Семейный дом – это мечта, которая должна сбыться

Масштабное жилищное строительство, развернутое в большинстве городов нашей республики, по моему представлению, не на сто процентов соответствует интересам Татарстана.

Масштабное жилищное строительство, развернутое в большинстве городов нашей республики, по моему представлению, не на сто процентов соответствует интересам Татарстана. Если в начале революции проводилось массовое “уплотнение” квартир, то теперь ради уменьшения затрат инвесторов идет насильственное “уплотнение” жилых микрорайонов в крупных населенных пунктах.


Многоэтажные жилые дома, спроектированные на основе старых серий и возводимые по всей стране, следующие поколения россиян будут вынуждены сносить – подобно тому, как избавляются в Москве от “хрущевок”, построенных всего лишь 40-45 лет тому назад. В ближайшие годы в первопрестольной планируется ликвидировать 2,5 тысячи панельных пятиэтажек, что повлечет за собой переселение сотен тысяч жителей. Мало того, в столице начинают сносить 9-12-этажные жилые дома брежневского периода, а это порядка двух тысяч зданий. Этот процесс начался именно в Москве, поскольку там в 60-х годах прошлого столетия и стартовало массовое строительство таких объектов. Через год-другой подобное “цунами” захлестнет и другие крупные города России.


И сегодняшние так называемые “улучшенные планировки” квартир в многоэтажных домах с большим трудом можно сравнить с современной практикой жилищного строительства в развитых странах Европы и Северной Америки – в части размеров и количества комнат, туалетов, ванных, гостиных и других необходимых жилых помещений.


Вместе с тем стоимость квадратного метра в новых домах за последние три года возросла более чем в два раза. Поэтому сегодня, по экспертной оценке, жилье доступно лишь каждому десятому жителю страны, что подтвердил и Президент Владимир Путин на прошедшем недавно в Казани заседании Президиума Госсовета РФ. И эта тенденция, скорее всего, будет усугубляться, поскольку вкус баснословной прибыли почувствовали предприимчивые производители цемента, металла, железобетона, других строительных и отделочных материалов (только цемент за последние четыре года вырос в цене в семь раз).


Да и расселение граждан в переуплотненных микрорайонах и новых кварталах крупных городов способствует напряжению в социальной, демографической и криминогенной сферах. Как говорил финский архитектор Сааринен, стандартизация домов может создать “психологические трущобы”. Человек отвыкает от земли, семья отвыкает от своего очага, дети лишаются естественных контактов с живой природой родных мест. Поэтому приоритетный национальный проект “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”, на мой взгляд, нужно несколько переориентировать на другие конечные результаты…


В 1990 году решением правительства Советского Союза производственное объединение “КамАЗ” первым в стране было преобразовано в акционерное общество. И практически сразу совет директоров автопредприятия принял решение начать строительство малоэтажного жилого района для своих работников в объеме более тысячи индивидуальных жилых домов. Мне, как главному архитектору КамАЗа, было поручено подготовить соответствующую проектную документацию. За десять лет удалось возвести более 300 малоэтажных домов. К сожалению, стройка была остановлена из-за крупнейшего пожара на заводе двигателей автогиганта.


В течение 15 лет я изучал опыт строительства малоэтажных жилых домов во многих европейских странах. Одновременно (более 13 лет) строил себе индивидуальный дом. Так что опыт в этом деле имеется, и есть о чем поразмышлять.


В эпоху развитого социализма лидеры нашей страны ставили задачу обеспечить советских граждан минимальными прожиточными условиями – без всяких архитектурных излишеств, при этом декларируя, что в ближайшем будущем (к 1980 году) в СССР будет построено коммунистическое общество, где люди свои основные потребности станут удовлетворять в общественных местах, а не у себя дома. Поэтому размер кухонь был установлен мизерный – не более шести квадратных метров, спальные комнаты были рассчитаны только для размещения кровати и тумбочки, как в гостинице. Фасады домов проектировались плоскими, чтобы здания можно было плотно “прилеплять” друг к другу. Вошло в практику микрорайонное размещение домов: не вдоль улиц и площадей, как было в многовековой практике, а внутри жилой территории по принципу хаотичной и плотной расстановки зданий на больших площадях. Огромный московский микрорайон Черемушки стал образцом тогдашнего градостроительного новшества.


Жилые дома панельных конструкций, легко возводимые и собираемые, изобрели специально для решения этой грандиозной задачи. Нигде в мире, ни в то время, ни сейчас, не строят таких упрощенных панельных многоэтажных зданий.


Что происходит сегодня? Практически эти же дома, только “улучшенной планировки”, форсированным образом продолжают возводить в городах и поселках России. Хотя недостатки, характерные для панельных многоэтажных жилых строений, практически непреодолимы. Это большая материалоемкость зданий (использование металла, цемента, железобетона), низкий комфорт и высокая плотность проживания (из-за чего увеличиваются социальные проблемы), отсутствие придомовых земельных участков для каждой семьи. Единственным способом, с помощью которого можно обеспечить граждан комфортным жильем, является малоэтажное строительство.


Знаете ли вы, что жители Германии, где веками строились только частные дома (я не принимаю в расчет ГДР), согласно социологическим опросам, своей главной мечтой называют собственный дом? И уж потом путешествия и автомобиль. Кстати, в этой стране свыше десяти процентов земельных площадей используется под индивидуальное жилье. В России – один процент. Разница – в десять раз!


В Европе строительство жилья измеряют квартирами, в Северной Америке – односемейными домами. У нас же – квадратными метрами, поскольку цифры получаются более впечатляющими. За предстоящие четыре года в России планируется построить 270-280 миллионов жилых “квадратов”. А по сути получается, что на одного человека будет возводиться в среднем лишь 0,5 квадратного метра в год. В прошлом году в стране сдано 56 миллионов – или 0,3 “квадрата” на россиянина. Разве это много? Чтобы набрать санитарную норму в 20 квадратных метров, надо ждать 40 лет. Вот такая получается бухгалтерия.


Собственный дом – это то, что нужно большинству граждан. Но путь, по которому сейчас идет индивидуальное строительство, очень длинный и неэффективный. Мы “изобретаем” новые коттеджи – огромные, навороченные, в несколько этажей, с убогой архитектурой, которые очень дороги в эксплуатации, поэтому доступны только богатым людям. Будущее за одно-, двухэтажными домами, сделанными из облегченных и деревянных конструкций. Отказ от железобетона, металла удешевит их возведение. Существующие в мире современные технологии позволяют сделать эстетичными и прочными постройки, выполненные из дешевых материалов. В недорогом европейском семейном доме применяются солнечные системы отопления и кондиционирования помещений, супертеплые ограждающие конструкции (чтобы минимизировать расход газа на обогрев помещений), системы утилизации канализационных стоков, использования дождевых вод для хозяйственных нужд и применения каминного тепла для обогрева спальных комнат, многое другое.


Индивидуальные дома нужно не строить, а производить на специализированных предприятиях, продавать их как готовую продукцию и монтировать на заранее подготовленных площадках. Должен возникнуть рынок индивидуального жилья, чтобы семья, получив ипотечный кредит, выбирала дом так, как она сегодня присматривает себе автомобиль. Для начала есть смысл производить наилучшие европейские образцы современных семейных домов. На предприятиях Германии, Австрии, Бельгии и других стран Западной Европы изготавливаются десятки моделей экономичных малоэтажных строений. Если предоставить западноевропейским компаниям наши неэффективно используемые площади, материальные и человеческие ресурсы для производства такой продукции, не пришлось бы властям решать задачу строительства новых цементных заводов, дополнительных мощностей домостроительных комбинатов по выпуску устаревших конструкций для многоэтажных домов.


В конце концов, хорошо себя зарекомендовала практика “отверточной” сборки в России лучших образцов зарубежных автомобилей. Такой опыт можно перенести и на малоэтажное домостроение. Возник удобный момент переориентировать строительную отрасль на изготовление принципиально новой продукции – индивидуальных домов усадебного типа. Ведь в развитых странах малоэтажные семейные дома составляют 90 процентов от общего объема вводимого жилья.


Целесообразно начать работу по переводу участков земель, расположенных в пригородах крупных городов, из категории сельскохозяйственных в категорию поселений. И предоставить гражданам максимум возможностей для размещения и строительства малоэтажных семейных и блокированных жилых домов. Причем на благоприятных пригородных территориях, а не на отдаленных “бросовых” землях.


На памяти эпизоды советской жизни начала восьмидесятых годов. Пока генсек Леонид Ильич Брежнев собирал “урожай” наград за успешное коммунистическое строительство, с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости. Чтобы снять растущее напряжение у народа и как-то решить продовольственную проблему, россиянам было дозволено использовать малопригодные земельные площади под сады-огороды. Какой у людей возник интерес к освоению кусочков земли – небольшой, но все же личной собственности!


И ведь как надо было партийным властям не любить своих граждан, чтобы строго ограничивать размеры участков – не более трех соток. Строжайшие запреты были прописаны в постановлении Совета Министров СССР и на площадь под летние домики (максимум 25 квадратных метров), толщины стен строения (не более 15 сантиметров), “скворечник” не должен быть выше шести метров. Запрещалось возведение на участках летних бань и хозяйственных построек. В городских комитетах КПСС даже создали комиссии по проверке соблюдения этих строгих ограничений и жестко наказывали нарушителей!


Но вопреки таким запретам дачники с энтузиазмом осваивали свои крохотные “нарезы”, достигали успехов в выращивании ягод, овощей и фруктов, ландшафтном оформлении этих частных владений. Люди в складчину строили щебеночные подъездные дороги, проводили водопровод и обустраивали свои территории. Жизнь подтвердила, что любовь народа к земле не была убита коммунистической идеологией.


Реализуя нацпроект “Доступное жилье”, государство рискует повторить ошибки советских времен, если продолжит делать упор на многоэтажной городской застройке. К сожалению, новые генеральные планы крупных городов пока не учитывают современных градостроительных тенденций, отражающих стремление людей жить поближе к природе.


Повернув урбанизацию вспять, мы получим весьма значительный социальный эффект. Если придать новый импульс развитию сельских населенных мест, обновлению малоперспективных сел и деревень, то и агропромышленный комплекс станет подниматься более динамичными темпами.


Нельзя не учитывать и такой аспект. Находясь в коммунальной квартире, люди вынуждены смотреть по всем телевизионным каналам низкопробные концерты, “аншлаги”, “кривые зеркала” и типовые боевики, поскольку делать больше нечего. А на своем земельном участке дело всегда найдется – нужно почистить дорожки, привести в порядок зеленые насаждения и так далее. Так что время проходит с пользой для физического и душевного здоровья. Заметьте, телевизор как средство развлечения уходит на задний план. По себе знаю.


Семейный дом с небольшим приусадебным участком – это волшебное место, которое способно наполнять человека радостью и давать заряд положительной энергии. Это мечта, которая должна сбыться. Настал момент совершить прорыв в малоэтажном строительстве, сделав его основным приоритетом в национальном проекте “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”.


В завершение своего повествования хочу процитировать Осипа Мандельштама: “Зодчий говорит: я строю – значит, я прав”.


Вячеслав НИЛОВ,
заслуженный архитектор
Татарстана и России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще