Кабановый рай в Мамадышском районе

Сейчас только и разговоров, что о свиньях да кабанах.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Сейчас только и разговоров, что о свиньях да кабанах. Куда взор ни кинь, кругом, пардон, одни свиные рыла… Они весело смотрят на нас со страниц глянцевых журналов, с открыток, плакатов, футболок, лыжных шапок и прочей текстильной продукции.

Добродушные дородные хрюшки украшают витрины, торговые прилавки завалены игрушечными свинками и кабанчиками. И нет, наверное, сегодня человека, у которого бы в кармане не завалялся брелок-поросенок для ключей, либо на рабочем столе не примостилась свиная фигурка в качестве сувенира, либо не была украшена стена плакатом с изображением хавроньи. Такова традиция – наступает год Свиньи или Кабана. А чтобы он был удачным, принято всячески поощрять и любить животное, покровительствующее этому году. Вот и пляшем вокруг Кабана… Символического.

А вот мы на днях “отплясывали” вместе с настоящими дикими кабанами в Мамадышском лесу. Не через щелку в заборе за ними наблюдали, не с какой-то безопасной смотровой площадки, а очень тесно с ними общались, кормили с рук, гладили шершавые кабаньи спины, правда, с осторожностью: все-таки звери серьезные…

Старенькая, но еще шустро бегающая “Нива” директора государственного природного заказника “Чистые луга” Сергея Ипкеева встречала нас на окраине поселка Новый Мамадышского района. Со всех сторон окруженные лесом, припорошенные недавно выпавшим снежком деревенские домики чем-то неуловимо походили на блестящие елочные игрушки. Воздух чистый, морозный и так сладко пропитан хвоей, что просто невозможно было не думать о наступающем Новом годе.

Чтобы усилить ощущение праздника, мы сразу же, не откладывая дела в долгий ящик, отправились к героям дня – кабанам. По дороге меня предупредили, что звери все-таки дикие, потому вести себя с ними надо осторожно, резких движений не делать и громко не разговаривать. Открывая деревянную дверцу в заборе, огораживающем вольер (его площадь 4,5 гектара), Ипкеев протянул мне полбуханки хлеба: мол, будете подкармливать животных, располагать их к себе. Эх, не знала я заранее, что хлеб для кабанов – это все равно что мед для медведя или курочка для лисы. Да они на него, как собаки, на грудь бросаются, вот какая любовь к хлебу! Естественно, учуяв хлебный дух, меня тотчас атаковала свора жаждущих лакомства кабанов. От восторга и с испуга я сразу же скормила им весь запас, пришлось Ипкееву идти за новой порцией, на сей раз в виде зерна. Кстати, на одну кормежку стада требуется примерно 140-150 килограммов, один кабан в день съедает 7 кило зерна.

История этого необычного кабаньего хозяйства напрямую связана с нынешним директором заказника “Чистые луга” – любителем природы и заядлым охотником. В начале 90-х годов, будучи в охотничьих хозяйствах Марий Эл и Чувашии, Сергей Семенович обратил там внимание на диких кабанов, которые содержались в вольерах и предназначались для обучения собак. Загорелся идеей организовать такой же у себя. И не из одних охотничьих побуждений, у Ипкеева особое отношение к этим животным: кабанов он считает не только ценным промысловым видом, но еще интересными и, не удивляйтесь, очень добрыми существами, с которыми ему приятно общаться…

Вернувшись домой, Ипкеев начал обустраивать собственный кабаний вольер, благо материала в Камском лесхозе вокруг поселка Новый и примыкающего к нему Берсута достаточно. К строительству забора Ипкеев с коллегами-охотниками приступил в 1994 году, заботливо соорудив также навес с крышей, устланный внутри соломой – для лежки кабанов. Осенью 1996 года в вольер был запущен первый кабан, вернее кабаниха, привезенная из Марий Эл. Спустя год, чтобы ей не было скучно, отловили в елабужских лесах парочку кабанчиков. Животные оказались пугливыми, день-деньской просиживали в овраге или в камышах у озера. А когда ураган сломал забор, из-за чего в нем образовалась брешь, кабаны убежали в лес. Пришлось озадачиться покупкой новых зверей. Парочку крошечных поросят Ипкееву принесли охотники из Рыбной Слободы. Так со временем образовалось целое стадо, в котором сегодня насчитывается более двадцати кабанов разного возраста, начиная с трехмесячных.

Один из тех рыбнослободских кабанчиков, вернее, одна, по имени Машка, до сих пор жива и здорова. Она не просто всеобщая любимица, но настоящая атаманша, вожак стада, ведь у кабанов – матриархат! Все кабанье поголовье ее слушается, даже совсем дикий, редко выходящий на люди секач Борька, главный производитель стада, беспрекословно ей подчиняется.

Не так давно хозяйство Ипкеева посетили хоккеисты “Ак барса”, бывала здесь и знаменитая теннисистка Анастасия Мыскина – она даже сумела покормить общительную Машку прямо с руки. Приезжали коллеги-экологи из Московской области. Все – в восторге!

Говорят, животные не понимают человеческого языка и единственное, на что они способны реагировать, – на интонацию. Но вот вам картинка с натуры. Вечером, когда уже совсем стемнело, Ипкеев со своим помощником Федором Емельяновым кормили кабанов белковой пищей – рыбьими головами. Полосатые поросята, рожденные в сентябре этого года, аппетитом ничем не уступали взрослым, смело отвоевывали свои куски у всех, кроме Машки. Насытившись, атаманша милостиво уступила малышам место, а сама вальяжно развалилась перед Федором Емельяновым. Тот присел и стал мять ей бока.

– Машка обожает массаж, – прокомментировал свои действия Федор.

Животное и впрямь млело от удовольствия. Минуту спустя Федор в раздумье произнес:

– А мяса-то сколько… (Увы, судьба любой свиньи имеет грустный финал.)

Едва он это сказал, как Машка с визгом вскочила и побежала прочь. Емельянов едва отскочить успел и только руками развел: мол, делайте выводы сами, понимают или не понимают наши слова животные. Все они понимают, только ответить не могут…

О своих питомцах Федор готов рассказывать день и ночь, и только самое хорошее:

– Кабаны на самом деле вовсе не кровожадные и не злые, а миролюбивые и мягкие. Бывает, начну их отчитывать за какую-либо провинность, так они понурят голову и убегают – не любят, когда их ругают, обижаются. Еще кабаны необыкновенно умные. Знают точно время кормления и каждый раз к этому часу сбегаются к месту “выдачи пищи”. Всегда при этом ведут себя прилично – не толкаются, не сбивают нетерпеливо с ног, стоят и интеллигентно ждут.

Первоначально, создавая вольер и запуская в него кабанов, Ипкеев намеревался использовать их исключительно для воспитания у собак (прежде всего у лаек) охотничьих качеств. Кстати, в начале декабря в поселке Новом на базе вольера (в республике он единственный) состоялись состязания охотничьих собак, в которых участвовали 12 команд. Победили нижнекамцы, а вот лучшими собаками были признаны Уксун и Дымка – воспитанники Сергея Ипкеева.

Еще одно направление в работе с кабанами, которое намерен осуществлять Сергей Ипкеев, – научное. Как-то он уже провел эксперимент: к двум домашним свиньям запустили двух диких кабанов. Через определенное время у хрюшек родились по 12 поросят. Из них в каждом помете – по 3 полосатых кабанчика…

Так что дикие кабаны и домашние свиньи – точно одной крови.

Наконец, Сергей Семенович лелеет еще одну мечту.

– В связи с перспективами развития в Татарстане экологического туризма, – считает он, – неплохо было бы использовать наш вольер как зоопарк. Туристам общение с кабанами очень бы понравилось, ведь они такие забавные! Также нам и республике в целом выгода была бы большая. Только не хватает для этого, если можно так выразиться, соответствующей упаковки – развитой туристической инфраструктуры. А ведь места у нас замечательные!..

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще