“Фатум, рок, судьба… Божья кара… По поверьям, может настигнуть род и в седьмом поколении… Ерунда какая-то”, – от тяжелых дум Расим не мог уснуть. Перестав ворочаться, уставился в бездонную темноту застывшего в ожидании света окошка. На нем уже начали вырисовываться силуэты, когда Расиму как будто шепнули в ухо. Спасение… Он завтра же позвонит директору дома малютки.
Рядом мирно сопела жена. Расим осторожно поцеловал ее открытое плечо. Сладко зевнув, глубоко уснул.
***
Маленького Расима няня разбудила на заре. Шлепая босыми ногами, мальчик прошел в умывальную комнату. Там, еле дотягиваясь до мойки, уже умывалась Мария. Няня поторопила обоих. Спустя четверть часа, причесанные и прибранные, дети стояли в кабинете директора детского дома.
– Вот какие вы счастливые, в отличие от других детей у вас будут мама и папа, – погладила их по голове улыбающаяся директриса. Неторопливо повернувшись к новоиспеченным родителям, передала документы на усыновление.
Расим приглянулся им сразу же. А с Марией вышел казус. Пока знакомились с детишками, девочка умудрилась вытащить у незнакомца кошелек. Как ни странно, этот поступок сыграл ей на руку. Будущий папа решил, что для тихого и чуть нерешительного мальчика проворная девочка будет хорошей компанией. И их записали под одной фамилией.
Но долгожданного счастья не получилось. Приемные родители оказались достаточно жесткими людьми. Детей больше использовали как рабочую силу в хозяйстве. Даже за небольшие провинности грозились обратно отвести их в детский дом. Медлительному и нерасторопному Расиму доставалось особенно. Зато Мария себя в обиду не давала, стараясь заступаться не только за себя, но и за названного брата. Расим привязался к Марии. Она была большим человеком в его маленьком мирке. Приемыши вместе мечтали найти своих настоящих родителей.
Однажды Мария подговорила его тайно залезть в кабинет директора школы и посмотреть личные дела. Так они узнали, что она – круглая сирота, а у Расима жива мать! В 50-х осуждена на 7 лет тюрьмы за мелкую кражу пшеницы из колхозного амбара… Есть два старших брата, которых так же разлучили, отправив в разные детдома. Приемные родители об этом молчали. Возможно, боялись, что парень захочет найти свою родню. И действительно, с этого дня он начал буквально бредить идеей отыскать своих родных.
***
После семилетки дочь, получив добро у родителей, уехала на малую родину, на Украину. А Расима, старшего, родители от себя не отпустили. Он остался в колхозе и очень скучал по Марии. Через год, пообещав еженедельно приезжать домой, Расим уговорил родителей отпустить его в Бугульму учиться на тракториста. Там он и начал активные поиски своих родных. Но все было тщетно.
В один из дней, возвращаясь из города, Расим еще с улицы увидел на подоконнике милицейскую фуражку. Сердце сдавило ледяным холодом.
В доме стояла могильная тишина, прерываемая редкими всхлипываниями матери, закрывшей лицо фартуком. Отец поднял тяжелый взгляд на сына, а сидящий рядом милиционер опустил глаза. У Расима сдавило горло. Мария?!
Девушку изнасиловали и жестоко убили. Тело было обнаружено в пруду… Его солнце погасло. Вокруг была зыбкая мгла. Только далекий облик матери поддерживал нить жизни Расима.
***
В самом начале строительства Камского автомобильного завода Расим с группой ребят из Бугульмы тоже поехал на великую стройку. Помимо работы он был занят в театральной студии завода. Обычно стеснительный и нерешительный, здесь Расим полностью раскрывался. Его роль даже была выдвинута на премию года.
Самодеятельность часто гастролировала. Объехали всю Татарию. И куда бы ни приезжали – Расим везде пытался отыскать свою родную мать. И нашел.
Жизнь побила ее. После колонии, где нахлебалась горечи сполна, она искала своих детей. Двоих нашла, но недолго длилось ее счастье. Среднего сына, учащегося ФЗУ, погубили какие-то подонки. Только утром нашли остывшее тело в учебном тракторе. Старший на пару с женой спился. Натянул на шею петлю в бане. За ним и жена наложила на себя руки. Два трупа вынесли из дома в один день. Но младшенького, кровинушку, сколько ни искала, не нашла. Она и решила, что он тоже мертв, прекратила поиски. А тут через двадцать с лишним лет стоит перед ней ее сын, живой и здоровый. Сжалилась судьба над ней.
Приемные родители не стали укорять Расима. Он давно для них был заботливым, уважающим сыном. Не раз с его места работы они получали благодарственные письма. Парень был хорошим работником и порядочным человеком. Вскоре приемные родители поехали на смотрины к “родственнице”, а позже нередко гостили друг у друга.
Расим с благословения уже совсем пожилых родителей женился. Через несколько лет они один за другим оставили этот белый свет. Последние дни рядом с немощными и больными стариками были сын со снохой. Перед смертью родители хотели увидеть внуков. Но злой рок был неумолим. Уже десять лет у них не было детей.
– Были в нашем роду детоубийцы, – призналась мать перед смертью, – бабка наша много за жизнь нагрешила. Не даст вам Бог детей. Смиритесь.
***
Расиму уже 60. Но он до мелочей помнит тот день, когда высшие силы сжалились над ним, подсказав путь к спасению от злого рока… В доме малютки его трехмесячный избранник бойко сучил ногами, агукал и иногда расплывался в беззубой улыбке. Расим с женой души не чаяли в ребенке. Через год у них родился собственный сын, через два – дочка…
Фирдауса БИКМЕТОВА.