кинофестиваля.
Мнение Владимира Батракова разделяет и Сергей Кудрявцев. По его словам, самая большая беда, которая произошла с нашей кинематографией, – это то, что двадцать лет назад был уничтожен Главкинопрокат, а вместе с ним и отлаженная система продвижения фильмов в массы. При ее существовании не окупались только пять фильмов из ста пятидесяти, а теперь безубыточны лишь пять картин из ста.
– Мне кажется, проблема заключается в том, что прокат отпустили в свободное плавание, предоставили возможность заниматься им кому угодно и как угодно. При этом государство выделяет деньги в лучшем случае на производство картин, но не на их рекламу. Продвижение фильмов никого не интересует, а ведь это необходимое условие для их успешного проката, – посетовал Сергей Кудрявцев.
В такой ситуации необходимо учитывать прежде всего опыт Индии и Китая, чей национальный кинематограф приносит хорошую прибыль. В этих странах сравнительно недорогие билеты в кино, тогда как в России средняя цена просмотра картины держится на уровне семи долларов, что сопоставимо с ценами в США. Только вот зарплаты у россиян гораздо ниже американских. Кроме того, не отрегулированы взаимоотношения между владельцами кинотеатров и представителями кинопрокатных организаций.
По мнению Сергея Кудрявцева, государство должно скорректировать эту ситуацию. Бессмысленно вводить запреты и ограничения, необходимо материально заинтересовать руководство кинотеатров в прокате отечественных фильмов. На сегодняшний день доходы от продажи билетов распределяются в соотношении 50 на 50 между кинотеатрами и прокатчиками, которые в свою очередь делятся с создателями фильмов. Если увеличить долю кинотеатров, можно достичь реальной заинтересованности с их стороны прокатывать российские фильмы.
Светлана Бухараева, продюсер «Бибинур», фильма – обладателя наград многих кинофестивалей, в том числе и прошлогоднего КМФМК, тоже не раз сталкивалась с недофинансированием и трудностями продвижения киноленты. За год до того, как ее картина снискала одобрение кинокритиков и любовь зрителей, съемки «Бибинур» несколько раз были под угрозой срыва.
– Буквально несколько дней назад я была на заседании Общественной палаты в Москве, где велось обсуждение двух законопроектов о культуре. Ни в одном из них нет даже упоминания о развитии отечественного кинематографа, – посетовала Светлана Бухараева.
Продюсер высказала пожелание поднять этот вопрос на обсуждении в рамках Казанского фестиваля. Чтобы затем сами режиссеры довели до сведения государственных деятелей предложения по возрождению отечественной киноиндустрии. По мнению Светланы Бухараевой, пока в стране не будет отлаженной системы производства и проката фильмов, вся индустрия в принципе не сможет нормально развиваться, а режиссеры так и будут снимать стоящие фильмы либо для фестивалей, либо «на полку».