Минувший год для секретаря Государственного Совета Республики Татарстан Валентины Липужиной стал примечателен в числе других и таким событием: исполнилось ровно 20 лет ее увлечению горнолыжным туризмом. Она совсем не претендует на титул “большого спортсмена” в этой номинации. Называет себя любителем, для которого главное – общение с такими же, как она, приверженцами горнолыжного отдыха и непередаваемые словами ощущения, возникающие при спуске на лыжах с горной трассы.
А все началось неожиданно. Представилась возможность вместе с дочерью и подругой поехать в курортный поселок Домбай. Всех троих объединяла мечта покататься на настоящих горных лыжах. Никто тогда не предполагал, что она безвозвратно заведет их на “трассу” новых ощущений и непознанной доселе романтики.
Этот вид отдыха не похож на горнолыжный спорт со скоростным спуском по крутой трассе, размеченной воротами, с фиксацией времени. В горнолыжном туризме нет и соревнований с разновидностями слалома – спуска с гор по трассе с обозначенными флажками.
Для Валентины Николаевны – это всякий раз ее безмолвный диалог с “ее величеством горой”. С горной высоты не видно, что там, далеко внизу. Когда в душе возникает уверенность в возможности добраться туда, становится понятно: гора разрешила!
– И ты не скользишь, а летишь, – передает свои ощущения “полета” со снежной вершины моя собеседница. – И неведомы страх, напряжение, наполняешься ощущением, что все у тебя получится. И когда ты оказываешься уже внизу склона, тебя всю переполняет пьянящее чувство победы!
Удачно спуститься с горы – будто открыть какую-то тайну, понять ее суть. Однако такой эффект достигается не сразу.
Горнолыжница Липужина предостерегает новичков: не следует поддаваться иллюзии легкости “полета” с горы. Легкость придет лишь с годами трудной практики. Многие из бесшабашных смельчаков, не потрудившись освоить элементарные приемы и правила горнолыжной техники, спускаясь по трассе, калечились.
Горнолыжный туризм – небезопасный и травматический вид досуга. Об этом Липужина не забывает и теперь, будучи горнолыжницей с большим стажем. Она никогда не позволит себе нарушить правило горы: “верхние отвечают за нижних”. Спускаясь на лыжах по трассе, она не обернется назад, чтобы полюбопытствовать: кто там следует за ней? Для нее важно держать свою цель: обойти “без аварии” впереди идущего, иначе тебя сшибут.
Сегодня Валентина Николаевна сведуща во многих вопросах, касающихся ее хобби. Тем, кто хочет встать на горные лыжи, рекомендует взять несколько уроков у инструктора, чтобы научиться делать повороты и останавливаться на любой крутизне.
Она “просветит” и насчет экипировки, лыж, креплений, палок… И хотя прошло то время, когда горнолыжные ботинки были дефицитом и люди выстраивались в очередь в магазинах, чтобы их купить, и сейчас инвентаря много всякого и разного, на любой вкус и кошелек, все-таки совет от Липужиной очень даже может пригодиться.
Не следует, например, сразу спешить в магазин за лыжами и прочими необходимыми аксессуарами для горнолыжного туризма. Очень трудно правильно оценить свой уровень подготовки, поэтому для первого похода “на гору” лучше взять в аренду инвентарь у лыжников со стажем.
Когда-то Валентина Николаевна, будучи неопытной и начинающей, сама прошла путь “чайника”. Между прочим, есть гипотеза, по которой понятие “чайник” берет начало в горнолыжном спорте. Ведь, действительно, человек, стоящий на горе, уперевшись одной рукой в бок, а другой опершись на палку, – очень похож на чайник.
Самым что ни на есть “чайником” начинала и Липужина. С мягкой иронией и снисходительностью сегодня вспоминает о первых шагах своих подопечных их наставник, опытный горнолыжник Рустем Еналеев.
Поехав вместе с ними на Домбай, он не предполагал, что ему придется стыдиться экипировки его милых подшефных. Их непромокаемые и непродуваемые куртки и брюки из плащевки, пошитые специально для занятий горными лыжами, уж очень невыгодно смотрелись на фоне настоящих спортивных костюмов других отдыхающих. А когда ученицы Рустема Шакировича, съезжая с горы, набирали скорость, от сильного ветра их брюки раздувались как широченные шаровары. Все это выглядело очень смешно и смущало бывалого лыжника, который старательно делал вид при посторонних, что не знаком с этими дамами. А те, ни о чем не догадываясь, наоборот, всячески старались обратить на себя его внимание и похвастаться прилюдно своими успехами.
Первая горнолыжная вылазка всем запомнилась еще и тем, что в домбаевском прокате для трех женщин нашлась всего одна пара лыж. Потому начинающим горнолыжницам пришлось передавать лыжи друг дружке через каждые 15-20 минут. Причем времени на само катание уходило гораздо меньше, чем на долгую процедуру расстегивания и застегивания креплений.
Но несмотря ни на что, недельного пребывания в Домбае хватило, чтобы неизлечимо “заболеть” горными лыжами. С тех пор не упускалась ни одна возможность побывать на горной трассе, будь то Дербышки, поселок Федотово, Кукмор, район за Чебоксарами, “Абзяково” (Башкортостан) с 12 трассами разной сложности, “Боровец” (Болгария)…
Особым очарованием запомнился “кукморский” период. Маленькая комнатка без каких-либо удобств, снятая всего на одни сутки в домике местных жителей, “фанат-горнолыжник” Александр Стрельников, которого внучка Валентины Николаевны называла “хозяином горы”… Волнующее осознание совершения на лыжной трассе всего того, что неудержимо наполняет душу неизъяснимой гордостью… И блаженное чувство счастья оттого, что рядом самые родные и близкие люди… И даже спешка на электричку, отъезжающую в Казань точно в 16.20, не вызывала раздражения…
К слову сказать, на кукморских склонах состоялось знакомство с Рустамом Миннихановым, встреча с другой заядлой горнолыжницей – Риммой Ратниковой. Прекрасным лыжником оказался и супруг Риммы Атласовны, который в прошлом году “по секрету” от Валентины Николаевны учил ее внучку прыгать с трамплина.
Вообще, Машенька теперь – большой авторитет для родственников и всей горнолыжной компании, в которую она была принята еще трехлетней малышкой. Именно ей два года назад удалось уговорить своего деда встать на горные лыжи, который на протяжении многих лет был “крепким орешком” для самой Валентины Николаевны и дочери Ирины.
Многое изменилось не только с тех пор, как лыжи появились у северных племен в эпоху неолита, но и с того времени, как родился горнолыжный туризм. Этот вид отдыха становится все более затратным и совершенным. Очки, костюм, обувь, лыжи, крепления, палки непрестанно модернизируются. Если раньше, например, лыжи были прямые и длинные, теперь они “с юбочкой”, т.е. с “талией” посредине. На них гораздо легче делать повороты.
Катание на горных лыжах давно перестало быть отдыхом элитарным. Теперь к горам тянутся люди разных сословий и профессиональных интересов. Немудрено, что это находит отражение и в фольклоре, который учит различать среди “горного народа” горнолыжников, горнопляжников и горнофляжников (или катальщиков, загоральщиков и бухальщиков).
Последних Валентина Липужина считает самоубийцами, потому что катание с гор и выпивка – вещи несовместимые. Это она усвоила еще 20 лет назад, когда строгий инструктор в лице Рустема Шакировича Еналеева не позволил притронуться к единственной бутылке коньяка, привезенной из Казани на Домбай. Чтобы кататься на горных лыжах, ноги должны быть крепкими, а голова – ясной.
С открытием спортивного комплекса “Казань” отпала надобность поездок на далекие горнолыжные курорты. И Валентина Николаевна вместе со своим “коллективом”, численность которого колеблется в большую или меньшую сторону, сразу же освоила новую трассу. Здесь она все чаще встречает своих давних и не очень давних знакомых. Один из тех, кто только-только набирается опыта в горнолыжном деле, как-то признался ей в том, что “проснулся первого января утром и первое, что сделал, – поехал кататься на лыжах”.