В середине февраля в Татарстане стартует очередной Марш памяти. Искатели из отрядов “Снежный десант”, “Истина”, “Отечество”, “Книга Памяти” проедут по районам республики с агитбригадами, рассказами о своей поисковой работе и демонстрацией экспонатов, найденных в раскопах на местах боев. Традиционно в этом марше примут участие и юные десантники из казанской школы №139.
Наши дети мало знают о Великой Отечественной войне. Мало у кого живы еще прадеды-фронтовики, которые могли бы поделиться воспоминаниями. Книжки про Гулю Королеву и Олега Кошевого, пользовавшиеся популярностью у их родителей, сегодняшним школьникам заменили эпопеи про Гарри Поттера и хоббитов, а вместо фильмов Калатозова и Ростоцкого они смотрят американские блокбастеры и латиноамериканское “мыло”. Сказать, что школьники из “Снежного десанта” в этом отношении сильно отличаются от своих сверстников, было бы, наверное, неправдой. Но вот о войне они знают, может, даже лучше некоторых родителей – ведь им приходилось участвовать в раскопках на местах боев, доставать из земли оружие, солдатские каски, а главное – останки тех, кто погиб на полях сражений.
– Наш отряд в мае стоял в Любани, это в Ленинградской области, – вспоминает десятиклассница 139-й школы Тамара Иванова. – Нашли два солдатских медальона. Обычно если имя на медальоне прочитывается, по мобильному телефону об этом тут же сообщается в город, в местный военкомат. Начинается поиск родственников…
– Там, где мы ведем раскопки, воевало много татарстанских солдат, – говорит руководитель школьного “Снежного десанта”, педагог-организатор Ирина Ионенкова. – По установленным данным одного солдата мы, работая в Подольском архиве Министерства обороны России, пытаемся установить фамилии тех, кто воевал рядом с ним и, следовательно, скорее всего, погиб на этом же участке. Каждая наша экспедиция – это возвращенные из небытия судьбы. Ребята обязательно принимают участие в торжественном захоронении найденных останков.
Ирина в десанте – со студенческой скамьи, застала самый расцвет этого движения в КГУ. Позже работала в “Книге Памяти”. Начав в 2003 году работать в школе, она сумела увлечь детей своим энтузиазмом и собрать отряд. Конечно, многих привлекли рассказы о походах. Ведь это, помимо работы в раскопах, – еще и костры, песни под гитару до утра, новые друзья со всей России. Но туда берут только старшеклассников. “Десант” же – понятие более широкое. Уже пятиклассники могут работать в школьном музее, участвовать в агитбригадах Марша памяти, готовить экспозиции на праздники в парке Победы.
В 2004-м первый отряд из 139-й школы отправился в поход в Любань – с Ионенковой тогда пошли всего два девятиклассника. Сегодня на счету школьного отряда пять экспедиций, в том числе две – в Новороссийск. Да и народу, конечно, прибавилось.
Каждый поход добавляет экспонатов в музей. У отряда есть специальный чемоданчик, в котором они носят эти экспонаты по классам родной школы, рассказывая о своей работе и о войне. Преимущество этой передвижной выставки перед стационарной экспозицией в том, что все вещи можно потрогать. Вот, скажем, настоящая граната-лимонка – конечно, без боевого заряда. На ощупь ребристая, неожиданно тяжелая. А вот те самые капсулы, в которых находили солдатские медальоны с именами. Каждый такой “предметный” разговор со сверстниками – это еще одна возможность напомнить сегодняшним школьникам: вот она какая была, эта война, вот ее конкретные проявления – к ним можно прикоснуться и через них ощутить грозовое прошлое…
Даже сценарии школьных агитбригад – это не безликое “чтобы помнили”, они строятся на конкретных свидетельствах минувшего века. Например, на реальных строчках из дневников детей блокадного Ленинграда. Говорят, они вызывают слезы даже у самых прагматичных зрителей. Самим же юным актерам такие выступления помогают осознать истинные ценности.
– Мы, оказывается, так хорошо живем, – делится мыслями десятиклассница Настя Самойлова. – У детей военного времени детства практически и не было…
Конечно, сегодняшняя жизнь не в пример более комфортна, и кажется, что материальная ее составляющая наглухо “забивает” духовную. Но, с улыбкой говорит Ирина Ионенкова, не все так плохо, как кажется. Ее девчонки-десантницы, скажем, как-то умудряются сочетать тягу к “гламуру” с патриотическими порывами: берут с собой в походы косметику, утром умоются холодной родниковой водой, накрасятся (зеркальце укрепляется тут же, на дереве возле палатки) – и в раскоп. И работают не хуже ребят. Среди последних, кстати, много так называемых трудных подростков. Одного такого одиннадцатиклассника, вспоминает Ионенкова, мама отправила в поход в Любань в мае, накануне выпускных экзаменов. Сама пришла и попросила педагога взять мальчишку на раскопки. Дескать, на пользу ему это идет – от праздного шатания отвлекает. В походе, поясняет руководитель школьного десанта, дети действительно меняются. Те, кто привык к тепличным домашним условиям, учатся практическим навыкам жизни в лесу, “трудные” становятся ответственными.
В Казани сегодня действуют четыре школьных отряда “Снежного десанта”. Их руководители – все сами бывшие “десантники”. Координирует их работу молодежная организация “Объединение “Отечество”. Финансово поддерживает Министерство по делам молодежи, спорту и туризму. Часть расходов берут на себя и школы. В 139-й, например, своим десантникам подарили цифровой фотоаппарат – ведь после каждого похода и Марша памяти выходят стенгазеты, а что за газета без фотографий! Палатки – тоже школьная заслуга. А котелки, рюкзаки, прочее мелкое походное снаряжение собирают всем миром: что-то дают родители, что-то несут из дома учителя.
– Знаете, для детей из школьного десанта патриотизм – это не затертое абстрактное понятие, а вполне конкретное чувство, – говорит директор школы Светлана Хайруллина.
Что ж, наверное, действительно каждая находка на месте боев стоит десятка прочитанных книг о войне. А трагичные страницы недавней отечественной истории находят-таки свое место в детской душе. Как говорится, не Гарри Поттером единым…