Дачная прописка – это возможно!

Своим постановлением от 30 июня этого года Конституционный суд нашей страны разрешил постоянную регистрацию граждан на садовых участках земель сельскохозяйственного назначения – в домах, пригодных для постоянного проживания. Однако в этом деле много тонкостей. Каких?

Новость о том, что Конституционный суд РФ разрешил постоянную регистрацию граждан в домах на садовых участках земель сельскохозяйственного назначения, быстро облетела электронные и печатные СМИ.

Дачники заинтересовались, появились темы для обсуждения. Однако с юридической точки зрения не везде информация была развернутой и объективной. Помочь гражданам разобраться в этом вопросе досконально, получить ответы на интересующие вопросы и при необходимости реализовать свое законное право, надеемся, поможет эта статья.

Постановление Конституционного суда №13-П, вынесенное 30 июня этого года, касается возможности регистрации граждан по месту жительства, то есть постоянно, в своих загородных домах.

ЕСТЬ ДВА ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Прописаться можно на дачном участке с домом, пригодным для постоянного проживания.

На сегодняшний день, пока не внесены изменения в законодательство, видятся два основных пути оформления регистрации на дачных участках. Оба они вписываются в рамки существующих юридических процедур. Какой из вариантов окажется более эффективным, покажет время.

Во-первых, имея на руках все правоустанавливающие документы – свидетельство о праве собственности на ваш земельный участок, свидетельство о праве собственности на сам дом, план жилого помещения и его технический паспорт (подойдут также нотариально заверенные копии этих документов), вы можете обратиться в межведомственную комиссию. Такие комиссии создаются при органах исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда. Существуют комиссии при федеральном органе исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов и органах местного самоуправления.

На основании заявления собственника жилого помещения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным законом требованиям, принимает решение о признании жилого помещения пригодным или непригодным для постоянного проживания и составляет соответствующее заключение (в трех экземплярах). Получив такое заключение, нужно обратиться для регистрации в территориальное отделение Федеральной миграционной службы (ФМС). При этом не лишним будет сослаться на принятое постановление Конституционного суда Российской Федерации. ФМС осуществляет регистрацию. В случае отказа в регистрации следует немедленно обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, принятого ФМС. По общему правилу обратиться в суд необходимо в течение трех месяцев со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и свобод. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней, Верховным судом Российской Федерации – в течение двух месяцев. По окончании судебного рассмотрения выносится решение.

Во-вторых, если по какой-либо причине вы не можете осуществить регистрацию указанным путем, возможно, в вашем субъекте еще не создана такая комиссия, тогда признать жилое строение пригодным для постоянного проживания можно в районном суде по месту нахождения (регистрации) земельного участка. В суд необходимо представить все вышеперечисленные правоустанавливающие документы. Кроме того, необходимо обязательно приложить документ, подтверждающий невозможность получения необходимого заключения в ином порядке. Суд может назначить техническую экспертизу, по результатам ее будет вынесено судебное решение. На основании вынесенного положительного решения вы также имеете право обратиться в территориальное отделение ФМС для регистрации по месту жительства в вашем загородном доме.

ХОТИТЕ ПРОПИСАТЬСЯ – ПОДУМАЙТЕ О НЕУДОБСТВАХ

Еще в 2008 году Конституционный суд разрешил регистрацию на садовых земельных участках в пределах населенных пунктов (однако соответствующие поправки в законодательство до сих пор не внесены). Вынесенное в конце июня постановление суда еще больше расширило права дачников: теперь можно регистрироваться также и на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, располагающимся за пределами населенного пункта.

Фактически с момента провозглашения постановления Конституционным судом у дачников появилась возможность на законных основаниях регистрироваться в своих владениях.

Необходимо отметить, что факт регистрации граждан по месту жительства в домах на земельных участках сельскохозяйственного назначения не влечет за собой изменения статуса этой земли. Другими словами, это по-прежнему будет земля сельскохозяйственного назначения, а не населенного пункта, и, следовательно, на органы власти не будет возложена обязанность по благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур этой территории, только лишь решение вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, задумываясь о возможности такой регистрации, следует подумать также и о возможных затруднениях и неудобствах для самого гражданина, например, в указании своего точного адреса, медицинском или социальном обслуживании.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

В нашей стране существует два основных вида регистрации – по месту жительства (постоянная регистрация) и по месту пребывания (регистрация временная). Соответственно местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение и др.). А местом пребывания – место временного проживания (съемная квартира, санаторий, гостиница, больница и др.).

По российскому законодательству гражданин, изменивший место жительства, обязан в 7-дневный срок обратиться в соответствующие органы для регистрации по новому месту жительства. Для этого в территориальный орган ФМС необходимо представить заявление установленной формы и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда), а также иной документ или его должным образом заверенная копия.

Кроме этого, вас могут попросить предъявить документ, удостоверяющий личность. Однако требования предоставить дополнительно иные документы, не предусмотренные законом, например, подтверждающие оплату коммунальных услуг или согласие банка на регистрацию в жилом помещении, приобретенном по ипотеке и др., являются незаконными и должны быть обжалованы в вышестоящие инстанции.

Весьма перспективный и удобный способ осуществления регистрации – подать заявление в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг – www.gosuslugi.ru. Зарегистрировавшись на сайте, вы можете заполнить электронный бланк заявления и направить его адресату. На основании этого электронного документа в течение трех дней ФМС осуществляет регистрацию.

Поскольку жилые помещения могут быть приватизированными, т.е. находиться в частной собственности, а также находящимися в муниципальной собственности, требования для осуществления регистрации могут несколько различаться.

Так, в частности, единственным основанием для регистрации в приватизированной квартире будет служить волеизъявление (согласие) собственника. Метраж жилого помещения в этом случае не имеет значения, количество зарегистрированных человек может быть ограничено лишь самим собственником. В случае если у жилого помещения несколько собственников, для регистрации необходимо будет получить согласие каждого из них.

Напротив, для вселения в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма (муниципальное жилье) норма общей площади имеет значение. В случае нарушения этих требований наймодатель вправе запретить вселение граждан. Кроме того, необходимо получить согласие на регистрацию совместно проживающих членов семьи, в том числе временно отсутствующих.

Следует помнить, что по общему правилу вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение, где проживают их родители, осуществляется независимо от мнения остальных собственников жилого помещения и совместно проживающих членов семьи.

Проверить свою квартиру на предмет «проживания» в ней незнакомых вам людей можно, взяв выписку из домовой книги и продублировав ее для убедительности копией финансового лицевого счета. В этих документах указываются все лица, зарегистрированные как постоянно, так и временно в жилом помещении.

Владимир ЛУКИН.

Фото с сайта mn.ru

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще