Рынок страхования. Целина для аферистов?

Все чаще их жертвами становятся сегодня страховые компании (СК). Лакомым кусочком является имущественное страхование автомашин и страхование автогражданской ответственности их владельцев.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

У современных мошенников в последнее время появились новые приоритеты

Все чаще их жертвами становятся сегодня страховые компании (СК). Лакомым кусочком является имущественное страхование автомашин и страхование автогражданской ответственности их владельцев. На этот вид приходится от 70 до 80 процентов всех случаев мошенничества. Страховые премии аферистам достигают 20 процентов от суммы выплат. Татарстанские страховые компании только за первый квартал 2011 года выплатили им около ста миллионов рублей.

Традиционно чаще обманывают в столице и крупных городах республики, где сконцентрировано наибольшее число автомобилей. Примечательно, что если в первую волну экономического кризиса сомнительные сделки по автостраховке привлекали в основном безработных, то теперь получить деньги незаконным путем все чаще пытаются вполне обеспеченные люди.

«Недавно к нам пришли две девушки, – рассказывает представитель одной из страховых компаний, – и попытались мошенническим путем получить страховую премию, инсценировав дорожно-транспортное происшествие. Они работают в банке, неплохо получают, ездят на дорогих машинах. Стоило нам, обнаружив мошенничество, обратиться в правоохранительные органы, девушки получили бы условный срок, и с таким пятном в биографии путь в серьезную организацию им был бы заказан. А ведь девушкам – по 20-25 лет».

Лет десять назад аферы в страховании носили индивидуальный характер и были «любительскими». Сегодня же обозначилась масштабная криминализация страхового рынка: люди объединяются во временные или постоянные группы из двух-трех человек. Такая команда, например, под видом брокерской компании выписывает фальшивые полисы, делая ставку на недостаток страховой культуры: мало кому из клиентов приходит в голову «оскорбить» брокеров просьбой показать лицензию на оказание страховых услуг, наличие которой, кстати, обязательно.

Благодатной почвой для процветания страховых мошенничеств является лояльное отношение населения к этим уголовно наказуемым преступлениям, ведь жертвами становятся не отдельные граждане, а компании и государство. Размыты тут и нравственные принципы: обыватели зачастую одобряют действия мошенников, воспринимая их как месть за введение вызвавшего в свое время массу недовольства ОСАГО, своего рода «экспроприацию экспроприаторов».

За первый квартал 2011 года татарстанские страховые компании выплатили мошенникам около ста миллионов рублей.

Что же противопоставляет мошенничеству сообщество страховщиков? В подозрительных случаях проводят собственное расследование и успешно разоблачают немало мошенников. Но до суда дело доводят редко: прижатые к стенке обманщики предпочитают забрать заявления о выплате им страховой премии.

Предпринимают страховщики и превентивные меры. Каждая СК формирует свой «черный» список клиентов и работников страховых компаний, замеченных в сомнительных сделках. С такими людьми компании в дальнейшем не имеют дела.

Не вынося сор из избы, они, возможно, дают повод мошенникам убедиться в собственной безнаказанности и толкают их на новые преступления. К тому же масштабы мошенничества сегодня настолько огромны, что справиться с его валом компаниям в одиночку невозможно. Поэтому Союз страховщиков РТ внедряет в жизнь идею консолидации усилий. Для начала создается общая база данных о выплатах по автострахованию и по автогражданке, о транспорте, застрахованном в нескольких СК одновременно. Есть фотобаза транспортных средств, которые попадали в дорожно-транспортные происшествия. В планах – создание единого «черного» списка мошенников, как страховых агентов, так и граждан, и системный обмен информацией между страховщиками.

Но и страховые компании тоже не агнцы божьи. Могут и они лукавить, неправомерно снижать размер премий, некорректно разъяснять условия договора страхования, задерживать выплату страховки, а то и вовсе отказать в ней…

Кто защитит в этих случаях их клиентов?

Если возникают сомнения в честности страховых компаний, агента или брокера, руководитель координационного совета Союза страховщиков РТ по противодействию мошенничеству Сергей Барейко советует обращаться в Росстрахнадзор, Союз страховщиков или в головной офис страховой компании. Такие «сигналы» очень неприятны для страховых компаний и брокеров, имеющих лицензию, уверяют они.

Но давайте посомневаемся: даже если вышестоящие или контролирующие органы примут жесткие меры, пострадавший от этого не станет менее пострадавшим. Единственный шанс добиться справедливости и вернуть положенное – обращаться в суд.

Сегодня баланса сил между страховщиком и страхователем, достаточного, чтобы решать конфликт на равных, нет. Обыкновенному, честному потребителю отстоять свои права против профессионалов бизнеса очень и очень сложно. Добропорядочность и честность остаются в любом случае внакладе. Как признался Сергей Барейко, компании следуют законам бизнеса: дополнительные риски и возможные потери от деятельности мошенников изначально закладываются в стоимость полисов и таким образом перекладываются на плечи клиентов…

Эксперты же предсказывают изменения на страховом рынке. С будущего года ужесточаются требования для получения лицензии: страховой компании нужно будет иметь уставной капитал не менее 120 миллионов рублей против 40 миллионов нынешних. А такой тугой страховой портфель может себе позволить не каждая компания. Скорее всего, на рынке страхования число игроков уменьшится, слабые будут объединяться, а некоторые продадут себя инвесторам. С укрупнением страхового рынка, будем надеяться, отпадет необходимость в демпинговании и погоне за клиентами со всеми вытекающими последствиями…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще