“Как твои дела, веришь ли в мечты, носишь майку с Че?” – задушевно выводит юная певица, возможно, даже не осознавая, как точно отражает текст ее песни некое новое социальное явление. А точнее, новое явление товарища Че – правда, уже в несколько иной ипостаси. Сегодня красивое, мужественное лицо бесстрашного кубинского революционера Че Гевары, его взгляд, устремленный в будущее, берет со звездой встречаются все чаще на футболках, рюкзаках и даже на футлярах сотовых телефонов. Так кем же стал Че Гевара для новой молодежи – примером для подражания или просто способом выделиться?
В этом мы и попробовали разобраться, опросив юных граждан Татарстана, на чьих майках, сумках или брелках нами были обнаружены портреты команданте Че.
Руслан, 18 лет:
– Признаюсь честно, сначала просто взял “затаскать” эту футболку у друга. Даже не обратил внимания на рисунок. А когда пригляделся и понял, что на футболке – портрет Че Гевары, то решил поинтересоваться, кто это. Прочел в Интернете его биографию, заглянул на различные форумы и сайты. Как-то даже удалось посмотреть о нем фильм с участием Омара Шарифа. Ну, теперь могу смело заявить, что Че – мой духовный наставник и кумир. Я искренне им восхищаюсь.
Лена, 15 лет:
– Он был крутой. Я знаю, что он родом из Аргентины, а в революцию его привела любимая девушка. Почему мы сегодня любим Че? Это символ свободы, почти как Курт Кобейн (лидер альтернативной рок-группы “Нирвана”. – Ред.) Только Кобейн был наркоманом, а Че – нет.
Денис, 24 года:
– Для меня Че Гевара – не просто историческая личность. Это мой духовный наставник. Его героизм меня вдохновляет. Хотя многие из тех, кто носит футболки с его портретом, даже не знают, кто он.
Марсель, 25 лет:
– Кто это такой вообще? Я понятия не имею. Эту майку мне мама купила, вот и ношу…
В общем, не все, кто носит одежду с изображением команданте, являются его истинными почитателями. И все же “майка с Че”, по мнению социологов, – это не просто дань моде.
– Современная молодежь ищет себя в неодномерном и многоликом социуме, – говорит кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии, философии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств Елена Кулагина. – Одежда во все времена являлась выражением статусной принадлежности, в современном мире – это еще и способ самовыражения. Своим внешним видом мы заявляем о себе как о представителе конкретной социальной общности – чиновников, военнослужащих, артистов, спортивных фанатов…
В среде так называемых неформалов молодой человек пытается, во-первых, отделиться от “гопников”, во-вторых, – от “попсы” и “золотой молодежи”. Думаю, именно в этой среде вы скорее всего и обнаружите людей в футболках или с брелками с изображением Че Гевары. Это скорее дань форме, нежели содержанию. Какие ассоциации возникают с ним? Свобода, независимость, борьба! Но мало кто с ходу ассоциирует это лицо с легендарным Че с острова Свободы с его близким другом Фиделем Кастро, со штурмом казарм Монкада, с захлебнувшейся революцией в Боливии. Вряд ли эти события могут что-то значить для большинства молодых людей.
Желание приобрести изображение Че также можно связать с протестными настроениями людей в возрасте “бушующего адреналина”, с их максимализмом и жаждой справедливости (это иногда встречается и у нынешней молодежи). А куда в этом случае обратить взор? Рок сегодня фактически перестал быть протестом, и тут вспоминают про легендарного команданте Че.
В 2007 году исполнится 40 лет со дня его гибели. Еще при жизни кто-то считал его бескорыстным романтиком революции, а кто-то – жестоким убийцей. Сегодня отношение к Че разных людей дифференцируется по другому принципу. Скажем, некоторые молодые политики, тяготеющие к радикальным действиям, именем революционера называют газеты, листовки. У Молодежного левого фронта есть лагерь имени Че Гевары. Создатель одного из сайтов, посвященных мятежному аргентинцу, не мудрствуя лукаво, заявляет: “Он погиб от рук америкосов – это уже вызывает уважение. Враг США – мой враг!”
Но в то время, как некоторые пытаются заработать на имени команданте политический капитал, другие делают на нем вполне реальные деньги. Майки, сумки и брелки – это далеко не все, до чего додумались предприимчивые сограждане, уловив подъем новой волны интереса к Че. В Красноярске, например, как сообщают интернет-афиши, открыли ночной клуб “Че Гевара”. Его “фишка” – кубинская атмосфера. Танцпол делит клуб на две части – Куба “до” и “после” революции. Кубинский флаг, муляжи ящиков с оружием, “эротическо-милитаристический” балет – вот та атмосфера, в которую организаторы предлагают окунуться “романтикам-революционерам, капиталистам и милитаристам”…
“Че был теоретиком преодоления мелкобуржуазного, потребительского, мещанского сознания”, – прочитали мы в одной историко-биографической статье. Сегодня революционеры и капиталисты вместе проводят досуг в ночном клубе, объединясь под знаковым именем кубинской революции. Так кто же все-таки сегодня для нас Че Гевара – человек или ночной клуб?..
Диляра ФАТХУТДИНОВА.