“Камские Афины” станут мемориалом,

Сообщением о ЧП открыла первый номер нового года тетюшская газета “Авангард”.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Сообщением о ЧП открыла первый номер нового года тетюшская газета “Авангард”. Утром первого января в райцентре в мусорном контейнере на площадке у перекрестка улиц Школьной и Джалиля было обнаружено бездыханное тело новорожденного.


Возмущению тетюшан не было предела. Столь вопиющий случай в тихом провинциальном городе зарегистрирован впервые. Причем в новогодний праздник! Более того – в день, когда вступило в силу законодательство о так называемом “материнском капитале”, с которым связано столько надежд на выправление демографической ситуации в стране.


Следственные органы обратились к тетюшанам с просьбой откликнуться тех, кто мог быть свидетелем произошедшего. Однако до последнего момента никакой ясности в этом деле не наступило. Есть подозрения, что труп ребенка могли подбросить заезжие “гастролеры”, не исключено даже, из соседних областей. Сотрудникам милиции хорошо знакомы прецеденты, когда мамаши-“кукушки” не останавливались ни перед какими преградами, в том числе географическими, лишь бы замести следы.


Что-то неладно в “датском королевстве”… О беспрецедентных метаморфозах в природе пишет “Зеленодольская правда“. В ночь на 20 января горожане могли наблюдать необычное для этого времени явление – ледоход на Волге. Он стал результатом оттепели, продолжавшейся почти три недели и побившей все предыдущие температурные рекорды.


Впрочем, январский ледоход нынешней зимой уже не первый. Работники местной Нижневязовой метеостанции напомнили, что в середине декабря Волга в районе Зеленодольска освобождалась от ледового панциря на целую неделю. Как никогда поздно в прошлом году случился и первый ледостав – 27 ноября. А два месяца спустя река замерзла уже в третий раз за сезон…


Климатическим аномалиям удивлялись и на другом конце Татарстана. Как пишет “Бугульминская газета”, на юго-востоке республики под ногами прогуливающихся неизменно поскрипывал снег. В соседнем Альметьевске – лужи, а вот, к примеру, в приграничных с Оренбуржьем бугульминских селах Спасское и Татарская-Дымская – сугробы по колено. Дети с удовольствием катались на санках и лыжах. Утопают в снегу и Бавлы.


Объяснение этим чудесам, как считают специалисты, простое. Юго-восточный “угол” Татарстана – самое высокое место республики. Он на целых 120-170 метров выше прилегающих Азнакаева, Альметьевска и Черемшана. Окрестности Татарской-Дымской – географический “пик” нашей республики. И, как видно, на склоны Предуралья тепло просто не смогло подняться.


Однако это не означает, что мягкая зима Бавлов не коснулась. Потепление привело к тому, что в домах местных жителей стало… очень холодно. Местная “Слава труду” жалуется, что виной тому – температурные датчики в новых котельных, которые автоматически снижают давление в отопительной сети города. В администрацию района посыпались требования людей сделать перерасчет оплаты за недопоставленное тепло, которое нынче резко подорожало. Малоимущие пригрозили, что в противном случае вообще не станут платить за жилищно-коммунальные услуги. Обращения оказались столь массовыми, что вопрос рассматривали на специальном заседании исполкома. Решили: просить “Татэнерго” злополучные датчики отключить.


Положительные температуры на улице подтачивают один из объектов социального назначения в Лаишеве – детский сад “Березка”, который оказался в аварийном состоянии. Несколько лет назад был поврежден водоотвод с крыши его здания. Когда тает снег, вода стекает прямо по стенам. Дело дошло до того, пишет “Камская новь”, что кирпичи целыми рядами выпадают из ветхой кладки, что вывело из строя запасной выход со второго этажа, а недавно повредило один из оконных проемов. Возникла угроза обрушения стены. В некоторых помещениях постоянно капает с потолка талая вода. Насквозь промокшее здание производит со стороны крайне неприглядное впечатление. Родители встревожены: пребывание в старом здании детсада, ремонта в котором не было более четверти века, рискованно для жизни детей. Но и в новом пристрое, которому меньше десяти лет, появились трещины, потому что его возводили в спешке.


Буквально один шаг до беды и в Нурлате. Город на юге Татарстана постигла напасть – повальное воровство чугунных крышек с водопроводных и канализационных люков. Все это – непредвиденные расходы, а главное – смертельная опасность для людей. Недавно, например, на улице Гиматдинова и в микрорайоне Яшьлек в колодец чуть было не угодили дети. На каждый случай хищения местным коммунальным службам приходится реагировать. Только в прошлом году, информирует газета “Дружба”, им пришлось заново устанавливать крышки на 150 люках, многие из них были предусмотрительно приварены к горловине колодцев. Стоимость каждой из 60-килограммовых бандур – 2,3 тысячи рублей. Расхитители же, сдающие их в пункты по приему цветмета, выручают за крышку “всего-то” 200-220 рублей. Впрочем, этого вполне хватает на бутылку с немудреной закуской.


Недавно коммунальщики предложили властям обязать коммерсантов из приемных пунктов забирать у клиентов только непригодный материал, чтобы исключить материальный урон хозяйству города, а также ввести жесткие санкции против нарушителей данного правила. В Нурлатском районе заодно возбудили три уголовных дела, связанных с расхищением канализационных крышек, одно из них передали в суд. Однако расхитителей это не останавливает. И тогда коммунальщики придумали еще одно новшество – теперь крышки для люков изготавливаются из заведомо “неликвидного” материала – железобетона. Уж такие точно не украдут.


У народа явный дефицит культуры. А откуда ей, собственно, быть, если дышат на ладан очаги культуры? Взять один из крупнейших населенных пунктов Заказанья – древнее село Дубъязы. У его жителей нет возможности сообща достойно скрасить досуг, отметить коллективные праздники, взять книги или газеты в библиотеке… Скромные посиделки в Дубъязах изредка проходят в фойе местного Дома культуры. Именно в фойе, подчеркивают “Высокогорские вести”, потому что находиться в глубине здания из-за его ветхости крайне опасно.


Еще два года назад в центральном парке Дубъяз вырубили деревья. Населению объявили, что на этом месте скоро вырастет новое здание очага культуры. Но стройка заглохла, так и не начавшись. В назидание о нереализованных планах остался изуродованный сквер…


А вот бедственное положение Дома культуры в верхнеуслонском селе Соболевское имеет вполне субъективные причины. Это неприязненные отношения между культоргом Ольгой Савельевой и исполняющей обязанности председателя исполкома сельского поселения Ольгой Майоровой. К такому неутешительному выводу пришла комиссия районного отдела культуры.


Окна в здании очага культуры выбиты, территория вокруг захламлена, кружки самодеятельности свернуты. Новый музыкальный центр, приобретенный в прошлом году, оказался в неисправном виде и был обнаружен дома у культорга. За последние полгода Савельева организовала для жителей села лишь школьный осенний бал да новогодний вечер. В ходе проверки поступили многочисленные жалобы по поводу ее бездействия. А вот молодежь определенного вида занятий вполне довольна: выяснилось, в частности, что местная шпана частенько “забивает стрелку” в Доме культуры – устраивает здесь попойки, курит, сквернословит.


Однако, по мнению Савельевой, во всем виновата именно Майорова, которая не оказывает Дому культуры материальной поддержки. Директор Дома культуры пообещала “Волжской нови” исправить ситуацию после того, как… победит на предстоящих выборах в местные органы самоуправления. А в том, что у ее будущей конкурентки, и.о. предисполкома, нет никаких шансов, Ольга Петровна не сомневается.


В Чистополе разногласий по поводу воспитания подрастающего поколения не было и нет. Недавно местные краеведы вышли с инициативой создать мемориальный комплекс в память о пребывании в городе в годы Великой Отечественной войны советских деятелей литературы и искусства. Называться он будет “Камские Афины” – с легкой руки благодарного за пристанище немецкого писателя Гуго Гупперта, одного из тех, кто нашел в Татарии надежное пристанище в военную годину. Как известно, в Чистополь тогда был эвакуирован почти весь штат правления Союза советских писателей и Литфонда.


В городе на Каме в 1941-1943 годах жили самые известные представители советской интеллигенции – К.Тренев, К.Федин, Н.Асеев, А.Гладков, Л.Ошанин… Именно здесь были созданы произведения, названия которых у всех на устах. Леонид Леонов написал пьесу “Нашествие”, Михаил Исаковский – стихотворения “Враги сожгли родную хату”, “В прифронтовом лесу”, Борис Пастернак задумал “Доктора Живаго” и сделал его первые наброски. Сами “Чистопольские известия” (а тогда – “Прикамская коммуна”) стали неофициальным органом Союза писателей. Известный российский литературовед Абрам Дерман даже предложил недавно ввести в научный оборот термин “чистопольский период советской литературы”.


Что же может стать основой будущего мемориального центра? В Чистополе сохранились (но серьезно обветшали) Дом учителя – некогда общий писательский штаб, а также здание интерната, в котором жили более пятисот детей эвакуированных. В городе также объявлен сбор предметов быта, документов, книг, фотографий военных лет. У многих чистопольцев сохранились на руках бесценные свидетельства прошлого, кое-кто по сей день поддерживает добрые отношения с бывшими именитыми квартирантами или их родственниками. Семья Цыгановых, например, переписывается с потомками Федина, Вавиловы – Пастернака, Сиротины – с Файнгарами, Тепловы – с Мирерами, Чижун – с Томашевскими.


Другое свидетельство минувшей войны – увлекательные воспоминания Марии Коняховой в спасской “Новой жизни”. Пожилая женщина родом из бывшего села Бездна рассказала, как в молодости она вместе с пятью другими своими односельчанками получила особое задание райкома – перегнать скот на только что освобожденную от фашистов Украину. То был один из даров Татарии обездоленным представителям дружной семьи советских народов, познавшим бремя фашистской оккупации. Все бы ничего, но гурт из 250 голов молодняка нужно было доставить… пешком. Несмотря на невероятные испытания в дороге, задача была выполнена без единой потери. Тысячи километров девчонки преодолели со своим живым хозяйством за семь месяцев – с мая по ноябрь. Украинцы встречали гостей со слезами благодарности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще