Владимир Швецов: “Хорошие дороги – это успешная экономика”

Транспорт и дороги – две проблемы, которые касаются каждого из нас.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Транспорт и дороги – две проблемы, которые касаются каждого из нас. Во-первых, это неизменные и очень важные составляющие экономики любой страны. А во-вторых, что не менее важно, в участники дорожного движения может, согласитесь, записать себя любой житель республики, будь он пешеходом, водителем или пассажиром. И решать возникающие здесь проблемы нужно, прежде всего, с учетом мнений людей, их интересов. Из этого мы и исходили, пригласив на “прямую связь” в редакцию “РТ” заместителя Премьер-министра – министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимира Швецова, который в течение часа обстоятельно отвечал на вопросы жителей республики.


Первый звонок прозвучал еще до назначенного времени.


– Здравствуйте, Владимир Александрович! Вас беспокоит инвалид первой группы по зрению Нурия Садретдинова. Мы к вам приходили в декабре 2004 года, вы нам тогда очень помогли, помните?


– Помню.


– Теперь у нас новая проблема. Мы слышали, что с первого мая этого года изменятся правила проезда в общественном транспорте и для инвалидов все льготы будут отменены… Неужели правда? Как тогда мы, инвалиды, жить будем? Как вы к этому относитесь?


– Я о таких изменениях не слышал. Думаю, просто к разговору об изменении схемы маршрутов в Казани, введении новой маршрутной сети, как водится, кто-то добавил свои “подробности”. Все полагающиеся вам льготы сохранятся в полном объеме.


– Спасибо!


Следующее телефонное обращение – из Зеленодольского района. Депутат местного совета трех созывов Геннадий Киликов интересуется, когда наконец будет сделана дорога к поселку Бритвино:


– Я писал запрос в министерство транспорта и дорожного хозяйства, так ответ пришел какой-то невразумительный. Во всяком случае, ничего не понял. Скажите, как обстоят дела с нашей дорогой?


– В этом году готовится проектно-сметная документация на строительство дороги Луговое – Бритвино, постараемся включить его в план на будущий год.


У казанца, работника одного из авиапредприятий Константина Новикова свой вопрос к Владимиру Швецову:


– Сейчас много говорят о малой авиации в России. Каковы перспективы ее развития в Татарстане?


– Есть такой федеральный проект “Деловая авиация”, в котором предполагается, что самолеты малого класса будут возить бизнес-пассажиров. Проект включает в себя одиннадцать аэропортов, один из них будет строиться в Казани, в районе существующего аэропорта Казань-II. Тут построят специальную взлетно-посадочную полосу, учебный центр подготовки пилотов, а также ангары для самолетов, несколько заправочных станций. В новом аэропорту будут созданы условия для всех авиалюбителей республики. Здесь же будут проводить техническое обслуживание самолетов. Над этим мы сейчас работаем. Когда у нас появится реальная документация по проекту, мы обсудим его с любителями авиации республики.


– Это иностранный проект или наш, отечественный? – уточняет Константин Новиков.


– Наш. Но с участием иностранных специалистов. Так, предполагается поставить руководителем этого проекта бывшего технического директора аэропорта Франкфурта-на-Майне, что в Германии. Это специалист хорошего европейского уровня.


У Андрея Уголева из деревни Маевка проблемы более приземленные:


– От нашей деревни до автодороги Казань – Зеленодольск каких-то пять километров. Но язык не поворачивается назвать эти километры дорогой. Дело в том, что неподалеку газопровод и газовики-ремонтники в пух и прах разбили дорогу своей тяжелой техникой. В результате к нам и “скорая”, и пожарные добираются с большим трудом. А ребятишек в школу мы на грузовиках отправляем, потому что на легковушке, если у кого она и есть, не проехать. Пешком детей отпустить страшновато – наша деревня неподалеку от Раифского монастыря расположена, так что идти нужно через заповедную зону. А там все-таки зверье живет. К счастью, пока обходится без происшествий, но… сами понимаете.


– Откуда и куда дети идут?


– Из Маевки в Большие Ключи.


– И сколько у вас учеников?


– Немного, человек тридцать пять.


– Да нет, это немало. А школьного автобуса нет?


– Да у нас никаких автобусов нет, не то что школьных…


– Займемся вашим вопросом, автобус детям нужно выделить обязательно.


– Да ведь он в распутицу не проедет.


– Вопрос изучим, разберемся. Может, вездеход вам дать?


– Спасибо. Лучше – дорогу сделать…


Не успевает Владимир Александрович положить трубку, как телефон снова звонит. Раздается знакомый голос – наш собкор из Заинска Гамира Гадельшина, рабочий день которой практически всегда проходит на колесах, решила посетовать министру на состояние сельских дорог:


– Двухдневный снегопад превратил многие из них в последние дни в непроезжее снежное море.


– Ну, нештатная же ситуация… – пытается защитить дорожников вице-премьер.


– Так ведь она везде нештатная, – парирует Гамира Гадельшина. – Но почему-то дороги Алексеевского района успели почистить, а в Заинском и Нижнекамском – нет. Вы как-то сказали, что дорожники зимой спать не должны. А некоторые, похоже, спят беспробудным сном…


– По-разному наши дорожные подразделения работают, – соглашается министр. – Алексеевцы действительно в числе лучших, не зря же “Алексеевскдорстрою” доверили обслуживание дорог еще двух соседних районов, Алькеевского и Спасского. А заинцев и нижнекамцев поправим. Думаю, там есть объективные причины.


– И отдельно вопрос по дороге, которая проходит через Камские Поляны. Ну ведь хуже некуда…


– От Старошешминска в сторону Камских Полян осталось отремонтировать четыре километра. Потом дальше (там, где заправка и “кольцо”) семнадцать километров до стелы на выезде из поселка – в плане дорожных работ этого года. Ответил я на ваш вопрос?


– Вполне, спасибо.


Вика Нурутдинова из Казани озабочена тем, что перейти дорогу возле Республиканской клинической больницы практически невозможно:


– Шесть полос движения, машины нескончаемым потоком идут. Тут и здоровому трудно проскочить, а в РКБ-то больные приезжают. Будет ли там организован какой-то переход, ну хотя бы “зебра”?


– Тут “зеброй” не обойдешься. По поручению Президента в этом году возле главной больницы республики будет строиться надземный пешеходный переход. Движение там действительно интенсивное. Хотя если бы водители высаживали пассажиров по правилам – у больницы, на специальной площадке, то проблем не было бы уже сегодня. Просто ленятся водители лишние двести метров проехать и развернуться и подвергают опасности жизни пассажиров…


Алия Назмиева из Казани частенько ездит к родственникам в Набережные Челны, поэтому обстановка на так называемой челнинской трассе ей знакома не понаслышке:


– Здесь постоянные заторы и аварии, ездить страшно. Такие ужастики о ней рассказывают, мистика какая-то. Когда изменится ситуация на этой дороге?


– Трасса действительно сложная, напряженная, – соглашается министр. – Это федеральная автомобильная дорога. Сейчас проводится ее реконструкция, решаем вопрос с Министерством транспорта РФ, чтобы в течение ближайших пяти-шести лет завершить строительство второй полосы автодороги до Набережных Челнов. Сейчас работы по ее реконструкции ведутся уже в районе села Богородское. В ближайшее время предполагаем повысить темпы работы до тридцати километров дороги в год.


А об ужастиках… История дороги действительно окружена мифами и легендами. Но вынужден вас разочаровать – все они из разряда устного народного творчества. Говорят, что дорога проходит по нескольким заброшенным кладбищам. За захоронения тысячелетней давности не ручаюсь, но даже по двух-, трехсотлетним погостам трасса не проходит. Ни один строитель ни в какие времена ни за какую зарплату-премию на свою душу такой грех не возьмет. А насчет того, что трассу переметает снегом… Тут чистой воды недоработка строителей. Так, в трех местах трассы, самых переметаемых, слишком крутые перепады высоты, выемки. По проекту нужно было вынуть еще немало кубометров грунта, чтобы дорога получилась более пологой. А при строительстве сэкономили – в дорогу второй категории по согласованию с тогдашним руководством “вставили” несколько участков по нормативам третьей категории. Ну и во второй половине зимы снег здесь действительно скапливается в больших количествах. Две такие “ямы” мы уже расширили, там сейчас нет заторов. А ведь было время, танки туда отправляли, чтобы дорогу утрамбовать. Сегодня осталась одна такая выемка в районе Берсута, на 930-м километре. Доберемся и до нее.


Юрий Фомин из Спасского района жалуется:


– Мы, жители поселка Тракторный, это ферма №2 поселка КИМ, писали письмо по поводу строительства дороги в наш поселок. Вы это письмо получили?


– Получил.


– И какое у вас мнение?


– Заказали по вашему Тракторному проектно-сметную документацию, на следующий год постараемся сделать здесь дорогу.


– Это я и хотел узнать, спасибо.


Алия Ахметзянова из Казани жалуется министру:


– ОТ РКБ до поселка Дальний мимо мясокомбината регулярно ходил автобус № 25. Теперь он делает только один рейс – утром. И добраться вечером до дома мы можем, только пройдя до ближайшей остановки полчаса пешком. Предприятий здесь много, неужели нельзя восстановить этот рейс?


– Вопросы обеспечения транспортом и регулировки маршрутов – в ведении мэрии Казани. Тем не менее я обязательно доведу ваш вопрос до сведения комитета по транспорту и связи.


Лейсан Каримова, студентка из Набережных Челнов, интересуется:


– Почему отменили льготы на проезд для студентов?


– Вы на чем ездите?


– На автобусе.


– А какому предприятию он принадлежит, помните?


– Это ПАК.


– ПАК не отменял льгот. Либо вы ошибаетесь, либо билет брали не в кассе, а у водителя. Где садились в автобус?


– На автостанции.


– Назовите рейс и дату, разберемся.


Последним в редакцию дозвонился казанец Сергей Фролов:


– Автопарк столицы растет на пятнадцать-двадцать процентов в год, скоро движение в городе встанет – дорожная инфраструктура не сможет переварить такой поток машин. Строить развязки – на это нужны колоссальные средства. Каков здесь, на ваш взгляд, выход?


– Выход один – строить. В Казани скоро начнется сооружение двухуровневой развязки на перекрестке Амирхана – Ямашева, предполагается подобное и на улице Чистопольской. Постепенно будем эти острые проблемы решать, деньги-то на это действительно нужны немалые…


В заключение разговора задаю Владимиру Александровичу свой вопрос:


– Почему у нас дороги такого плохого качества? В Германии в тридцатые годы прошлого века дорожную сеть построили, так по сей день пользуются. А у нас что ни год – то ремонт, и все равно все дороги в заплатках и ямах…


– Срок службы асфальтобетонного покрытия – восемь лет, – говорит Владимир Швецов. – Потом его менять надо. Выбоины на дорогах появляются на четвертый-пятый год. У нас финансирование ведется так, что подлежат ремонту обычно дороги, уже прослужившие полтора срока – двенадцать-четырнадцать лет. Так вот, даже такие дороги мы не перекладываем заново, а всего лишь латаем. И каждый год так – на капремонт просто средств нет. Сегодня в республике одиннадцать с половиной тысяч километров дорог. Плюс без малого десять тысяч километров дорог уличной сети. В год мы должны две с половиной тысячи километров капитально ремонтировать, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. В прошлом году сделали 534 плюс 51 километр федеральных автодорог. Остальное эксплуатируется девятый, десятый, двенадцатый год… 2500 километров недоремонта, и это без учета уличной сети. Одна из самых старых дорог у нас, пожалуй, Заинск – Сухарево, строили ее в 1989 году. Сколько ей, посчитайте? Так вот, она выглядит еще более-менее, хотя на ней уже как минимум два раза должны были покрытие сменить. Так что качество дорог у нас не хуже, а лучше, чем за рубежом, но вот на обслуживание их хронически не хватает денег. Отсюда и проблемы.


– А платные дороги – не выход?


– Как только появятся желающие купить участок дороги, построить его и брать плату за пользование, так и платные дороги появятся. Пока ситуация такова, что желающих прийти в эту сферу немного. Это ведь удовольствие дорогое. Километр хорошей дороги более семидесяти миллионов рублей стоит. Например, на строительство такой дороги до Челнов нужны пятнадцать миллиардов рублей. А окупается дорога долго – не менее двадцати лет при интенсивности движения по ней двадцать тысяч машин в сутки. Так что богатые люди пока предпочитают более доходный бизнес. Почему-то мы никак не можем прийти к пониманию, что плохие дороги тормозят развитие экономики. Точнее, понимаем, но дальше понимания пойти не можем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще