Школе выживания на дорогах исполнилось десять лет

Татарстан – единственный в России регион, где проблема детского травматизма на дорогах решается на научной основе.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Татарстан – единственный в России регион, где проблема детского травматизма на дорогах решается на научной основе. Заниматься этим призван Научный центр безопасности жизнедеятельности детей, которому в субботу исполнилось десять лет.


Всерьез о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма в республике заговорили в начале 90-х годов. По статистике Госавтоинспекции, тогда количество ДТП с участием детей стало резко увеличиваться. Профилактическая работа в школах и детских садах осложнялась тем, что последнее к тому времени методическое пособие для учителей и школьников по Правилам дорожного движения было издано в 1981 году. В 1992 году по указанию Кабинета Министров РТ коллектив одного из республиканских научно-методических центров приступил к работе. Созданная им концепция профилактики детского травматизма на дорогах является основой при изучении ПДД и сегодня.


Концепция предусматривает знакомство детей с Правилами дорожного движения в четыре этапа. Первый предполагает изучение основ безопасности дорожного движения в детских садах. На втором этапе полученные знания совершенствуются в школах, где детей начинают знакомить с простейшими транспортными средствами – велосипедом и мопедом. Учащийся также может сдать экзамен и получить удостоверение на право управления ими. Следующий этап предлагает юным участникам дорожного движения совершенствовать практические знания на картодроме. С момента введения концепции профилактики травматизма школу картинга в республике прошли более 20 тысяч ребят. И заключительный этап – получение водительского удостоверения. Теоретически после обучения ребенка по этой программе из него должен получиться профессиональный водитель и грамотный пешеход.


В 1997 году работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решено было систематизировать. Так появился Научный центр безопасности жизнедеятельности детей. За 10 лет его сотрудниками подготовлено более 60 книг и брошюр. Это монографии и концепции, учебные программы, методические пособия. Сегодня можно уже говорить о результатах этой работы. Хотя количество ДТП с участием детей увеличивается, что, безусловно, отражает ситуацию с общим ростом аварийности, число дорожно-транспортных происшествий по вине самих детей стабильно снижается. В 2000 году, например, практически половина всех аварий с детьми происходила по их же вине. Согласно данным за 2006 год, по вине детей случается уже лишь 30 процентов ДТП.


Научный центр с момента его образования возглавляет доктор педагогических наук Ильгизар Халиуллин. На торжествах по случаю десятилетия центра, прошедших в Управлении ГИБДД республики, он отметил, что его коллектив с работой справляется успешно, есть много интересных задумок и идей. Также Ильгизар Халиуллин призвал руководителей, ответственных за введение концепции профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на местах, относиться к этому еще более серьезно, поскольку ситуация на дорогах усложняется с каждым годом.


Начальник республиканской Госавтоинспекции Рифкат Минниханов, поздравляя коллектив центра, прежде всего обратил внимание на стоящие перед ним задачи. “Если мы совместными действиями сможем сохранить жизнь хотя бы одного ребенка, значит, уже ради этого стоит работать Научному центру так, как он работает сейчас”, – сказал он.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще