Сейчас в арсенале спасателей есть множество средств и приборов, помогающих с большой эффективностью вести поисково-спасательные работы как на суше, так и на воде. Но, признаются сами сотрудники МЧС, никакие высокоточные технологии не способны пока заменить природный нюх и чутье животного.
На минувшей неделе на базе Казанского кинологического отряда состоялся учебно-методический сбор кинологов Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России по применению служебных собак в зимних условиях. В нем участвовали 17 кинологических расчетов из Уфы, Саратова, Новосибирска, Кирова, Екатеринбурга, Казани. Здесь же собаки-спасатели прошли обязательную для участия в поисковых операциях сертификацию – своего рода подтверждение профпригодности.
Как кажется человеку непосвященному (таковыми до визита на сбор являлись и журналисты), умение в экстремальных условиях найти человека – все, что требуется от таких псов. Однако это далеко не так. Система дрессировки специальных поисковых собак совершенствуется с каждым годом, соответственно ужесточаются и требования к четвероногим спасателям. Если два-три года назад, чтобы подтвердить звание собаки-спасателя, она должна была найти хотя бы один схрон из пяти (спрятанных в искусственных завалах людей), то сегодня количество таких схронов сокращено до трех, но найти их нужно все. Причем судьями устраиваются отвлекающие “ловушки” – в схрон закладываются одежда человека и еда, а по правилам, реагировать на них собака не должна. Однако мало найти спрятанного под снегом (в условиях ЧС – оказавшегося под завалом) человека, необходимо сообщить об этом спасателям. А этому, по словам спасателей-кинологов, собаку научить сложнее всего.
После официального открытия сбора для журналистов были организованы показательные выступления собак-поисковиков. Они должны были отыскать в снежном завале и в автомобиле двух человек. Четвероногие успешно справились с заданием, чем порадовали всех, кроме телеоператоров и фотографов – поиски прошли настолько быстро, что “служители объектива”, озадаченные выбором точки съемки, похоже, так ничего и не успели запечатлеть.
Спасатель первого класса кинолог Екатерина Маклакова, чья собака Айвега (на снимке) на показательных выступлениях нашла условно пострадавших за минуту, говорит, что в реальных условиях производить поиски, конечно же, гораздо сложнее.
Поисковая собака Айвега породы бернский зенненхунд является одной из самых опытных, а потому самых ценных служебных собак в Казанском кинологическом отряде. Однако прилагательное “ценных” здесь едва ли уместно, поскольку собаки с таким служебным опытом и такими навыками, по сути, бесценны. Как рассказал заместитель министра по делам ГО и ЧС начальник поисково-спасательной службы МЧС РТ Эмиль Фазлеев, при работе в Югославии американские специалисты предлагали за нашу собаку 50 тысяч долларов. Ответ был коротким: “Друзья не продаются”.