“Сиамские близнецы” по-нашему…

.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

…Непогожий осенний вечер, обочина проселочной дороги, лежащий под обрывом автобус “Мерседес”, стоны пострадавших, завывание сирен подъезжающих к месту аварии патрульных машин ДПС, МЧС и “скорых”. Шестнадцать пострадавших и двое погибших. На всю жизнь у свидетелей аварии и сотрудников спецслужб останется в памяти искаженное болью лицо двадцатилетней девушки, которой медики прямо на месте происшествия вынуждены были ампутировать зажатую искореженным металлом ногу…


Увы, это не сюжет фильма-катастрофы и не последствия реальных природных катаклизмов. Это итог “рядовой” аварии с участием пассажирского транспорта, произошедшей совсем недавно на дороге Казань – Камское Устье неподалеку от села Теньки.


К сожалению, подобные дорожно-транспортные происшествия – пусть не с такими серьезными последствиями – сегодня не редкость. Каждый день приносит три – четыре аварии с участием пассажирского автотранспорта. По официальным данным, Татарстан – самый активный субъект федерации по темпам прироста подвижного состава. Каждый год на дорогах республики добавляется еще двадцать процентов автобусов различной вместимости. Но у этой медали есть обратная сторона. Республика занимает четвертое место вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем по количеству аварий с участием автобусов и первое место в России – по числу ДТП с участием пролицензированных автобусов. По итогам десяти месяцев зафиксировано более 140 ДТП, в которых 9 человек погибли и 204 получили травмы различной тяжести. Для сравнения: в прошлом году эти цифры составляли соответственно 120-0-170. Комментарии, как говорится, излишни…


Кто виноват?

Разобраться в причинах ДТП в Теньках – дело правоохранительных органов. Сейчас идет следствие. Но попытаемся проанализировать ситуацию и мы.


По данным следствия, в опрокинувшемся сорокапятиместном “Мерседесе”, принадлежащем ОАО “КПАТП-1”, было больше шестидесяти человек – налицо перегруз, ведь согласно “Правилам перевозок пассажиров” на междугородных рейсах число пассажиров автобуса должно жестко соответствовать числу посадочных мест.


А что такое дорога около Теньков? Спуск с уклоном в четырнадцать градусов, справа и слева – кювет глубиной в восемь метров.


Погода в этот день – туман, слякоть. Дорожное полотно мокрое…


По одной из версий, водитель спускался на “нейтралке”, и когда автобус стало сносить с дороги, не смог притормозить двигателем. Двенадцатитонная махина, смяв бордюр, как бумагу, ушла “носом” в овраг. Благодаря то ли случайности, то ли стараниям водителя автобус упал капотом вперед и только потом “лег”. Упади он сразу на бок, жертв было бы еще больше.


По данным сотрудников ГИБДД, тормоза работали лишь на одном из четырех колес автобуса. Вообще состояние тормозной системы привело в ужас видавших виды гаишников: колодки правого колеса стерты, что называется, до гвоздей, ручник не то что заржавел – мхом порос. Как мог автобус выехать из гаража с такими неисправностями, ведь по правилам его должен тщательно осмотреть выпускающий механик? По некоторым данным, злополучный “мерс” в день аварии находился на ремонте, и на линию его выпроводили в срочном порядке. Правда, штамп “контролера” в путевом листе наличествует. О том, как проводилась проверка, остается только догадываться.


Кроме того, согласно данным сотрудников Управления государственного дорожного надзора РФ по РТ выяснилось, что перед аварией водитель работал четыре дня подряд по пятнадцать часов. Послужило ли это причиной аварии? Однозначно сказать трудно, но режим труда и отдыха водителя грубо нарушен.


И еще одна деталь. По своему состоянию дорога в Камское Устье далека от совершенства – и узкая, и покрытие тут паршивенькое, и спусков-подъемов на ней хватает. Испокон веков по ней ездили только проходимые “пазики”, под них в свое время и паспорт маршрута разрабатывали. В общем, согласно категории дорог, “мерсу” там делать нечего. Следить за соответствием транспортного средства требованиям дорожных условий должен специальный отдел или сотрудник автотранспортного предприятия.


Итак, даже на первый взгляд, нарушений тут – целый “букет”.


Так как же попал злополучный “Мерседес” в Теньки? Главная причина, по всей видимости, – деньги. Точнее, преступная жадность. Припомним – вечер-то был пятничный, пассажиров полно, так что вместо двух “пазиков” выгоднее было отправить сюда один “мерседес”. На российский “авось” рассчитываем – сколько раз везло, пронесет и тут. Увы, не получилось.


Конечно, вину с водителя снимать не стоит. Никто лучше него не знает состояние машины, и ответственность за жизнь пассажиров, выехав на неисправном автобусе, несет в первую очередь он. По закону у шофера есть право отказаться от рейса. Жаль только, что право это больше из разряда мифических, ведь у работодателя для “капризных” водителей есть свои “рычаги” воздействия. Скорее всего, на следующий день отказавшийся будет просто уволен. Иди потом, судись…


Кстати, даже вопиющий случай в Теньках не послужил транспортникам уроком – в воскресенье “на вывоз” пассажиров из Камского Устья (накануне рабочей недели основную их массу составляют желающие добраться до Казани) был снова отправлен “мерседес”.


Что делать?

На следующее утро после аварии выездные ворота КПАТП-1 были “опечатаны”: сотрудники ГИБДД и Госдорнадзора блокировали выезд с предприятия. А уже через несколько часов “пломбы” с ворот пришлось снять. Субботнее утро по количеству желающих уехать еще более напряженное, чем вечер пятницы. Народ уже билеты купил не только на плановые, но и на дополнительные рейсы и, понятно, бушует на автовокзале. Везти пассажиров надо. А кому? Наверное, можно было найти замену “арестованным” автобусам, ведь сейчас хватает транспортных предприятий, у которых есть и необходимый подвижной состав, и лицензии, и все необходимые документы. Правда, за столь короткое время обеспечить замену трудно, так что серьезная задержка рейсов была неминуема. Но главное – опасно выпускать на линию не знающего как следует маршрут нового водителя. Побоялись наделать беды еще хуже. Хотя куда уж хуже-то…


Автобусы выпустили, и по большому счету все вернулось на круги своя.


По мнению начальника отдела технадзора УГИБДД МВД РТ Радика Рамазанова, сегодня и транспортникам, и ГИБДД как воздух необходим федеральный закон о пассажирских перевозках, который регламентировал бы все нюансы этой сферы. Ну в самом деле – сколько же им можно руководствоваться в своей работе приказом по Минтрансу РФ аж от тысяча девятьсот восемьдесят затертого года? За двадцать с лишним лет изменилось все – и дороги, и транспорт, и, главное, количество последнего.


К вопросу о техническом состоянии машин. Еще в советские времена автобусы на междугородных рейсах эксплуатировались не более пяти лет, затем их переводили на городские маршруты. Необходимость этого понятна. Непредвиденная поломка вдали от города весьма опасна – пока “техпомощь” доберется, пока замену автобусу пришлют, пассажирам будет явно некомфортно. А если авария с пострадавшими? “Скорая” наверняка приедет с опозданием. В общем, на междугородные рейсы уходили обычно новые и лучшие автобусы. Но ведь хороших-то автобусов в республике хватает, есть из чего выбрать. Только о какой конкуренции может быть речь, если автовокзалы республики сплошь и рядом принадлежат… автотранспортным предприятиям? Понятно, что владелец автовокзала заинтересован в первую очередь загрузить пассажирами “под завязку” собственные машины, и только потом позволит диспетчерам своих предприятий обратить взоры в сторону “чужих” автобусов. В результате, допустим, автобус Казанского ПАТП-1, которое “по совместительству” является владельцем казанского же автовокзала, уходит из столицы Татарстана в Набережные Челны, что называется, набитым битком. Зато автобус Челнинского АТП везет в лучшем случае двух-трех пассажиров.


В обратном направлении ситуация меняется с точностью до наоборот. Казанский автобус едет пустой, как барабан, зато “хозяйский” заполнен до предела. До курьезов доходит – за десять минут перед рейсом “чужого” автобуса, объявляют дополнительный – для “родного”. И билеты продают именно на последний. Обиженный водитель обязательного автобуса отказывается везти “полтора пассажира”, рейс отменяется. Пассажиры, купившие заблаговременно билеты на автобус по расписанию, мечутся, как угорелые, от кассы к кассе, чтобы их обменять. Мест не хватает. Путаница неимоверная, для пассажиров неудобств – масса. Только и автопредприятиям от этого радости мало, ведь в результате таких манипуляций оба автобуса не то что прибыль везут, но едва оправдывают расходы на топливо.


Понятно, что “неродные” предприятия стараются не заключать договоры с автовокзалом и ищут другие возможности перевозить пассажиров, устанавливая свои пункты отправки по всему городу. Откуда только не уходят автобусы из Казани в те же Челны. И таких импровизированных автостанций предостаточно в любом городе Татарстана. Пассажиры едва успевают выяснять “места дислокации” автобусов.


Даже на взгляд неспециалиста ясно – необходимо сделать так, чтобы перевозчик-автопредприятие никак не мог повлиять на заказчика-автовокзал. Любая реформа начинается с разделения обязанностей. Так, допустим, в жилищно-коммунальной сфере первым делом разделили заказчика и подрядчика-исполнителя. Так пусть и в области пассажирских перевозок каждый занимается своим делом: АТП стараются повысить безопасность и, следовательно, конкурентоспособность своих машин и услуг, а автовокзал выбирает лучших перевозчиков. Кстати, практически во всех регионах России это поняли, и даже созданные на заре приватизации “совмещенные” предприятия вновь разделили. В Татарстане же “сиамские близнецы” живут и… Ну нельзя сказать, что здравствуют, больше страдают, но – существуют. А вместе с ними страдают и пассажиры…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще